Издателю книги Геббельса пригрозили закрытием
«В семь утра у руководства моей конторы прошли обыски, изъяли компьютеры. Формально по делу Геббельса, неформально прокурор района сказал, что рассадник экстремизма больше терпеть не будет», — сообщил собеседник.
Против издательства «Алгоритм» в сентябре 2013 года возбудили уголовное дело из-за выпуска книг «Михаэль. Германская судьба в дневниковых листках» Йозефа Геббельса и «Третий путь: Без демократов и коммунистов» Бенито Муссолини. Расследование началось по 282-й статье УК РФ (возбуждение ненависти или вражды).
В прокуратуре говорили, что психолого-лингвистические исследования показали, что произведения обосновывают и оправдывают нацизм, а также национальное и расовое превосходство одних людей над другими.
Роман «Михаэль» впервые издали в 1929 году при поддержке нацистской партии. В издательстве «Алгоритм» он вышел в серии «Проза великих». В августе прошлого года прокуратура нашла в нем признаки экстремизма, что позднее подтвердили Басманный суд и Мосгорсуд.
Александр Колпакиди, главный редактор издательства «Алгоритм»:
Сначала нас лишили помещения издательства, теперь проводят у нас дома обыски. Сегодня в семь утра у меня дома и у директора издательства изъяли все компьютеры и флешки. По уголовному делу против издательства «Алгоритм» мы проходим как свидетели, а не обвиняемые, поэтому мы предполагаем, что сегодняшние обыски незаконные. Мы сейчас на них сами в суд подадим.
Уголовное дело тянется больше полугода. Книга Геббельса только повод, а причина в том, что мы издавали книги, которые не по нутру власти. Это яркий пример того, что свобода слова в стране душится. Прицепились к роману Геббельса, который издается по всему миру, в том числе в Штатах и Германии. На суде сказали: «Нам немецкая прокуратура не указ!».
Мы издали Геббельса не как пропаганду фашизма, а чисто в научных целях. Там сюжет романа в том, что студент бросил университет, поссорился с любимой девушкой, пошел работать на шахту, и там его завалило кирпичом. Геббельс писал этот роман, когда еще не был нацистом. Несколько фраз про Христа и евреев, которые герой произведения написал в своем дневнике, выдаются за пропаганду нацизма. К тому же когда мы печатали эту книгу, этот роман не входил в Федеральный список запрещенной литературы. Сейчас, после того, как на нас завели уголовное дело, он вошел. По этой логике сейчас в него и детские рисунки Гитлера надо поместить.
Мы не являемся националистическим или правым издательством. Наоборот, мы левое, антифашисткое издательство. Мы издали не только Pussy Riot, Удальцова, Гудкова, Венедиктова, Белковского, но и людей, поддерживающих власть, того же Проханова. Мы за свободу слова. Мы всем предоставляем площадку.