Лучшее за неделю
Анна Красильщик
1 июля 2014 г., 15:25

Учиться за границей. Истории российских студентов. Часть 6: США

Читать на сайте
Фото предоставлено автором

Катя Зорич, 22 года

Провиденс, Род-Айленд

СДавно вы уехали?

В августе будет четыре года.

СПолучается, вам было 18 лет. Вы успели поучиться в Москве?

Я закончила 57-ю школу, а после этого по счастливой случайности поступила в МГУ на филфак и проучилась там первый курс. Вообще, я собиралась поступать на историю искусств и готовилась к экзамену по истории, но в конце 11-го класса была олимпиада «Ломоносов», я решила туда сходить, мне очень повезло с темой, и я поступила по олимпиаде. А потом отучилась первый курс и перевелась в Браун в Америку.

СОткуда взялась идея про Браун?

Так получилось случайно. У меня есть американское гражданство — я родилась в США, — но мы никогда не жили в Америке, я никогда не знала, как это, и это было большим шагом в неизвестность. Но из-за гражданства мне было легче поступить, легко было с английским, и я решила попробовать подать документы в несколько университетов. В общем, получилось поступить в Браун.

СА куда вы еще подавали?

В основном маленькие колледжи вокруг Нью-Йорка. В Гарвард я не подавала: мне почему-то не нравилась идея жить в Бостоне, на периферии. А в итоге в первый год учебы в Брауне я много раз ездила в Бостон, который в 30 минутах. Сидела в университетских гарвардских кафе с учебниками, на которых было написано Brown University, и на меня очень косо смотрели.  

СНасколько сильно гражданство упростило вам поступление?

Другие требования, другие условия подачи документов, другой конкурс. К тому же не все учебные заведения берут неамериканцев. При этом экзамены все те же самые: TOEFL, общие и предметные SAT.

СРасскажите про переезд в Провиденс и свои первые впечатления.

Я приехала в августе. Меня привезли туда тетя с дядей, проводили до моей комнаты и сказали: «Ну все, а теперь мы поехали. Осматривайся». Сначала было сложно: я все время пыталась найти какой-то эквивалент 57-й школе и очень боялась, что сильно изменюсь. В первом семестре я с интересом наблюдала всю эту местную жизнь и пыталась с юмором отнестись к перемене обстоятельств. Меня поселили в настоящее братство (fraternity) — братство футболистов. Девочек было всего пять, они жили на последнем этаже, и утром приходилось переступать через полуголые тела футболистов, которые растянулись после бурных пьянок в коридоре и спали там.

СА поподробней про братства?

Это такая серьезная часть американской университетской жизни. В каждом университете на кампусе сконцентрированы эти братства, которые называются греческими буквами. Я сначала смеялась, потому что все это совершенно как в американских сериалах. Но оказалось, что все ровно так и есть. Многие поступают в университеты по спортивным программам, потому что спорт — это тоже очень большая составляющая университетской жизни. Хорошая футбольная команда для университета Лиги плюща — очень важная традиция. Но после первого семестра меня переселили, вернее, я сама себя переселила, и началась совершенно другая жизнь. Это был старый французский особняк, очень красивый и хорошо сохранившийся. Находился он совсем рядом с отделением французской литературы и французского языка.

СВы сняли там комнату?

Да. Причем нужно было пройти собеседование по-французски и объяснить, почему французский язык для меня важен и что бы я хотела сделать для сотрудничества с этим домом. Я сказала, что хочу сделать киноклуб и показывать по пятницам французские фильмы. Они сказали: замечательно, нам идея очень нравится, попробуем это устроить. И потом мы действительно смотрели там фильмы.

СКатя, расскажите про учебу.

Я приехала и обнаружила, что здесь все устроено противоположно МГУ. Я совсем не понимала, что делать, потому что у меня была полная свобода выбора. Я могла сказать: в этом семестре я хочу взять международное право, урок по рисунку и писать сценарии. И у меня полная возможность все это делать в течение первых двух лет, когда еще не нужно определяться со специальностью. Обычно выбирают четыре или пять предметов, но от пятого в середине семестра, как правило, отказываются, потому что просто не успеваешь. Нужно, чтобы эти курсы как-то правильно между собой сочетались. Так что стандартное количество — четыре. Сначала мне казалось, что они просто ничего не понимают, что это безответственно. Вот у нас в МГУ было расписание, мы его смотрели на третьем этаже и шли в кабинеты. Оказалось же, что это, наоборот, про ответственность и вдумчивость.

СЧто вы выбрали?

Первый выбор был не самым правильным. В некотором смысле это очень здоровая система, потому что за эти два года ты сам приходишь к тому, что тебе нужно, и понимаешь намного больше про себя, понимаешь, к какому преподавателю на семинар тебе нужно ходить, а к какому нет. Я, когда только приехала, думала: ну, все понятно — либо история, либо литература. А потом я начала смотреть по сторонам и увидела, что есть такая история, как MCM — Modern Culture and Media, которое организовали относительно недавно, в 1980-х. Помимо современной литературы (contemporary literature), с которой я в итоге выпустилась, был курс (а на самом деле целое отделение!), где пишут стихи, рассказы и проч. Сначала мне это показалось очень сомнительным местом, но потом оказалось, что это очень интересно. Когда ты оказываешься в одной комнате с ребятами, которые тоже борются с мыслью о том, что все это немного глупо звучит, оказывается, что это очень полезно. Оказывается, что, если много пишешь, из этого куда больше получается профессионального, чем если вообще ничего не писать и просто бояться этой идеи. Таким образом я написала какое-то количество сценариев, пьес, и это было очень здорово, и мне нравилось, что это входит в образовательный процесс. Было приятно, что я могу утром сходить на курс по Джойсу или Кортасару привычного, академического формата, а потом — на курс по стихоплетству.

ССейчас, получается, вы уже окончили университет.

Окончила. Ближе к концу я уже четко понимала, что хочу. У меня появилось отделение, куда я могла приходить, как домой, и разговаривать с разными преподавателями, проводить с ними время. У меня появился научный руководитель.

СА какая тема?

В итоге получился такой триптих про Венецию. Изначально я хотела писать про архитектуру памяти, о памяти как архитектурном сооружении. Мне было интересно сравнить Пруста, Бродского и Кальвино. В итоге я сравнивала Кальвино и Бродского (Пруст тоже вошел, просто в меньшей степени, такой заключительной главой), и мой научный руководитель позволил мне включить мои собственные почти дневниковые записи о поездках в Венецию.

СКакие еще были курсы?

Помимо предметов все выбирают себе какое-то количество дополнительных занятий вне учебы. Это тоже, можно сказать, обязательно. Можно быть редактором литературного журнала или капитаном шахматного клуба. Я выбрала себе какое-то количество литературных журналов и одну школьную газету, в которой я работала. Это было исключительно приятно — такая маленькая модель того, чем я занимаюсь сейчас в Нью-Йорке. И это дало мне здоровое представление о том, как все дальше будет устроено и куда мне дальше идти.

СА что в Нью-Йорке?

Я переехала в конце декабря. Из университетов Лиги плюща Браун самый либеральный в том, что касается правил — что с выбором предметов, что с ограничением по времени. Можно, например, выпуститься в середине года, что я и сделала. Несколько месяцев я проходила такой internship в журнале N+1. Опять же, мне повезло: редакция очень маленькая, и две женщины, которые являются главными редакторами, тоже заканчивали Браун. Выяснилось, что мы работали там в одних и тех же журналах и газетах. В общем, мы сразу нашли общий язык.

СВы не хотите вернуться?

Пока что, наверное, нет. Мне интересно, получится ли у меня тут пожить. Иногда сложно: мне не хватает Европы, не хватает московских бульваров, каких-то знакомых цитат, отсылок. Конечно, я скучаю, но уже не так, как раньше, когда приезжала на каникулы и виделась с друзьями. Как правильно сказал Матвей, приезжаешь в Москву, получаешь какое-то количество информации, потом уезжаешь и там ее обрабатываешь. В общем-то, у меня было то же самое после первого семестра, когда все было в новинку: эти братства, Эмма Уотсон, которая тоже тут училась один год, отношение ко мне как к представителю какого-то диковинного, немного варварского, далекого мира, где ходят в шапках из только что убитого медведя, вопросы про Толстого и Путина (в Брауне было совсем мало русских — в Нью-Йорке я уже не такая диковинка).

СВы скучаете по дому?

Многие мои друзья из школы тоже куда-то уехали. Мой папа математик и последние 20 лет живет во Франции. Я очень скучаю по моей родной сестре. Она в Москве, у нее есть свое место в кафе La Boule, она много работает. Мне интересно наблюдать, как она и ее окружение воспринимают Москву и как они ее меняют, как они пытаются понять, что им делать: уезжать или пытаться облагородить город, сделать его репликой европейских столиц или оставить какое-то количество своих чудаковатых элементов, и как их вплести в этот новый урбанистический рисунок. Мне нравится, что они там, что они не уезжают. И я, конечно, тоже думала, что просто уехать означает не выполнить какой-то долг. Но сейчас я спокойнее к этому отношусь и в то же время не настроена категорически против возвращения: просто не сейчас.

Брауновский университет (или Университет Брауна) — один из самых престижных частных университетов США, седьмой из старейших национальных университетов и один из девяти колониальных колледжей. Основан в 1764 году как Колледж Род-Айленда, в 1804 году переименован в честь Николаса Брауна, одного из выпускников университета и члена семьи Браунов, которые играли большую роль в организации и администрации университета. Входит в элитную Лигу плюща, с 1933 года является членом Ассоциации американских университетов.

Катя Зорич

 

Часть статьи не может быть отображена, пожалуйста, откройте полную версию статьи.

Фото предоставлено автором

Ярослав Забавский, 23 года

Уэльс, Индиана

СГде вы жили и учились до отъезда?

Московская область, Люберецкий район, поселок городского типа Томилино — там я всю жизнь и прожил. Заканчивая школу, я не знал, чем заниматься. Все мои сверстники четко понимали, что хотят, а я нет. Один знакомый рассказал о международной образовательной системе, которая называется UWC (United World Colleges). Всего этих колледжей 14 штук, и они разбросаны по всему миру. Идея в том, чтобы образование было силой, объединяющей весь мир. Студенты там из самых разных стран. Они живут и учатся два года, а потом разъезжаются по своим странам. И все это способствует взаимопониманию и миру во всем мире.

СА кто все это придумал?

Человек по имени Курт Хан. Первый такой колледж он создал в 1962 году в Уэльсе. Потом появились другие: в Норвегии, Америке, Италии, Коста-Рике, Индии. В общем, я подал заявку, заполнил анкету и послал.

СБольше ничего не нужно было?

Больше ничего. Бабушка моя до сих пор думает, что что-то тут нечисто. Они ответили: «Мы получили вашу анкету, приходите на собеседование». Я поехал. Кажется, это происходило в здании какого-то географического музея в Москве. Я пришел, там были ребята — такие же, как я. К этому времени я уже разузнал о колледжах. В анкете делался упор на внешкольные увлечения — чем больше их, тем лучше, — а школьные оценки были не так важны. И вот меня начали по этой анкете гонять и расспрашивать. Вот тут написано, что ты увлекаешься фотографией. А можешь показать? Или: ты написал, что тебе интересна история — какого периода? И так подробно по всем пунктам. Потом мне сказали, что я прохожу во второй тур, для участия в котором нужно было выбрать тему эссе (всего их было 10). Я выбрал тему «Россия — Европа или Азия?».

СЕвропа или Азия?

Я склонился к Европе. Я отправил эссе, после чего нужно было прийти на его защиту (причем эссе было на русском, а защита — на английском). Национальный комитет этого движения в России выслушал мою защиту, и я снова прошел. После этого были разные тесты, а потом пришло время выбирать колледж. Я как раз увлекался The Beatles, так что выбрал Соединенное Королевство и поехал в Уэльс.

СКак устроена эта школа?

Это замок XII века — практически «Гарри Поттер». Вокруг общежития, в каждом из которых живет около 50 человек, а в каждой комнате по четыре человека. Их специально выбирают из разных краев: например, русских не селят с русскими, а палестинцев, наоборот, подселяют к израильтянам. Программа образовательная — IB, международный бакалавриат. Было шесть направлений, среди которых нужно было набирать предметы: родной язык, второй язык, математика, гуманитарные дисциплины, наука, искусство. Три предмета на высшем уровне и три на низшем.

СКакие вы выбрали предметы?

Естественно, русский как родной язык — причем интересно, что вел у меня его американец. Испанский на начальном уровне, историю Европы на высшем уровне — это было очень интересно, и вела его преподавательница из Венгрии.

СТо есть преподаватели тоже из разных стран?

Да, и в этом тоже идея этой организации. Англичан было всего человека два. Еще я взял математику — ее вел датчанин. Взял дизайн на высшем уровне, который был в столбце с науками — физика, химия, география, environmenal sience. Я мог бы взять физику — в школе я учился в физматклассе, — но я подумал: почему бы не взять дизайн? И английский — тоже на высшем уровне.

СА занятия в форме лекций или семинаров?

Лекции, обсуждения, дискуссии.

СУчиться было интересно?

Это было совершенно ново. До этого я учился в гимназии, в хорошей школе в Московской области. Я все делал как все. А здесь мне сказали: выбирай что хочешь. Я впервые столкнулся с выбором. Родители остались дома, и никто не мог мне ничего подсказать.

СРасскажите про тех, с кем вы там общались.

Жил я в комнате с норвежцем, мексиканцем и англичанином. Англичанин был самым старшим, на следующий год он ушел, и к нам подселили китайца. Бывали, конечно,  конфликтные ситуации: кто-то хочет ложиться спать, а у тебя завтра экзамен, или кто-то взял чужие носки.

У всех были разные темпераменты. Норвежец — тихий аккуратный человек, единственный ребенок в семье. Он очень тихо заходил в комнату, говорил шепотом. Мексиканец — из большой многодетной семьи. Он врывался в комнату, шумно включал свет и, увидев, что все спят, выключал его с еще большим грохотом. Но при нем можно было слушать музыку — он спокойно засыпал. Вообще, одна из основных идей этого движения — это то, что каждый человек представляет свою страну.

СА как?

Во-первых, общаясь. Во-вторых, там были тематические вечера, так называемые national evenings, на которых все представители региона рассказывали о своей культуре (еда, презентации, песни). И все эти дополнительные увлечения, о которых мы писали в анкетах, тут могли пригодиться. У некоторых народов отношения были напряженные. Например, у израильтян с палестинцами. Иногда они вообще не хотели друг друга видеть.
Поэтому в колледже старались устраивать между ними какие-то дискуссии, обсуждения.

У меня никаких трений на политические темы ни с кем не было, но чех, который там был, сначала общался со мной напряженно.

СИз-за ввода войск?

Думаю, что да, что в его семье настороженное отношение к русским. Но потом мы как-то сдружились, и при выпуске он написал мне в year book, которую всем выдавали: «Ярослав, благодаря тебе я изменил свое отношение к русским». Это впервые заставило меня серьезно осознать свою национальную идентичность и свою ответственность.

Еще важно сказать про так называемые сервисы — то, что ты должен делать помимо учебы, твой вклад в школьную жизнь или жизнь местного коммьюнити. Я и многие другие международные студенты учились совершенно беслпатно, родители оплатили только билет. И идея в том, что, так как тебе дали стипендию, ты должен отдать что-то взамен. Был сервис сельского хозяйства (при школе был свой огород), была ферма, где
ребята принимали роды у овец. Были ребята-спасатели, которые тренировались на байдарках. Был сервис по работе с пожилыми людьми. Был сервис, связанный с детьми, которых привозили из ближайших детских садов. И был фотографический сервис — media communications, который я и выбрал. Я занимался сайтом, снимал все университетские события, записывал CD с фотографиями школы для спонсоров.

СИ вот вы отучились там два года…

Да. После этого была возможность подавать заявки в вузы по всему миру. Я хотел быть поближе к дому и учиться в Европе. Но в Маастрихтском университете в Голландии, куда я подал документы и поступил, в тот год урезали стипендии, я не смог поехать и остался на год в России. Так у меня получился gap year, как они это называют. Я приехал домой и решил поступать в Америку. Начал наводить справки, смотреть университеты, которые поддерживаются этим движением (иначе полную стипендию я бы не получил). Попутно я пошел на стажировку в рекламное агентство BBDO в Москве, одновременно подавая заявки в американские университеты. В один из них меня взяли, и назывался он Earlham College.

СА где он находится?

В Индиане, в очень маленьком городе. Практически Томилино.

СПочему вы выбрали его?

Я связался с соотечественницей, которая закончила этот университет и вернулась в Россию. Она сказала, что это отличное место, только город совсем маленький. Если ты хочешь ночные приключения и клубную жизнь, то тебе это не подойдет. А если ты хочешь интересно учиться, то это подходящее место. Я приехал и начал брать предметы. Сначала я взял то, в чем не был уверен. Некоторые мои родные хотели, чтобы я был связан с дипломатией, — я взял international relations. Также астрономию и верховую езду — вместо физкультуры — и историю США. Набрал себе винегрет из предметов и потихоньку начал формировать свое мнение. Международные отношения не пошли: было дико скучно. Нужно было взять любой предмет по искусству — я выбрал семинар But what is art?. И все. Я был потерян как дипломат, как экономист. Я точно уже знал, что изучать дальше: пленочную фотографию, визуальную культуру Японии, историю современного искусства, керамику.

ССколько вы там проучились?

Четыре года. Первый год я определялся, на второй год подал заявку на специальность. В России не все понимали, что я там делаю, и говорили: выбрал бы лучше что-то серьезное, например экономику. А я выбрал art major, хотя на minor (дополнительная специализация) взял business & management, о чем не жалею.

ССейчас эти четыре года закончились. Что будет дальше?

Тут нужно сказать, что летом, пока я был в России, я успел жениться. Три года это была семейная жизнь по скайпу. Все деньги, которые я зарабатывал (а я работал на почте университета — сортировал письма за 7,5 долларов в час), я тратил на билеты и любую возможность приехать к жене. А на последний год мне удалось ее туда привезти. У меня была студенческая виза F1, и оказалось, что есть виза F2 для жен студентов. Жена пошла в посольство, ей дали визу, и мы поехали вместе. Нам разрешили жить в отдельном домике рядом с университетом, чуть-чуть доплачивая. Весь последний год мы думали и взвешивали все за и против: что делать, оставаться или ехать обратно.

СА была возможность остаться?

Была возможность продлить нашу жизнь там — получить оплачиваемую стажировку и жить год или два. Но мы решили, что мы вернемся в Россию.

СПочему?

Это не было связано с мыслями о карьере. Если бы я думал только об этом, то в Америке для этого есть все условия. Возможно, я мог бы продолжать заниматься и керамикой, и пленочной фотографией. Но карьера — не единственное, что есть в жизни. Мы составили список причин, почему мы возвращаемся, среди них наши родственники, без которых нам тяжело и которым мы нужны, чувство дома — хотя в США было очень хорошо и я замечательно ладил с американцами, там его не было.  

СВы придумали, чем тут заниматься?

Я пытаюсь понять, куда мне втиснуться, где я мог бы развить и приложить все свои навыки. Мне интересна работа с изображениями, думаю, из меня мог бы получиться хороший фоторедактор.

СА что еще вы можете делать?

В дипломе у меня написано: major — art, minor — business. Чего хочешь с этим, то и делай. В США многие после этого идут в магистратуру и получают специальность. В моем случае это лишь направление. Я знаю гончарное дело и керамику, теорию и историю искусства, аналоговые фотографические процессы. Моя дипломная работа была посвящена фотографии на керамике. И у меня остались навыки public relations, которые я подцепил в BBDO.

СВы предполагаете, что еще поедете туда учиться?

Я никогда не зарекаюсь. Я не знаю. Пока я чувствую, что это правильно — что я здесь.

Atlantic College (Уэльс, Великобритания) — один из United World Colleges. В колледже учатся 350 человек из 90 разных стран. Значительная часть мест бесплатна; полные или частичные стипендии (гранты) финансируются правительством, специальными фондами, частными спонсорами, самим колледжем. Стипендии покрывают стоимость обучения, проживания, питания, учебных материалов и страховки.

Earlham College — университет, где образование проводится по распространенной в Америке системе Liberal Arts. В EC учатся 1200 студентов, 94% которых живут в кампусе при университете. Более 20% — международные студенты. В период между 1998 и 2010 годами колледж был модернизирован, расширен и дополнен новыми зданиями.

Катя Зорич

 

Часть статьи не может быть отображена, пожалуйста, откройте полную версию статьи.

Фото предоставлено автором

Сусанна Чачко, 18 лет

Нью-Йорк

СГде вы учились в Москве?

Сначала в школе №1227 с английским языком, а потом в лицее №1533 на метро «Университет».

СКак так получилось, что вы решили поехать в Америку?

Выпустившись из лицея, я мало понимала, чего хочу. Правда, сейчас, наверное, понимаю не намного больше. В общем, я подала документы на социологию в РГГУ, даже не выясняя ничего ни про МГУ, ни другие варианты. Просто пошла в первое попавшееся место, проучилась там год, и в итоге ни РГГУ, ни специальность мне не понравились. А здесь, недалеко от Нью-Йорка, живут друзья нашей семьи. Они сказали: приезжай учиться в Америку, мы будем рады тебя принять. Мне было понятно, что РГГУ — ужасная трясина, и я, недолго думая, согласилась.

СА что именно было ужасно в РГГУ?

Мне хотелось учиться, а ничего интересного о социологии я там не услышала.

СКуда именно вы поступили в Нью-Йорке?

Тут есть система государственных колледжей — всего их, по-моему, шесть. Это самый дешевый вариант из образовательных услуг здесь. Я подала в три и выбрала тот, который мне больше понравился по расположению. Я решила, что качество образования везде примерно одинаковое, а учиться хочется на Манхэттене. Первые два года выбирать специальность не нужно — можно думать. И идея этой поездки была как раз в том, чтобы я думала и выбирала. Так что я беру разные предметы и смотрю, что мне нравится.

СКакие, например?

Сейчас, во втором семестре у меня много музыкальных предметов, история, математика, итальянский. Есть театр.

СЭто интересно?

Мне не хватает глубины — тут все довольно поверхностно. Но, наверное, надо просто уже выбрать, и тогда все будет нормально.

СГде вы живете?

На самом верху полуострова Манхэттен в общежитии.

СУ вас тут появились друзья?

Я много общаюсь с русскими: ребята из Москвы посоветовали своих знакомых. А в университете друзей не заведешь — тут немного другие люди, не моего типа, и никому не позвонишь, чтобы пойти пить кофе. Это обидно, потому что рядом Коламбия, и там совершенно замечательно. Я, конечно, туда не поступлю — просто хожу и пускаю слюни: там учатся люди, с которыми я бы прекрасно общалась.

СКакой смысл общаться только с русскими?

Я ни с кем из них не общаюсь по-русски. Русский там только один, а другой мой друг вырос тут, и на самом деле он американец, все друзья его местные, и я не помню, когда мы с ним последний раз говорили по-русски. Через него я все больше попадаю в какие-то интересные компании.

СКак эти компании проводят время?

Точно так же, как в Москве. А вот те, о которых я говорю, что с ними не получается дружить, сидят дома около телека. Моя соседка по общежитию из дома вообще не выходит. Она заказывает себе в комнату фастфуд, сидит и смотрит телек. И так очень многие делают.

СЧто вы будете делать дальше?

Не факт, что я тут останусь. Чтобы учиться дальше, мне нужно на это заработать. Можно, например, найти работу официантки — они тут неплохо получают вместе с чаевыми. А можно попробовать получить статус иммигрантки — это малореальный вариант, но я над ним работаю. Третий вариант — я вернусь в Москву.

СЧего вам самой хочется?

Остаться здесь. Не чтобы жить, но чтобы получить образование.

СНо жить вы все-таки хотели бы в Москве?

Это слишком далеко, а я не знаю, где буду на следующей неделе. Если я здесь закончу образование, может, я и останусь. Мне нравится страна, город, я чувствую себя здесь комфортно. Но если я пойму, что хочу чего-то другого, то уеду. Не знаю, к чему я приду потом.С

The City College of New York — основной и старейший (основан в 1847 году) колледж Городского университета Нью-Йорка. Кампус расположен вдоль Конвент-авеню, в районе Гамильтон-Хайтс на Манхэттене. Студенческий состав Городского колледжа Нью-Йорка один из самых разнообразных в США и объединяет представителей 162 стран мира.

Катя Зорич
Обсудить на сайте