Русский почтальон плывет в Венецию: Кончаловский и еще 20 фильмов, которыми будет удивлять Мостра
1. «Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына»
Фильм Андрея Кончаловского снят в российской глубинке — в окрестностях Плесецка Архангельской области, с непрофессиональными исполнителями, которые играют сами себя (единственное исключение — екатеринбургская актриса «Коляда-театра» Ирина Ермолова), методом импровизации и с минимальным бюджетом. За камерой стоял Александр Симонов, постоянный оператор Алексея Балабанова. Те немногие счастливчики, что уже видели картину, единогласно утверждают: шедевр. Широкий прокат в России под вопросом, но известно, что в планах режиссера было размещение фильма в интернете для свободного просмотра, минуя кинотеатры. Фильм Никиты Михалкова «Солнечный удар» Венеция проигнорировала, очевидно сочтя, что у Михалкова один «Золотой лев св. Марка» — за «Ургу» 1991 года — уже есть, и достаточно.
2. «Пазолини» Абеля Феррары
В этой кинобиографии, снятой в рекордные сроки — о запуске проекта было сообщено зимой 2014-го, — итальянского проклятого поэта играет Уиллем Дефо. Предыдущий фильм гиперактивного Феррары «Добро пожаловать в Нью-Йорк», вдохновленный секс-скандалом вокруг Доминика Стросс-Кана, не вышел на экраны Франции, зато спокойно идет сейчас в России. Надеемся на такую же счастливую прокатную судьбу и для жизнеописания неистового Пьера-Паоло. Здесь — прямая речь одного великого режиссера о другом.
3. The Cut
Сюжет нового фильма турецко-немецкого драйвмейкера Фатиха Акина пока не разглашается. Известно, что The Cut ждали в Канне, но Акин отказался от участия в фестивале, сославшись на «личные причины». Среди продюсеров — наш Рубен Дишдишян. Хронометраж — 3 часа. Первым в списке исполнителей значится один из самых востребованных сегодня французских актеров Тагар Рахим («Пророк», «Черное золото», «Любовь на атомы»).
4. «Сидящий на ветке голубь размышляет о бытии»
Работа снимающего редко, но адски метко шведского сюрреалиста Роя Андерссона, автора «Песен со второго этажа» и фильма «Ты, живущий», который один из российских прокатчиков мечтал выпустить под названием «Лучший вид на этот город, если сесть в бомбардировщик». Для экспресс-оценки парадоксального взгляда Андерссона подойдет, например, вот эта подборка его рекламных роликов.
5. «Манглхорн»
Дэвид Гордон Грин в прошлом году привозил в Венецию «Джо» — фильм, вернувший Николаса Кейджа в независимое кино. На этот раз один из самых интересных режиссеров Америки открывает новые ипостаси другого титана — бывшего зэка и стреляного воробья играет Аль Пачино.
6. «Славное убийство»
Триллер Эндрю Никкола, одного из главных фантастов и визионеров современности с Этаном Хоуком в главной роли. Славный знак — Хоук играл и в гениальной «Гаттаке». В новом фильме он играет летчика, который никуда не летает, управляя беспилотным истребителем (талибов) из центра в Лос-Анджелесе.
7. «Полевые огни»
Фильм радикального японца Шиньи Цукамото, автора скрежещущей патофантастики «Тецуо — железный человек». Судя по названию, это — римейк военной классики Кона Итикавы, фильма 1959 года, рассказывавшего о военных действиях в последние дни японской оккупации Филиппин в 1944 году. Или просто экранизация того же романа — «Огней на равнинах» Шохея Ооки, основанного на подлинном плачевном боевом опыте писателя. Старый фильм, кстати, можно целиком посмотреть тут.
8. «Три сердца»
Драма эстетствующего француза Бенуа Жако с респектабельным актерским составом из Шарлотты Генсбур, Катрин Денев и Кьяры Мастроянни, разбавленная присутствием чудаковатого бельгийца Бенуа Пульворда.
9. «Выкуп славы»
Еще один французский конкурсант снят Ксавье Бовуа («Не забудь, ты скоро умрешь», «О богах и людях»). И снова в ролях Кьяра Мастроянни и Бенуа Пульворд.
10. «Бердман, или Неожиданная сила невежества»
На открытии показывают черную комедию Алехандро Гонсалеса Иньярриту («Сука-любовь», «Вавилон») с Майклом Китоном в роли актера, когда-то прославившегося ролями супергероев, а теперь мечтающего вернуть славу и гармонию с самим собой участием в бродвейской постановке. Сам Китон тоже когда-то прославился ролью Бэтмена. Первый тизер фильма уже доступен здесь.
11. «Цимбелин»
В секции «Горизонты» — модернизированный Шекспир глазами весьма причудливого режиссера Майкла Альмерейды, автора вампирской фантасмагории «Вечная» и киберпанковского «Гамлета». Как и в «Гамлете», главную роль играет Этан Хоук; среди других участников — Мила Йовович, Антон Ельчин, Эд Харрис и Джон Легуизамо.
12. «Опыт клинической смерти»
В «Горизонтах» — дикая и грубая, как любит режиссерский дуэт Гюстава Керверна и Бенуа Делепина, комедия абсурда с Мишелем Уэльбеком в главной роли. Обладатель спорной, но эффектной наружности идеально вписался в галерею керверно-делепиновских фриков. Первый трейлер — тут.
13. «Реальность»
«Горизонты» 2014-го щедры на лютый абсурд: в этом же конкурсе показывают и новую комедию Квентена Дюпье («Шина», «Смени лицо», «Неправильные копы»). В главной роли — Ален Шаба. Первое интервью со съемочной площадки Дьюпье и Ко дали еще год назад; если знаете французский, смотрите здесь.
14. «Беллусконе. Сицилийская история»
Еще один участник «Горизонтов», упражняющийся в остроумии — Франко Мареско, азартно (вплоть до перевирания) порочащий доброе имя Сильвио Берлускони. Не понятно, отчего в России так никто и не додумался до политической комедии «Путан. Петербургская повесть». Первый трейлер — здесь.
15. «Набат»
В «Горизонтах» — новый фильм азербайджанца Эльчина Мусаоглу, чей талантливый дебют «Сороковая дверь» можно было увидеть в Москве на Форуме стран СНГ и Балтии, увы, вот уже года два назад прекратившем свое существование. «Набат» посвящен Карабахской войне. На объективность в оценке сторон рассчитывать не приходится: фильм снят по Госзаказу и еще до Венеции его можно увидеть в Баку — 2 августа, в киноцентре «Низами», по случаю Национального дня кино.
16. «Президент»
На открытии «Горизонтов» — новый фильм иранца Мохсена Махмальбафа, снятый совместно с грузинскими кинематографистами. Первый игровой фильм Махмальбафа за пять лет рассказывает о падении диктатуры в вымышленной кавказской стране.
17. «Шум и ярость»
Вне конкурса — новое обращение Джеймса Франко к Уильяму Фолкнеру. Показанный в Канне фильм «Когда я умирала» был так себе, но за недолгое время, прошедшее с его премьеры, Франко творчески вырос, чему пример — прошлогодний венецианский конкурсант «Дитя Бога».
18. «Слова с богами»
Внеконкурсный киноальманах о вопросах религии, в создании которого приняли участие Эмир Кустурица, Эктор Бабенко, Хидео Наката, Амос Гитай и Алекс де ла Иглесиа.
19. «Нимфоманка, часть вторая»
Длинная — трехчасовая — версия второй серии. После этого показа завеса тайны над режиссерским замыслом будет снята — есть шанс, что расширенную «Нимфоманку» покажут и у нас (план провернуть это был еще весной, на фестивале «Новое кино Дании», но тогда датчане воспротивились).
20. «Возвращение на Итаку»
В параллельной венецианской программе «Дни авторов» (Giornate degli autori) тоже есть что посмотреть. Например, нового Лорана Канте, побеждавшего и в Венеции (с «Тайм-аутом»), и в Канне (с «Классом»). Под Итакой подразумевается Гавана, которую Канте полюбил с момента работы над альманахом «Семь дней в Гаване».
21. «Метаморфозы»
В тех же «Днях авторов» и модерн-фантазия по мотивам античных превращений, фильм Кристофа Оноре. Очень соблазнительный трейлер — здесь.