«Класс коррекции». Детские гетто рядом с нами
Ученики из класса коррекции для детей с отставанием в развитии после уроков ходят на железную дорогу и ложатся под идущие поезда, чтобы вызвать галлюцинации. Они видят прекрасные эпизоды своего будущего — исполнение желаний, любовь и здоровую жизнь. Реальный мир отказывается принимать детей-инвалидов. В школе нет пандусов, в девятом классе они проходят программу седьмого, их ненавидят учителя и чураются родители. Класс коррекции не посещает линейки и учится в отдельном корпусе. «Где наш-то коридор? Где он?» — спрашивает в отчаянии мать ученицы Лены.
Повесть детского психолога, колумниста «Сноба» Катерины Мурашовой «Класс коррекции» Иван И. Твердовский изменил, чтобы отойти от темы инвалидности и рассказать о любви. В его фильме инвалиды не отличаются от обычных школьников, а на первый план выходит история первой любви колясочницы Лены и эпилептика Антона. Их родители, учителя и они сами постоянно повторяют слово «инвалид», но их инвалидность зрителям почти не видна. «Почему ваша дочь — шлюха?» — кричит мать Антона в кабинете директора, и такой вопль, наверное, знаком всем воспитанникам обычных городских школ. Учителя акцентируют внимание на инвалидности, но для зрителя это просто слова: «В туалете ваша колясочница со смазливым трахались. И не просто так, а с извращениями!» Детей же постоянное педалирование темы инвалидности делает невосприимчивыми к своему и чужому горю. «Слышали новость? Беспалов сдох!» Слово «умер» в детской речи почти не слышно. «Как жил, так и сдох», — объясняют дети.
В результате в фильме Твердовского инвалидами являются не только ученики класса коррекции, но и учителя, родители и здоровые дети, которые над ними издеваются.
Иван И. Твердовский, режиссер:
В России есть разные ребята и разные школы. Показанное нами не означает, что так происходит во всех школах, где учатся инвалиды. Есть нормальные специализированные школы, но нам было важно понять именно эти детские тюрьмы. Мы не делали акцент на том, что это люди с ограниченными возможностями. В фильме они такие же, как в жизни. Для меня героиня Лена Чехова и актриса Маша Поезжаева — практически один и тот же человек. Разница между персонажем и человеком, который его исполняет, небольшая. В обычной жизни мы не каждый день сталкиваемся с инвалидами, мы проходим мимо них и не замечаем их. После знакомства с ними наше отношение меняется.
Твердовский известен своими короткометражками в жанре мокьюментари. Изначально он планировал снять «Класс коррекции» в том же жанре, но в итоге сделал игровое кино. Для съемок Твердовский не стал собирать звездную команду актеров. Многие роли исполняют непрофессионалы, а артист «Гоголь-центра» Филипп Авдеев, сыгравший Антона, впервые снялся в кино. Актеры не были связаны четко прописанными диалогами и импровизировали весь фильм. По мнению режиссера, это помогло им максимально сблизиться со своими персонажами.
Ирина Безрукова, актриса:
Молодому режиссеру удалось собрать ровную команду из профессионалов и людей, которые вошли в кадр впервые и сыграли главные роли. Я хочу поблагодарить продюсера Наталью Мокрицкую за смелость. У меня создалось впечатление, что она доверяла режиссеру практически полностью. Будь я прокатчиком, не уверена, что взяла бы такое количество копий этой истории. Я понимаю, что такое прокат, и здесь прокатчики — очень смелые люди. Я человек сдержанный и использую обычно спокойные фразы, но тут я сказала: «Это было офигительно».