Как в Армении открыли школу будущего
Дилижан находится в часе езды от Еревана, там живет 20 тысяч человек и известен он в основном благодаря фильму «Мимино» — именно этот город, свою родину, все время с ностальгией вспоминает герой Фрунзика Мкртчяна. Вокруг горы, минеральные источники, чистый воздух, древние монастыри, маленькие небогатые домики.
И вот посреди этого веками не менявшегося пейзажа за несколько лет вырастет огромный, почти на 70 гектаров, современный учебный кампус школы международной сети United World College.
Задачу по гармоничному встраиванию современных зданий школы в горный армянский пейзаж архитекторы из британского архитектурного бюро Tim Flynn Architects решили остроумно: жилые здания естественного для этих мест бордово-коричневого цвета построены в стилистике современных деревенских домов, а учебные корпуса — полупрозрачные, яркие, легкие — будто парят благодаря тому, что волнообразные линии крыш повторяют рельеф гор. Панорамные окна отражают небо, а стены покрывает вертикальный газон. Строительство было сложным: горы, территория национального парка, высокая сейсмоактивность, большая вероятность оползней, рядом горная река. Пришлось проанализировать поведение реки Агстев за последние сто лет, смоделировать ее влияние на уровень грунтовых вод, соорудить общую дренажную систему на стройплощадке и построить более 150 подпорных стен для защиты от оползней.
В день открытия вокруг школы на еще не закатанную в асфальт парковку подъезжают автомобильные кортежи с высокими гостями. Огромные стоящие на земле слова Just Dilijan it! на фоне гор смотрятся сюрреалистично. На крыльце с еще завешенной вывеской школы стоят ребята в одинаковых зеленых балахонах с символикой UWC. Это «дети — хозяева лагеря». Увидев гостей, они спускаются навстречу — 96 ребят 16-18 лет из 48 стран мира — по российским стандартам это или учащиеся 10-11 классов, или уже получившие полное среднее образование. По окончании двухгодичной программы выпускник получает IB-diploma, который признается ведущими мировыми вузами. Некоторые из них впервые в жизни услышали об Армении только после того, как попали в этот колледж. Сразу бросается в глаза внешнее сходство: все они широко улыбающиеся, доброжелательные, уверенные в себе, готовые общаться, активные — видно, что система отбора UWC хорошо настроена на поиск будущих лидеров и коммуникаторов.
— Чем отличается эта школа от той, в которой ты училась раньше? — спрашиваю у армянки Алины Хачатурян.
— Всем! — твердо отвечает она. — Ничего общего со старой школой. Здесь я каждое утро просыпаюсь с мыслью, что у меня начинается день, в котором меня ждет много интересного, не то что раньше.
Кабир Сетхи из Индии говорит, что разница фундаментальная: она в степени свободы, которую дает эта школа. И хотя большая часть уроков проходит в режиме дискуссии, «отсидеться» на задней парте не получается при всем желании.
Свобода свободой, но режим у ребят такой, который потянет далеко не каждый. Во-первых, они учатся с 8 утра до часу дня, затем обедают, а после — снова занятия до трех. Во-вторых, им много задают, и они иногда, особенно накануне теста, сидят над уроками и ночью. Наконец, специфика школы такова, что нагрузка по профильным дисциплинам может быть чрезвычайно высокой. Мариам Твалиашвили из Грузии учится на hi-level по математике, поэтому у нее пять дней в неделю математика, причем до трех математик в день, четыре дня в неделю экономика. А еще спорт, праздники, знакомство с местной культурой…
Вероника Зонабенд, председатель совета управляющих UWC Dilijan College, жена Рубена Варданяна, председателя совета партнеров-основателей UWC Dilijan College, говорит, что, идея международной школы появилась, когда они с мужем искали варианты обучения для своих детей. Они посетили более 20 школ по всему миру и выбрали сеть UWC.
— Наша цель — не просто дать молодым людям блестящее образование, соответствующее мировым стандартам, — говорит Вероника Зонабенд, — но научить их формировать собственное мнение и понимать представителей других культур. А для этого школа должна быть по-настоящему международной с точки зрения состава учеников и преподавателей, уровня образовательной программы и ее реализации. У нас квота: 10% детей из Армении, 10% детей из России, а все остальные — из других стран. Мы верим в то, что для всех этих ребят Армения станет местом, которое будет связано с их друзьями, с хорошими воспоминаниями. Надеемся, что многие армяне потом сюда вернутся, а для учеников из других стран Армения станет чем-то особенным, а не просто одним из неприметных государств на карте.
— Обучение в такой школе может позволить себе не каждый?
— У нас все студенты получают гранты в размере от 10 до 100%, — говорит Вероника, — поэтому вклад большинства родителей не очень большой. Мы отбираем талантливых детей и готовы помогать им оплачивать обучение.
— Возьмете ли вы ребенка, если он сам так себе, но родители готовы оплатить хоть 100, хоть 200% стоимости обучения?
— Нет. У нас need blind: мы сначала отбираем лучших, а потом смотрим на финансовое состояние.
Рубен Варданян и Вероника Зонабенд были идеологами проекта, привлекшего к созданию международной школы в Дилижане более двухсот доноров-благотворителей, которые оплатили строительство школы. Партнерами-основателями стали Владимир Аветисян («Роснано») и Анна Аветисян, Гагик Адибекян (RD Group), Нубар и Анна Афеян (Flagship Ventures), Олег Мкртчан (Индустриальный союз Донбасса). Создание международной школы поддержалиВиктор Вексельберг («Сколково», «Ренова»), Герман Греф («Сбербанк»), Борис Зимин (фонд «Династия»), Сулейман Керимов («Нафта Москва»), Анатолий Чубайс («Роснано») и Авдотья Смирнова и другие.
— Почему вы приняли участие в этом дорогостоящем проекте? — спрашиваю у Владимира Аветисяна.
— Это проект одновременно и с ярко выраженным национальным контекстом, и с международным размахом. Качественное образование можно получать во многих странах мира, ничего нового здесь не изобретено, хотя условия, в которых дети будут здесь жить и учиться, действительно потрясающие. Мне было это интересно не из-за качества обучения или условий проживания. Когда я был здесь месяц назад на мини-открытии, мы увидели модель мира таким, каким он должен быть: рядом сидели около 100 детей из 48 стран, каждый накрытый флагом своей страны, и в их глазах читалась только любовь друг к другу, к тому месту, где они сейчас находятся. Эти дети будут каждый год отсюда разлетаться в свои родные страны, они понесут в мир ту философию добра и умения понимать друг друга, которую они усвоят здесь, и это для меня самое главное в этой школе. Мы привозили сюда свою дочь, которой 12 лет, и она сказала, что хочет здесь учиться.
— И как, отправите ее в Дилижан?
— Пусть сначала заслужит!
— Это огромный шаг вперед для Армении и ее положения в мире, — говорит Рубен Варданян. — Школы UWC оказывают сильное социальное и экономическое влияние на регион, в котором находятся: местное сообщество открывает для себя новые горизонты благодаря общению с представителями других стран, развивается инфраструктура, появляются рабочие места, растет приток инвестиций в регион.
Самая симпатичная часть философии UWC, что абсолютно любой ребенок из любой страны мира может попасть в эту сверхсовременную школу с преподавателями мирового уровня, для этого нужны только знания, желание учиться, хороший английский и высокие лидерские качества.
Юлия Ромашина, мама одного из восьми российских студентов UWC в Дилижане, рассказала, что ее сын после подачи заявки прошел собеседование по скайпу с носителем языка. После собеседования по скайпу были экзамены в Национальном комитете UWC России (эссе, собеседование и устный экзамена на английском языке). Руководство колледжей UWC предлагает детям выбрать место учебы (правда, пожелания учитываются не всегда), и Дима выбрал Дилижан, объяснив это тем, что, поскольку мама остается одна, для него важно, чтобы он, если надо, мог быстро приехать домой.
— Он ни секунды не пожалел о своем выборе. Здесь потрясающий местный колорит, который поражает не только его, но и иностранных друзей. Например, Дима пошел в местную парикмахерскую, а парикмахера нет, только табличка, на которой что-то написано по-армянски. Он спросил у местной женщины, что там написано, она объяснила — парикмахер обедает, сама позвонила парикмахеру и попросила прийти пораньше, а сыну говорит: «Пока он придет, пойдем, я тебя обедом накормлю». Или вот еще история: один студент, иностранец, пошел искать в город наушники, остановил местного прохожего, чтобы спросить, где магазин техники, знаками показал, что ему нужны наушники. Прохожий достал из кармана свои и отдал ему… В школе много праздников, и недавно, например, был День национального флага, когда представители разных стран пришли на занятия со своими флагами. Они с ними ходили и вдруг начали меняться, Дима взял флаг Украины, а украинец — российский флаг, и мне это очень понравилось, так и должно быть. Наконец, Димино обучение в UWC оплачивают благотворители, а это немаленькая сумма — $35 000 в год, и для нашей семьи это большой подарок.
Одной из целей создателей движения UWC, появившегося во времена холодной войны, было вырастить новое поколение лидеров, которые, подружившись в юности, в будущем станут авторитетными в своей области людьми и помогут своим странам найти общий язык. Мне кажется, что эта, может быть, в чем-то наивная, но прекрасная идея заслуживает уважения во все времена. Особенно в наши.