Вадим Рутковский: Фантастика, немцы и танцы. 11 арт-хитов ноября
1. «Интерстеллар» Кристофера Нолана в кинотеатрах с 6 ноября
Фантастический триллер от автора с зашкаливающим градусом амбициозности и помпы: вспомните «Начало» или «Темного рыцаря»; так вот, «Интерстеллар» еще значительнее. Уйма актеров экстра-класса (от Майкла Кейна до Кейси Аффлека, Мэтью Макконохи в самой главной роли), хронометраж 2 часа 48 минут и хитро изложенный сюжет о том, как вымирающее человечество срочно ищет себе новую планету. Начинается все на Земле, в недалеком и скорбном будущем, где пылевые бури и инсекты-вредители уничтожают урожаи на корню, технический прогресс проклят, дети учатся по фальсифицированным учебникам, отрицающим факт высадки американцев на Луну — мол, все это была лишь инсценировка с целью подстегнуть Советы к бессмысленному освоению космоса и тем самым разорить. Продолжается за пределами Солнечной системы, где кучка одержимых астронавтов пытается присмотреть хоть что-то, пригодное для жизни, и если не эвакуировать туда уцелевших землян, то хотя бы вырастить новых людей из пробирки. Пропустить этот фильм — хотя бы в силу вышеупомянутых мегаломанских причин — было бы странно. Страстно рекомендовать — при всей моей любви к фантастике в целом и фильмам про метаморфозы времени в частности — не получается: возможно, потому, что сюжет для небольшой новеллы Нолан разворачивает до тысячи страниц, отчего выходит утомительно. Возможно, из-за того, что к земным комплексам и проблемам Нолан привязан сильнее, чем к космической романтике (как, кстати, и авторы прошлогодней «Гравитации»), отсюда парадокс: напоминающие о «Гроздьях гнева» и Великой депрессии «почвенные» сцены выходят сильнее путешествий по планетам. Еще один парадокс в том, что структура «Интерстеллар» неожиданно напоминает хулиганский эпос Андрея Кагадеева и Николая Копейкина «Звездный ворс», разница в том, что у Нолана шутить на экране дозволяется только роботам.
2. «Татьяна» Джона Ноймайера в Музыкальном театре им. Станиславского и Немировича-Данченко 7, 8, 10 ноября
Живой хореографический классик Ноймайер превращал в балет чеховскую «Чайку», теперь, по заказу Гамбургской оперы и нашего «Стасика», добрался до «Евгения Онегина». «Это особенный роман для русских, так что я робею, — откровенничал Ноймайер накануне гамбургской премьеры. — Не получится же поставить так, как Пушкин написал. Главное для меня — как центр “Евгения Онегина” — сон Татьяны». Партитуру сочинила постоянный соавтор Ноймайера Лера Ауэрбах, за дирижерским пультом Феликс Коробов, главную партию по очереди танцуют Диана Вишнёва (о ее персональном фестивале — ниже), Оксана Кардаш, Валерия Муханова и Ксения Рыжкова.
3. «Норманск» Юрия Квятковского на открытии фестиваля «NET — Новый европейский театр» в Центре им. Мейерхольда 7 ноября
К программе лучшего российского театрального фестиваля мы на днях еще вернемся. На старте NET’а — два «местных» спектакля: бродилка по мотивам «Гадких лебедей» и «Золушка» по пьесе Жоэля Помра в «Практике». 15-го же ноября гастролями венгерского театра «Протон» начинается «зарубежная» часть фестиваля, и ничего подобного никто, кроме NET’а, в России себе позволить не может (или не хочет): Мундруцо, Помра, Донеллан, Кентридж, Коршуновас, Митчелл, Тальхаймер.
4. Выставка «Георгий Костаки. Выезд из СССР разрешить...» в ГТГ на Крымском Валу с 12 ноября
Иконопись, русский авангард и нонконформизм — три кита легендарной коллекции искусства, начатой шофером посольства Греции в сталинской Москве еще в 1930-е. После отъезда из СССР в 1979-м часть работ досталась Третьяковке, часть уехала в Грецию и после смерти коллекционера обрела приют в Музее современного искусства в Салониках. Впервые собрание Костаки выставляется целиком — до 8 февраля.
5. Новое документальное кино Германии на фестивале BLICK’14 в Центре документального кино 13–19 ноября
Знаете, чем отличается кинопрокат любого провинциального города в Германии или Франции от московского? Обязательным присутствием в репертуаре неигрового кино. В Москве встретить док в расписании даже не мультиплексов, а редких залов, специализирующихся на авторском кино, практически невозможно. По сути, ЦДК — единственная площадка, где регулярно показывают док. Новый блок отменного неигрового кино подготовил Гёте-институт. На открытие обещает приехать великая Ульрике Оттингер, озорной маргинальный гений, до обидного неизвестный в России (зато ее полную ретроспективу устраивал в начале нулевых киевский фестиваль «Молодiсть», плюс вы, возможно, видели ее экранизацию «12 стульев» с Георгием Делиевым в роли Остапа Бендера): Оттингер представит фильм о себе, кинобиографию, сделанную режиссером Бригитте Крамер. Среди других событий фестиваля — устранение еще одного белого пятна в нашем кинообразовании, ретроспектива Ули Гаульке, и показ 3D-альманаха «Храмы культуры», в котором Вим Вендерс, идеолог всего проекта, дал слово Берлинской филармонии, а Майкл Мэдсен — норвежской тюрьме Хальден.
6. «Мамочка» Ксавье Долана в кинотеатрах с 13 ноября
После серии переносов самая бойкая кинокартина года, разделившая на последнем Каннском фестивале приз с Годаром, наконец выходит в прокат. Драма про отношения неуправляемого гиперактивного подростка с матерью и ее подругой зафиксировала становление до сих пор еще юного Ксавье Долана в качестве зрелого мастера. Кстати, годаровский эксперимент «Прощай, речь» тоже добрался до нас; идите и смотрите.
7. Выставка «Дада и сюрреализм» в Главном штабе Государственного Эрмитажа, Санкт-Петербург, с 20 ноября
На смену «Манифесте» приходит экспозиция, посвященная одному из самых озорных — и влиятельных — направлений в искусстве ХХ века. Основатель дадаизма Тристан Тцара извлек волшебное слово сразу из нескольких словарей: «В языке негритянского племени Кру дада означает хвост священной коровы, в некоторых областях Италии так называют мать, это может быть обозначением детской деревянной лошадки, кормилицы, удвоенным утверждением в русском и румынском языках. Это могло быть и воспроизведением бессвязного младенческого лепета. Во всяком случае — нечто совершенно бессмысленное». По 15 февраля.
8. Фестиваль «Context. Диана Вишнева» в Театре им. Моссовета и «Электротеатре Станиславский» с 26 по 29 ноября
Второй фестиваль современной хореографии, виртуозно дебютировавший год назад, обещает четыре безумных (в хорошем смысле) дня. В «Мастерской хореографов» — премьеры российских постановщиков, в гастрольной программе — звездные танцкомпании со всего мира; плюс мастер-классы, лекции, кинопоказы. Сама вдохновительница фестиваля выступает 26 ноября в дуэте с основателем Gauthier Dance Эриком Готье в премьерном номере Old Man and Me, 27 ноября — с Андреем Меркурьевым в номере Subject to Change на вечере легендарного Нидерландского театра танца. На 29 ноября назначен концерт Vishneva Gala с постановками Анжелена Прельжокажа и Владимира Варнавы, призера предыдущего «Контекста».
9. Концерт Suuns в «Шестнадцати тоннах» 27 ноября
Электророкеры из Монреаля, сочиняющие изощренную, но цепкую музыку: тревожная и игривая психоделика, конечно, не для всех, но крупного формата. Музыкальный аналог путешествия по другим планетам, затеянного в "Интерстеллар"; гораздо менее обременительный и почти танцевальный.
10. Ретроспектива Александра Самохвалова в Русском музее, Санкт-Петербург, с 27 ноября
В корпусе Бенуа открывается большая (порядка 250 полотен) выставка советского монументалиста, приуроченная к 120-летию со дня его рождения. Большой стиль — страсть, ярость, радость — будет представлен до конца января.
11. Концерт Swans в Volta Club 29 ноября
Ветераны альтернативной музыки, почти мистический проект Майкла Джиры, выламывающийся из всех музыкальных стандартов. Гастроли в России — часть тура в поддержку последнего альбома To Be Kind; в Москву Swans приезжают из Петербурга, где дадут концерт накануне, 28 ноября.