Автогонщик Михаил Алешин: Гонять по Москве — все равно что упражняться в стрельбе на улице
Автомобильные гонки все больше и больше входят в жизнь россиян: прошлой осенью в Сочи впервые прошли гонки «Формула-1», а под Москвой появился автодром Moscow Raceway. Все мы хоть что-то знаем про гонки, и вот мы решили расширить эти знания и в бутике BOSS на Кузнецком Мосту организовали встречу снобщества с Михаилом Алешиным, чемпионом Мировой серии Renault 3.5 2010 года, первым российским пилотом американской гоночной серии IndyCar, пилотом российской команды SMP Racing в Европейской серии Ле-Ман. Модератором беседы выступил главный редактор Sports.ru Юрий Дудь. На втором этаже магазина, где проходила встреча, не было ни одного свободного стула, причем первые ряды в основном были заняты женщинами: гость вечера в изящном темно-синем костюме вызывал у многих желание узнать о его семейном положении. Это так и осталось секретом.
Для начала гостям показали фотоснимок первого российского спорткара, на котором готовится выступать Алешин. «В черном цвете это совершеннейший Бэтмобиль», — улыбнулся гонщик. Выяснилось, что двигатель у болида японский. «Что же российское?» — спросили в зале. «Дизайн и идеи», — ответил Михаил. На вопрос о том, можно ли на такой машине выиграть, он уверил всех, что еще как выиграет. «Когда же в России научатся хорошо делать автомобили?» — спросил Дудь. «Честно говоря, меня эта ситуация немного удивляет, учитывая, какими технологиями мы обладаем, — пожал плечами Алешин. — Мы умеем строить самолеты, ракеты, военную технику, но почему-то с машинами у нас не срослось. Руки, однако, опускать не стоит».
В 2006 году Михаил Алешин оказался в одной команде с Себастьяном Феттелем, четырехкратным чемпионом мира в гонках серии «Формула-1». Юрий Дудь попросил поделиться воспоминаниями от общения. «Никто тогда еще не знал, что он станет великим. У Феттеля есть одна интересная особенность: если ты его опередил, то он перестает с тобой разговаривать, даже не здоровается, ты для него не существуешь. Если же он тебя опередил, ты для него лучший друг». У Алешина уточнили, правда ли, что у Феттеля не было менеджера, на что он возразил: «Его менеджером с 13 лет был Михаэль Шумахер».
Дудь расспросил Алешина о том, какой образ жизни он ведет вне гонок. Импозантный Алешин, который пришел на встречу с членами клуба «Сноб» в двойке Hugo Boss, в свободное время ходит на панк-концерты, дружит с музыкантами группы «Тараканы», раньше сам был гитаристом в панк-группе, а теперь иногда музицирует в свое удовольствие, когда есть время. Рассказал он и о том, как боролся с суевериями: «Раньше я, как и, наверное, 99 процентов людей, работа которых связана с опасностью, был безумно суеверным. Вплоть до того, что должен был в прямом смысле этого слова встать утром с нужной ноги спросонья. Но это дошло до такого абсурда, что перед гонкой я больше думал не о том, как пройти трассу, а о том, как соблюсти все свои ритуалы. Это просто зараза, которая стала сильно мне мешать и с которой было достаточно сложно расставаться. Когда я все-таки смог разделаться с ней, в моей голове появилось гораздо больше места для вещей, реально помогающих в гонке».
Михаил Алешин рассказал том, для чего нужен технический регламент: «Если дать командам возможность делать такую машину, которую они захотят, то очень скоро бюджет команды будет составлять, скажем, не 300 миллионов долларов, а несколько миллиардов, и большинство команд сразу же уйдет, потому что не выдержит конкуренции». Его спросили, пилотов какой команды он видит на подиуме в финале «Формулы-1». «Разумеется, команды Mercedes! Почему так уверенно? Потому что эта команда технически вырвалась вперед, оба ее пилота, один из которых реально хороший гонщик, а второй, скажем так, звезд с неба не хватает, приходят первым и вторым соответственно — значит, другим командам не скоро удастся ее превзойти».
На вопрос о рекорде скорости в Москве Алешин ответил: «Шестьдесят километров в час! Куда же гонять в Москве? Из пробки в пробку? Практика показывает, что когда ты рискуешь как сумасшедший и куда-то спешишь, то выигрываешь всего несколько минут у человека, который ехал со скоростью 60 км/ч. Бессмысленно рисковать не только своей жизнью, но и жизнями других. Когда вы покупаете себе ружье, вы же не ставите мишень на улице в центре Москвы, чтобы потренироваться — вы идете в специализированный тир. Так и для того, чтобы гонять на машине, стоит отправиться на специализированную трассу. Когда друзья покупают Ferrari, я грожу им пальцем и говорю о том, чтобы в черте города они не хулиганили».
Глядя на невозмутимое лицо Алешина, невозможно было поверить, что без малого год назад он попал в жуткую аварию и восстановился только к началу нынешнего гоночного сезона: прокол колеса на повороте закрутил болид посередине трассы на скорости 370 километров в час. Один из гостей поинтересовался, прибегал ли он к помощи психолога, чтобы возобновить работу. «У меня уже все настолько доведено до автоматизма, что психолог не потребовался, — ответил Михаил. — Помню, когда мне было шестнадцать или семнадцать лет, гонки две я привыкал после первой своей серьезной аварии, снова пытаясь найти допустимый для себя скоростной лимит. Суть гонок, в принципе, и заключается в поиске этого лимита, грани, в определении того, на какой максимальной скорости ты можешь пройти поворот, где самая поздняя точка торможения. Нужно пытаться все время ездить на грани и стараться ее не переходить. Но совсем не переходить грань ни у кого не получается, потому что, чтобы ее найти, надо ее как минимум один раз перейти. Приходится переступать через чувство самосохранения, когда сердце говорит тебе, что на этой скорости пора опускать тормоза, а мозг говорит, что если ты сейчас это сделаешь, то проиграешь».
Дискуссия плавно перешла в фотосессию и общение тет-а-тет под Johnnie Walker Blue Label. Как известно, автогонщики никогда не отказывают поклонникам в возможности сфотографироваться или перекинуться парой слов — Михаил Алешин ответил на дюжину вопросов, дал совет, как справиться со страхом аварий во время городских поездок, рассказал, как гоночные болиды перемещают по континентам, и о многом другом.