Лучшее за неделю
Ирина Осипова
20 сентября 2015 г., 12:50

Ирина Осипова: Арт в большом городе

Читать на сайте
Фото предоставлено пресс-службой

Количество биеннале, проходящих по всему миру – от Венеции до Москвы, от Стамбула до Сиднея, – перевалило за сотню, и у любителей актуального искусства есть отдельный повод для кругосветного путешествия. La Biennale в мире одна, на островах Венецианской лагуны, и в этом году ей уже сто двадцать лет, однако последнее десятилетие с возникающими то тут, то там новыми фестивалями утвердило важность каждого локального смотра для диалога художников со зрителями и друг с другом, для общего развития художественного процесса и представления самого актуального и достоверного среза происходящего в арт-мире.

Московская биеннале современного искусства этой осенью проходит в шестой раз, и эта цифра кажется неправдоподобно маленькой, но надо признать, что за десять лет своего существования ей удалось, возможно, главное – стать неотъемлемой и ожидаемой деталью российского культурного ландшафта. Город в городе – Биеннале развернется примерно на сорока площадках, главной из которых в этот раз станет ВДНХ, не только возрождающая свое былое величие, но и ищущая новых смыслов в помпезных громадинах павильонов.

Фото предоставлено пресс-службой

Символическая карта подготовленных проектов могла бы выглядеть, как и карта Москвы, – с концентрическими кругами вокруг главной площади. В центре – основной проект, готовить который в этот раз пригласили сразу трех именитых кураторов: Барта де Баре, директора музея современного искусства MuHKA в Антверпене (в музее этом самая большая в Европе коллекция художников постсоветского пространства – от Ильи Кабакова до Владислава Мамышева-Монро и Таус Махачевой), Дефне Айас, которая руководит Центром современного искусства Witte de With в Роттердаме, и Николауса Шаффхаузена, возглавля­ющего венский Кунстхалле. Вокруг него – еще три витка: «Специальные гости», «Специальные проекты» и «Параллельная программа», которые не только займут весь город, но и выплеснутся за его пределы, в подмосковные арт-резиденции Гридчинхолл и «Гуслица», и доберутся аж до Лондона, где в галерее GRAD пройдет выставка Ольги Чернышевой.

Фото предоставлено пресс-службой

Московская биеннале в этот раз идет на рекорд как самая короткая в мировой истории. И одна из самых малобюджетных: Министерство культуры оценило ее в тридцать милли­онов рублей против пятидесяти одного миллиона, выделенного на прошлый смотр. Как замечают кураторы, даже Биеннале в Шардже, одном из самых бедных арабских эмиратов посреди пустыни, обладает большими финансовыми возможностями. Впрочем, выход найден вполне изящный – вкладывать решили не в перевозку готовых работ со всего мира, а в человеческий потенциал. На десять дней (с 22 сентября по 1 октября) основная площадка – павильоны «Центральный», «Народное образование» и «Атомная энергия» – превратится в огромную творческую лабораторию, где в формате work in progress художники будут создавать свои произведения. Параллельно с этим масштабным действом будут проходить дискуссии, мастер-классы и лекции, на которые приглашены не только художники и кураторы, но и экономисты (ожидают министра финансов Греции Яниса Варуфакиса), архитекторы, философы, футурологи, социологи (приедет американка Саския Сассен, известная своими исследованиями проблем глобализации и урбанистики). Все вместе они будут рассуждать на заданную кураторами тему Биеннале: «Как жить вместе? Взгляд из центра города в самом сердце острова Евразия». Поговорить обещают о разном, от философских тем – кто мы и как нам существовать вместе – до вполне конкретных вопросов: какой будет Москва в будущем. После окончания десяти­дневной творческой сессии созданные художниками работы вместе с фото- и видеодокументацией перформансов и дискуссий еще месяц будут доступны в формате выставки. Словом, Биеннале обещает стать еще и самой неожиданной: как она будет выглядеть, пока не знает никто, а Барт де Баре сравнивает это с разросшимся до невиданных масштабов квартирником. Очевидно, это будет биеннале заданных вопросов, а не готовых ответов, совместного творчества, а не единоличного высказывания, многоголосия, а уж гармоничного или нет – посмотрим.

Фото предоставлено пресс-службой

За показ классиков и мировых звезд отвечают специальная и параллельная программы. В свежеоткрывшийся «Гараж» привезут более восьмидесяти работ одной из самых почитаемых гранд-дам современного искусства Луизы Буржуа. Инсталляции, скульптуры, живопись и рисунки разного времени будут так или иначе связаны с поздней и самой новаторской серией «клеток» – конструкций, собранных из бытовых предметов и скульптур, которые символизировали для Буржуа разные виды боли: физическую, эмоциональную, умственную. Приедет в Москву и самая узнаваемая ее работа, объехавшая едва ли не полмира, – девятиметровый бронзовый паук (инсталляция «Мама», хищная и уязвимая одновременно). Еврейский музей и центр толерантности покажет пять знаковых работ Аниша Капура, в том числе зеркальные объекты и огромного «Левиафана». Реформатор современной скульптуры, работы которого сейчас выставлены в Версале, обещает и сам прибыть в Москву на открытие и встретиться со зрителями. Эрвина Вурма и Вима Дельвуа стоит искать на выставке «Тренды» в Новом крыле Дома Гоголя. Интерактивные медиаинсталляции и разного рода экспериментальное видео Петера Вайбеля (он курировал основной проект IV Московской биеннале, которая проходила в Artplay) займут все этажи Музея современного искусства в Ермолаевском. А в Мультимедиа Арт Музей привезут работы израильской художницы Михаль Ровнер. Пожалуй, к заданной кураторами основной теме ее работы подбираются ближе всего: на видео крошечные фигурки передвигаются, словно напоминая о том, что жизненная траектория каждого человека неизбежно связывает его со всеми жившими и живущими на планете, равно как и с будущими поколениями. Работы Ровнер называют иногда видеофресками, и одну из них – «Переходы», которая будет и в Москве, – в мае этого года установили в неаполитанском метро, среди таких же спешащих пассажиров. Из российских мэтров, ставших специальными гостями фестиваля, – человек-оркестр Андрей Бартенев, большая ретроспектива которого пройдет в ММСИ на Гоголевском, и Александр Петрелли с не менее масштабной экспозицией «Галерея "Пальто". Юбилейная выставка», которая развернется в Музее Москвы.С

Обсудить на сайте