Крысиные бега. Заявка на участие
Тема родилась из нашего разговора с Алекс Лосетт в блоге Сергея Мурашова. Там мы с Алекс не сошлись во мнениях и договорились продолжить обсуждение, вынеся его в отдельный пост.
Для меня это интересно в первую очередь потому, что я достаточно часто сталкиваюсь с той или иной вариацией этой темы на своих приемах в поликлинике. Причем она одинаково регулярно возникает как в разговорах с родителями, взрослыми людьми, уже так или иначе выстроившими свою жизнь, так и в разговорах с подростками, находящимися в стадии «юноши, обдумывающего житье».
Выглядит это обычно так.
Родитель:
— Он (она) просто еще не понимает. Нужно стараться. Нельзя упустить шанс. Мир сейчас — это не то, что было у нас в советское время, когда так или иначе всегда тебя пристроят. Сейчас все по-другому. Никому до тебя дела нет. Если не будешь зубами грызть, так ничего и не будет. Я вот все свои возможности задействовала, чтобы его в эту, хорошую гимназию устроить. Вы думаете, это легко было? Но это ступень, из нее все поступают в университет. Там учителя, там контингент, атмосфера, если бы у меня такое в детстве было, я бы… я бы… Ну, в общем, это хорошая школа, в пятерке лучших в городе, да вы и сами знаете наверняка. (Я действительно знаю, школа от меня далеко, но неврозы оттуда приходят регулярно.) А он мог бы там учиться, это все учителя говорят, но не старается ни черта. Ленится просто. Ему бы с друзьями из прошлой школы погулять да «Вконтакте» посидеть. И вот сейчас выгонят его оттуда и куда он пойдет? В дворовую школу? И что там? Учителя и ученики ничем не мотивированы, отсиживают свое, да еще половина в классе из Средней Азии приехали… В ПТУ автомеханическое, как он говорит, заодно с дворовым приятелем? Я вас умоляю! Чему его там научат? Что он потом с этим делать будет? Что за жизнь его ждет? Но он сейчас не понимает, потому что глупый еще. Может быть, хоть вы ему объясните, как сегодня мир устроен? У меня не получается, у учителей тоже. Вы все-таки специалист, вдруг у вас приемы какие-то есть, чтобы он понял и поверил, что нужно зубами за эту гимназию до последнего держаться, потому что это — его единственный шанс прорваться в нормальную жизнь…
Подросток:
— Да, я действительно где-то ленюсь уроки делать, это правда. Но это не вся правда. Я на самом деле не особо хочу там учиться — вот в чем дело. Мне и трудно, и неинтересно. Там есть несколько человек, которые действительно сдвинуты на том, чтобы задачи решать. Вот им там самое место, я согласен. Они на всяких олимпиадах с четвертого класса выигрывают и потом, наверное, будут как Шелдон из «Теории большого взрыва». Вы смотрели? Да? Тогда я вас спросить хочу: а он чего-нибудь открыл, этот Шелдон? Ну, какую-нибудь пользу-то кому-нибудь хоть раз принес? Я внимательно смотрел, а потом мы с парнями говорили. Он такой весь всегда вундеркинд был, круче всех, но ему же уже за тридцать теперь — и чего? Там из них один инженер, он что-то для МКС придумал и смонтировал, другой астроном, в космосе открыл чего-то новое. А этот? Мне так кажется, что ничего, и парням тоже, но мы можем ошибаться, конечно, это бы надо у режиссера спросить. Но наплевать, ладно. Тут дело в том, что я-то никогда таким не был. И не буду уже никогда. Мне вообще-то машины нравятся. Современные, с компьютерами и всякими прибамбасами. Я бы хотел их чинить и сам на такой ездить. Это можно? Мне кажется, вполне. И машин в мире много, стало быть, дело нужное, и денег можно заработать достаточно, и я даже знаю, где этому учат, у меня там друг второй год учится и всё ему ладно. В прошлом году было как в школе, он жаловался, а теперь уже специальность пошла — интересно. Почему это плохо? Мне каждый день дома мама и бабушка долдонят, что я этим ПТУ загублю свою жизнь. А этой гимназией, где я на половине уроков просто ни черта не понимаю — что, спасу? Вы можете мне теперь объяснить, в чем тут прикол? Мама говорила, что можете...
Те, кто прежде читал мои материалы, легко догадается, что в этом случае я, конечно, встаю на сторону подростка. И, кстати, есть ли среди читателей поклонники сериала «Теория большого взрыва»? Если есть, то развейте, пожалуйста, наше с подростком (его прототип вполне реален) недоумение: за время действия сериала с детства гениальный Шелдон что-нибудь реальное открыл, изобрел? Если да, то что?
Но моя позиция, конечно, не отменяет самой дилеммы.
Является ли наш сегодняшний цивилизованный мир (западный и российский) «крысиными бегами», в которых мы все должны участвовать не по своему осознанному желанию, а потому, что нас к этому вынуждают? (Эту позицию отстаивала Алекс.) Так устроен этот мир, в нем есть ловушки, в которые мы все попадаем, и выбраться из них нельзя. Только бежать, бежать, бежать изо всех сил. И только так (участвуя) победиши, а отказавшийся или выбывший из гонки по той или иной причине — непременно лузер, проигравший. Это должны делать мы сами (потому что мир, повторюсь, так устроен), и в это же мы поневоле вовлекаем своих детей, учим их этому, преодолеваем их возможное сопротивление. Потом («пробившись» в этом мире благодаря нашим усилиям) они нам еще спасибо скажут. Или не скажут, но это все равно, потому что мы сделали для них все что могли в единственно правильном (крысиногоночном) направлении.
Или у нас есть выбор и можно не участвовать? (Эту позицию отстаивала я.) «Крысиные бега» вовсе не изобретение сегодняшнего дня. Но мир достаточно честен, и все призы участникам, а также плата за участие и неучастие ни от кого специально не скрываются и известны заранее, достаточно лишь поинтересоваться. Во времена действия романов Дюма французский аристократ мог стремиться ко двору и участвовать в интригах (блеск и интерес жизни и сопутствующие опасности подробно описаны в тех же романах), а мог не стремиться и жить спокойно в своем поместье. Во времена моего детства и юности можно было сделать партийную карьеру, а можно было и не делать, заняться чем-нибудь другим. Так было всегда и везде, кроме совсем уж традиционных обществ, которые не предоставляли своим членам практически никакого выбора, но и «крысиных гонок» тоже не устраивали.
Что думают уважаемые читатели? Есть ли «крысиные бега»? Усилились ли они в последнее время? Или, наоборот, наш мир постепенно отходит от конкуренции всех со всеми и все-таки постепенно движется к гармонии и благолепию? Если гонки есть, то обязательное ли в них участие? (Не будем рассматривать традиционные общества и дауншифтеров, говорим о жителях современных городов.) Или можно отказаться и не быть при этом проигравшим?