Лучшее за неделю
30 декабря 2015 г., 18:28

Черный, синий, белый. Какие цвета выбирают искусствоведы и художники

Читать на сайте

Валери Стил, историк моды, директор Музея Института технологии моды в Нью-Йорке:

1. Какова роль цвета в жизни человека?

Поскольку люди различают цвета, следует предположить, что в этом есть эволюционное преимущество. Например, приматы, различающие оранжевый и зеленый, распознают и едят спелые фрукты, которые полезнее неспелых. В наши дни цвета тоже служат важным целям: если вы не отличаете красный цвет от зеленого, то можете проехать на запрещающий сигнал и погибнуть. Но большинство из нас реагируют скорее на наше психологическое восприятие цвета, которое может изменяться во времени и от культуры к культуре, а также различаться у конкретных людей.

2. Какие факторы могут влиять на наше восприятие цвета?

Как историк моды, я осознаю, что в разное время и в разных местах люди предпочитали одежду определенных цветов: зачастую это соответствовало обоснованному культурой цветовому символизму. Невесты в Китае носят красные платья (что означает счастье и плодовитость), а в Европе белые (что означает невинность). Сама я ношу почти исключительно черные вещи, что в центре Нью-Йорка не редкость. Я часто шучу, что я и мои подруги выглядим как сицилийские вдовы, хотя черное мы носим, разумеется, по другим причинам.

3. Как мы можем влиять на цвет?

На изменения в восприятии цветов влияют новые идеи. Например, в западноевропейской христианской традиции желтый цвет долго ассоциировался с предательством и ересью. Но когда в XVIII веке вошли в моду китайские мотивы, Европе через декоративно-прикладное искусство передалась и китайская любовь к желтому, императорскому цвету.

4. Какой ваш любимый цвет и почему?

Мой любимый цвет — черный. У черного необычайно широкий круг ассоциаций: смерть, ночь, ничто, зло, траур, но также и элегантность, власть, бунт. Именно черный цвет выбирали для своей символики анархисты, фашисты, исламские экстремисты. Для меня черный символизирует нечто, в чем слиты искусство, бунт, элегантность, власть и загадочность — и, конечно, есть здесь и немного притягательности зла. Вспомним: дьявол — это Князь Тьмы, но Денди — это Черный принц элегантности. Так совпало, что сейчас я начинаю работу над выставкой и книгой о розовом цвете, так что я буду рада узнать от русских коллег что-то о его символике в российском контексте и использовании в русском искусстве.

Анна Лебсак-Клейманс, эксперт индустрии моды, кандидат социологических наук, генеральный директор Fashion Consulting Group:

1. Какова роль цвета в жизни человека?

Можно провести условную аналогию: цвет и форма соотносятся так же, как эмоциональная и рациональная способность в познании мира.

Восприятие цвета имеет прямую связь с эмоциональной стороной человеческой психики. Цвет способен напрямую воздействовать на эмоции — умиротворять (мягкие светлые сочетания природных цветов) или, напротив, возбуждать (красный), или тревожить (яркие неоновые контрасты). Поэтому физические упражнения, например, лучше всего выполнять в окружении теплых оттенков красного и оранжевого, а спокойные голубой и зеленые цвета идеальны для умственной работы.

Способность воспринимать цвет и реагировать на него — один из важнейших компонентов человеческой психики, без которого существование современной культуры было бы невозможно. Если пофантазировать и представить, что вся человеческая раса — монохроматики (это самая сильная форма дальтонизма), то скорее всего человечество было бы гораздо более логичным, жестоким, рациональным и гораздо менее эмоциональным и творческим.

Вспомнился сюжет мрачной фантасмагории фильма Роберта Родригеса «Город грехов», но даже там порой появлялся густой алый цвет, как утрированный символ прорывающихся за маской равнодушия страстей.

2. Какие факторы могут влиять на наше восприятие цвета?

Во-первых, предпочтение цвета и оттенков во многом определено окружающей визуальной эстетикой, внутри которой человек растет и воспитывается. Эта эстетика во многом обусловлена особенностями климата и природы. Именно поэтому существует разница между сдержанной «серо-коричневой» североевропейской школой живописи и открытыми насыщенными палитрами в итальянской традиции. Не меньшую роль имеют история, традиции жизни и религия, сформировавшие различные культуры. Так, например, известны предпочтения зеленого в мусульманских странах, «золото на голубом», пришедшее вместе с золотыми куполами в Россию из Византии, сочетание белого, синего и красного в Северной Америке.

Во-вторых, цветовые предпочтения человека связаны в значительной мере с индивидуальными особенностями психики и личности. Мы как бы прочитываем эти смыслы через подсознательные ощущения, наши цветовые предпочтения сигнализируют о нашем характере и психике. Так, например, с 1970-х существует система тестов Макса Люшера, которая используется для формирования эффективных команд и коллективов. Она построена на определении психотипа человека с точки зрения сочетания выбранных цветов, и на основании этого делаются выводы о способности к командной работе и роли в команде. Люшер использовал восемь цветов: фиолетовый, серый, красный, черный, желтый, зеленый, синий и коричневый. Например, приоритет синего говорит об уравновешенности, черный символизирует индивидуализм, а красный — амбициозность и предприимчивость.

3. Как мы можем влиять на цвет?

Люди обладают врожденной способностью воспринимать цвета и оттенки. Но не все. Так, например, более 8% мужчин имеют различные формы дальтонизма. Кстати, у женщин дальтонизм встречается в 16 раз реже. Чаще всего человек не различает оттенки красного цвета, например бордо, который он считывает как серый. И в отличие от музыкального слуха, который можно натренировать и улучшить, цветочувствительность не поддается тренировкам. Таким образом, человек как бы оказывается вне власти влияния на него отдельных оттенков. Тем не менее дальтонизм не помешал Репину и Врубелю стать великими живописцами.

А великий Гете как бы «обманывал» цвет — он пользовался очками с цветными стеклами в зависимости от типа создаваемого произведения. Он заметил, что красный и желтый помогают в создании веселых текстов, возбуждают энергию, в то время как синий вызывает уныние и меланхолию.

Безусловно, благодаря цвету мы можем воздействовать на восприятие окружающих нас людей. Если говорить об одежде, то цвет и орнамент позволяют как визуально сузить, так и расширить силуэт, дают возможность привлечь внимание к «нужной» части тела и скрыть недостатки другой. Контрастный желтый принт на черном фоне выделит, а серо-черная гамма позволит раствориться в толпе.

4. Какой ваш любимый цвет и почему?

В «светской» одежде это однозначно черный. Он самый безопасный, так как это «молчаливый» цвет. Наверное, именно поэтому его предпочитают большинство специалистов, ежедневно связанных с «шумом моды». А в целом открытой и яркой палитре я бы все же предпочла глубокие полутона — горький шоколад, зимняя вишня, мокрый асфальт.

Аня Куренная, историк и теоретик моды, преподаватель факультета истории искусства и дизайна университета Парсонс:

1. Какова роль цвета в жизни человека?

Цвета играют важную роль как при создании собственной идентичности, так и когда мы классифицируем других людей. Например, цвет кожи человека влияет на отношение к нему в обществе — как в положительном, так и в отрицательном смысле. Это, может быть, самая главная роль, которую цвет играет в жизни человека. Но хотя этот фактор мы не в состоянии контролировать, мы можем контролировать цвет нашей одежды и объектов, которыми мы окружаем себя, а это как раз предмет моего интереса как лектора в университете Парсонс. Многие академические дискуссии, в которых я участвую, строятся вокруг одежды и предметов обихода, а также вокруг того, как люди используют цвет, чтобы выразить свое настроение, эмоции и устремления. Когда мы окружаем себя цветами, на которые хотели бы реагировать, я думаю, что наш взгляд на жизнь становится более позитивным. Это во многом личное решение, хотя и общество здесь тоже играет роль.

В детстве стены в комнате моего брата были выкрашены в черный цвет. Они уже были такими, когда мы переехали, я думаю, ему это понравилось и это стало его «фишкой». Я помню, как к нам приехали гости и мне пришлось несколько дней ночевать в его комнате. После этого я чувствовала себя гораздо более мрачно, подавленно. Этот эффект исчез, когда я вернулась в свою комнату, которая была увешана яркими цветными постерами.

Сегодня моя спальня выкрашена в светло-голубой цвет, с розовыми вкраплениями, и в ней много зеленых растений, которые тоже яркие, но они и успокаивают, и умиротворяют. Когда я была моложе, мне нравилось, чтобы вокруг было как можно больше ярких, разноцветных вещей, но сейчас мне хочется, чтобы все было немного более приглушенным. Я читала интервью с одной японкой, которая разрабатывает яркие продукты Hello Kitty, и она отметила, что у нее дома все белое и нигде нет и намека на Hello Kitty. Проработав весь день с цветом, она приходит домой и предпочитает уйти от цвета вообще. Для многих из нас цвета, которыми мы себя окружаем в определенное время, зависят от нашего настроения и устремлений в этот период. Нам хочется больше цветов, которых нам недостает, или мы хотим уйти от цветов, которые мы видим слишком часто.

2. Какие факторы могут влиять на наше восприятие цвета?

Культурные факторы играют большую роль в том, как мы воспринимаем цвета, в основном из-за культурных сценариев, по которым мы учимся их воспринимать. Я считаю, что отношение к цвету может быть и индивидуальным, но во многом оно зависит от семьи, от культуры, в которой мы выросли, или культурной среды, в которой мы живем в настоящее время. Например, последние пять лет я живу в Нью-Йорке, и один из стереотипов о ньюйоркцах состоит в том, что мы якобы всегда носим черное. До известной степени это правда. Мы много времени проводим на улице, много ездим туда-сюда, как правило, на общественном транспорте. Черный цвет в подобных обстоятельствах практичен. Но он становится и удобной униформой на работе. Одеться утром в черное легко, это освобождает голову для многих других вещей, которые мы можем сегодня сделать. Однако в то же время в Нью-Йорке вы можете увидеть самые удивительные в мире цвета. Ярко-красный плащ мгновенно выделяется среди моря черного. Жители Нью-Йорка действительно носят черное, но мы точно так же носим и все остальные цвета радуги.

Есть еще один интересный пример. Прошлой осенью я ездила в Лос-Анджелес в гости к подруге. И за неделю я почти никого не видела там в черном. Все одевались в яркие или светлые тона. Но когда я приехала в аэропорт, чтобы лететь обратно в Нью-Йорк, то заметила, что люди, собравшиеся у гейта, в основном в черном. Для меня это еще одно подтверждение культурных сценариев, которые диктуют те цвета, что мы носим, чтобы вписаться в окружающую среду.

3. Как мы можем влиять на цвет?

Поскольку в основном я изучаю моду в культуре и обществе, я полагаю, что применение цвета в одежде может значительно повлиять на смену ассоциаций. Пример, который я люблю приводить, когда обсуждаю с моими студентами вопросы гендера, — ассоциация пола ребенка с цветами. Как пишет Сьюзен Кайзер в своей прекрасной книге Fashion and Cultural Studies («Мода и культурология»), в 1910-е и 1920-е годы реклама и модная журналистика давали совсем разные советы родителям о том, как одевать младенцев. В 1918 году некий журнал советовал одевать мальчиков в розовый, более «здоровый», коррелирующий со здоровым румянцем на щеках после прогулки. В том же журнале писали, что для маленьких девочек больше подходит мягкий, утонченный, «женственный» голубой цвет. Это совершенно противоположно тому, что мы знаем сегодня: новорожденных девочек одевают в розовое, а мальчиков — в голубое. Но еще раньше детей любого пола одевали просто в длинные белые одежды, отражать в них гендер не считалось важным. То же можно сказать и о современном обществе, которое становится нейтральнее по отношению к гендеру: сейчас выражать гендер с помощью одежды, особенно в больших городах, уже не так необходимо.

Моя мама любит вспоминать, как в 1970-х и 1980-х она покупала одежду в Москве. Ей приходилось нарушать принятый в обществе гендерный кодекс: своему старшему сыну она покупала розовую одежду — это не было каким-то общественным заявлением, просто ничего другого было нельзя достать.

В современном обществе цвета могут отображать конкретную индивидуальность, настроение, у нас больше свободы эксперимента. Многие мои студенты экспериментируют с цветом одежды, в том числе с гендерными представлениями. Например, у меня есть студентка, которую так вдохновила книга теоретика искусства, представителя Баухауса Джозефа Альберса «Взаимодействие цветов», что свою будущую дипломную коллекцию она создаст на основе его идей. Сама я часто думаю о супрематических экспериментах Малевича с белым и о работе Мондриана с основными цветами, на которую впоследствии сослался Ив Сен-Лоран в своем знаменитом «мондриановском» платье. Я люблю наблюдать за «вызовом власти» на улицах города: за тем, как люди сознательно носят кричащие цвета и узоры, которые невозможны для традиционного вкуса. Если выбирать такую одежду с умом, она может произвести большое впечатление.

Я думаю, что носить мы должны то, что делает нас счастливыми. Я счастлива, что живу в том месте и в то время, где и когда это возможно.

4. Какой ваш любимый цвет и почему?

Моим любимым цветом всегда был зеленый, хотя любимые оттенки с годами менялись. Когда я была совсем маленькой, то больше всего любила очень яркий зеленый. В конце 1980-х — начале 1990-х, когда я росла, в моде были яркие неоновые цвета, и эта мода повлияла на меня. Кроме того, в 1990-е можно было вспоминать 1970-е, поэтому я носила много «клевой» одежды в стиле хиппи: ярко-зеленые, желтые вещи с узорами из маргариток. Но чем старше я становилась, тем отчетливее понимала, что ярко-зеленый не очень-то мне идет. Я стала носить его меньше, но он все равно мне нравился. Я также насыщала оттенками зеленого свой дом: покрасила в ярко-зеленый стены в своей комнате, собирала растения с ярко-зелеными листьями. Сейчас я почти не ношу зеленую одежду, но у меня есть несколько темно-зеленых вещей, которые мне нравятся.

Я люблю зеленый цвет по многим причинам — в первую очередь потому, что он напоминает мне о природе, о жизни вне дома. Я собираю фотографии лесов — от российских и канадских до лесов юго-восточных и северо-западных штатов. Некоторые фотографии я особенно люблю из-за обилия оттенков зеленого. Зеленый ассоциируется с удачей, а концепцию удачи я сейчас как раз исследую. Я вообще не очень суеверна, но почти никогда не ношу красных вещей, потому что, когда я носила красное, со мной случались неприятности. Из-за этих ассоциаций я избегаю красной одежды, хотя мне и говорили, что она мне идет. Я не стану носить ее, потому что мне в ней будет некомфортно, а это очень важно в выборе цветов и предметов одежды. Но с зеленым у меня нет такой связи — вероятно, потому что я чаще его носила и просто статистически в зеленом мне везло чаще, чем в красном. Как бы то ни было, меня занимают индивидуальные ассоциации, которые возникают у людей по отношению к цвету и удаче. Сейчас я работаю над каталогизацией этих ассоциаций.

Наталья Самутина, культуролог, исследователь современной культуры (Высшая школа экономики):

1. Какова роль цвета в жизни человека?

Я исследователь культуры, поэтому могу говорить о том, как цвет используется в публичной коммуникации. Роль этого «языка» в современной культуре особенно высока в силу повышенной важности визуального канала восприятия информации в современном обществе и в силу увеличения ситуативности коммуникации в городской среде. Значения, связанные с цветом, в большой мере контекстуальны: некоторые мы можем переопределять в спонтанной коммуникации, другие — более устойчивые, закрепленные в более или менее локальных культурных практиках. На этом пересечении ситуативного и закрепленного, индивидуального и коллективного в основном и происходит восприятие цвета, игра с ним, успешные и неуспешные попытки сообщения и «провалы».

Например, приезжая в новый город, вы должны выбрать цвет одежды в зависимости от того, кто вы и чего хотите добиться в этом городе. У меня в шкафу есть специальная «берлинская полочка» со стопкой серой одежды, которая автоматически загружается в чемодан при каждой поездке в Берлин и почти никогда не носится в Москве. Похожим образом цвет используется в художественных высказываниях: всегда есть некоторое сочетание культурного консенсуса и индивидуального выбора. В 1990-е я писала в одной из статей о роли синего цвета в европейском кино: тогда на экраны вышло сразу несколько фильмов европейских режиссеров, крупных (Кеслевский, Антониони) и помельче, использующих подчеркнуто синеватую гамму всего изображения и множество деталей в диапазоне от синего до темно-серого цвета. Во всех этих фильмах либо напрямую, либо косвенно шла речь об идее Европы, которая тогда активно обсуждалась в связи с созданием Европейского союза. Каждый из режиссеров независимо от других разделял и вновь задавал своим художественным выбором идею синего как «европейского» цвета.

2. Какие факторы могут влиять на наше восприятие цвета?

На наше восприятие цвета влияют все культурные и социальные факторы: язык, среда общения, профессия, доход, возрастные и гендерные стереотипы, распространенные там, где мы живем, или в среде, из которой происходим. Очень сильно влияет опыт — путешествий, общения с людьми, интереса к миру вообще. Это, кстати, хорошо подчеркивает фантастика, где встречается идея «инопланетного» цвета, внезапно пересекающего грань человеческого восприятия — цвета, для которого нет никакого описания; цвета, действующего на всех людей одинаково ошеломляюще и, порой, одинаково разрушительно («Цвет из других миров» Лавкрафта).

3. Как мы можем влиять на цвет?

Цвет может быть языком протеста, в том числе протеста маргинализированных культурных групп против доминирующей (буржуазной, обывательской) цветовой политики, против так любимых «средним человеком» равномерности и чистоты. Очень показательны в этом отношении действия граффити-райтеров и художников стрит-арта. В документальном фильме самой знаменитой берлинской команды райтеров 1UP один из них формулирует коллективное кредо: «Всегда найдутся люди, которые позаботятся о том, чтобы улицы оставались разноцветными». Серые берлинские брандмауэры, серые дрезденские электрические будки, серые гамбургские звукоизолирующие щиты вдоль линий S-bahn и U-bahn представляют собой идеальную поверхность для цветовых взрывов, несущих в себе множество значений и принимающих множество форм, от шрифтовых экспериментов граффити-райтеров до фигуративных изображений уличных художников. В России такие вещи замечательно делает группа Aesthetics: их смелые эксперименты с цветом и формой в духе русского авангарда успешно «взрывают» серые бетонные заборы московских окраин.

4. Какой ваш любимый цвет и почему?

Всегда был синий, во многих оттенках — от чистого синего до изрядно разбавленного зеленым: того цвета, который мы называем аквамариновым. Сейчас для меня это главным образом цвет фресок Джотто, Симоне Мартини и Амброджио Лоренцетти — того цветового пространства, в котором я охотно осталась бы навсегда, если бы такой выбор мне предоставили.

Валерий Подорога, доктор философских наук, профессор, заведующий сектором аналитической антропологии Института философии РАН:

1. Какова роль цвета в жизни человека?

Громадная. Цвет имеет социальный смысл, свет — трансцендентный. Цвет — это способ, каким себя обнаруживает свет.

Надо учесть, что видеть цвет человека учат, и чем разнообразнее цветовая гамма, которой он владеет, тем увереннее он себя чувствует. Привычка различать цвета — культурная, это как различать вкусовые качества, звуки и запахи.

История живописи отражает этапы становления символики человеческого зрения. Так, например, Декарт рассматривал цвет как нечто ложное, как то, что скрывает от нас «простоту» и «ясность» вещей, геометрию мира. Цвет — органическая ошибка зрения, и только разум может ее исправить, Истинный свет, lumen naturalis есть первоначальное условие идеальной геометрии и всех вещей мира. Джин Рэт — «лиловая леди», создавшая свой стиль, — считает себя избранницей лилового цвета. Она различает 130 его оттенков, в которые окрашено почти все, что ее окружает.

Ван Гог полагал, что Франс Гальс различал свыше 30 оттенков черного. А что говорить о Поле Гогене или Матиссе, да и о самом Ван Гоге? Или о Василии Кандинском?

2. Какие факторы могут влиять на наше восприятие цвета?

Прежде всего, различные заболевания (дальтонизм, слепота, катаракта и т. п.). Настроение и общее состояние духа. Цвет теряет всякий социальный и символический смысл, как только мы входим в полный контакт с природой. Цвет — это чисто городское увлечение дизайном.

3. Как мы можем влиять на цвет?

Называть черное белым.

4. Какой ваш любимый цвет и почему?

Синий и голубой.

Ирина Шапошникова, дизайнер:

1. Какова роль цвета в жизни человека?

Выбор определенной цветовой гаммы и предпочтения того или иного цвета в одежде, аксессуарах или в интерьере могут многое сказать о человеке и его характере. Каждый цвет имеет свое значение. Например, люди, предпочитающие яркие цвета в одежде, зачастую уверены в себе, динамичны, общительны, любят привлекать к себе внимание. А те, кто отдают предпочтение черному, серому, коричневому, наоборот, более сдержаны, им свойственны постоянство, надежность, рассудительность. Правильно подобранный оттенок и цвет в одежде способен украсить человека, сделать его более привлекательным и выгодно подчеркнуть его внешность и индивидуальность. Также выбор цвета в одежде оказывает влияние и на то, как его воспринимают окружающие. Особенно это важно в тех случаях, когда человеку необходимо произвести хорошее впечатление — например, на деловой встрече или на свидании.

2. Какие факторы могут влиять на наше восприятие цвета?

Как известно, зрительное восприятие различных цветов человеком неодинаково. Предметы, окрашенные в холодные тона, кажутся более удаленными, а в теплые тона — приближенными. Светлые предметы зрительно воспринимаются нами больше своих действительных размеров. А при использовании нескольких различных по интенсивности цветов можно визуально значительно изменить форму предмета. Существует целое направление в искусстве, оп-арт (искусство оптических иллюзий), основывающееся на особенности визуального восприятия. Иллюзия движения может быть результатом игры цвета и оптическими эффектами. Это хорошо заметно на примере статичных изображений «Иллюзия движения» японского ученого Акиоши Китаоко, который подтверждает неоднозначность нашего восприятия окружающих объектов и цветов.

Еще один важный аспект восприятия цвета — освещение. Кроме того, на наше восприятие цвета влияет психическое состояние, и наоборот, цвет может воздействовать на нас и вызывать определенные эмоции. В частности, цвет может поднять настроение или успокоить и расслабить.

3. Как мы можем влиять на цвет?

Модные тенденции во многом оказывают влияние на то, какие цвета будут актуальны в том или ином сезоне. Существует целый институт цвета Pantone (исследовательский центр компании «Пантон»), который занимается изучением и экспериментальной работой с цветом и его влиянием на различные отрасли, такие как мода, полиграфия, дизайн интерьера и т. д. Во всем мире Pantone признан ведущим источником информации о цвете. Инструментом для дизайнеров одежды и интерьера являются схемы — гиды по цвету Pantone, которые также используются в производстве тканей.

4. Какой ваш любимый цвет и почему?

Мой любимый цвет — синий. В одежде я предпочитаю темные оттенки, в них я чувствую себя наиболее комфортно. А в интерьере, наоборот, люблю светлые тона. Читать дальше >>

Часть статьи не может быть отображена, пожалуйста, откройте полную версию статьи.

В начало >>

Виктория Ломаско, художник:

1. Какова роль цвета в жизни человека?

Цвета самым непосредственным образом воздействуют на наши чувства и эмоции. Это воздействие анализируется во многих произведениях искусства, в первую очередь в абстракциях. Один из основоположников абстрактной живописи Василий Кандинский описывал каждый цвет как живое существо, например, сравнивал зеленый «с толстой, очень здоровой, неподвижно лежащей коровой», желтый — с сумасшедшим больным, оранжевый — с «человеком, убежденным в своих силах» и т. д. 

Также цвет всегда является источником информации, как в природе, так и в человеческом обществе. Интересно, что в разных обществах одни и те же цвета получают различные символические значения.

2. Какие факторы могут влиять на наше восприятие цвета?

Огромное количество, всех не перечислишь. Один из важнейших — количество цвета, масштабы, которые он занимает. Одно дело — оказаться в комнате с красными деталями, а другое — в полностью красном пространстве. 
Важно, сколько времени на нас воздействует цвет. Как-то я побывала в офисе, где стены были выкрашены в оранжевый цвет. Его руководительница вычитала, что оранжевый бодрит и создает позитивный настрой. Первые пять минут я чувствовала приятное возбуждение, а через полчаса — неприятную взвинченность. Сотрудники этого офиса жаловались на постоянный стресс.

3. Как мы можем влиять на цвет?

Если имеется в виду, как человек, работающий с цветом (художник, дизайнер), может изменять его воздействие, то ответ — меняя тон, комбинируя с другими цветами. Воздействие цвета зависит и от формы, связь цвета и формы анализировал Кандинский в своей книге «О духовном в искусстве».

Если же речь о том, как с помощью цвета влиять на других, то приведу такой пример. На лекции одной правозащитницы, работающей с тюремной темой, я услышала про прием «Красное платье». Его суть в использовании праздничного цвета в неподобающей обстановке. Когда жена заключенного приходит на свидание в красном платье, это настолько рушит шаблоны, что муж начинает верить в ее несгибаемую волю, а тюремщики — в ее материальные ресурсы и власть.

4. Какой ваш любимый цвет и почему?

Красный. Люблю его определенность и в воздействии, и в символическом значении. Несколько лет я делала только черно-белую графику, и первым цветом, который начала в нее включать, стал красный (для анархистских флагов). Мне кажется, с помощью черного, белого и красного можно рассказать почти любую историю.

Ксения Гусарова, историк моды, кандидат культурологических наук, преподаватель РГГУ:

1. Какова роль цвета в жизни человека?

Восприятие мира в красках составляет базовый горизонт нашего опыта. Мы видим цветные пятна до того, как научаемся различать и именовать предметы вокруг нас, а также на картинах и фотографиях. И независимо от степени нашей визуальной искушенности этот первичный уровень «считывания» действительности всегда с нами, особенно когда мы сталкиваемся с чем-то непривычным и непонятным. «Свежесть» подобного восприятия оказывается крайне востребованной в искусстве, где цвет нередко становится главным героем произведения (в первую очередь, в абстрактной живописи, но также и в фигуративной, когда художник отказывается от принятых колористических условностей в пользу неожиданных цветовых решений).

Положение «по ту сторону» языка и теоретических построений способствует тому, что цвет часто мыслится как «объективный» феномен. Однако к концу XX века в естественных науках сложилось представление о том, что наше восприятие цвета зависит не от длины световых волн, отражаемых предметом (идея, восходящая к «Оптике» Ньютона), а от паттернов нейронной активности — то есть рождается внутри нас, а не приходит извне. Неустранимая субъективность, обнаруживающаяся, таким образом, у самых истоков цветового впечатления, многократно усиливается историческими, социальными и культурными условиями, в которые помещен наблюдатель. То, какие цвета вообще оказываются замеченными, выделенными из бесконечного переливающегося многообразия спектра; считаются ли те или иные оттенки приятными или отталкивающими, здоровыми или опасными; представления о сочетаемости цветов и их уместности в той или иной ситуации — все это переменные, варьирующиеся от эпохи к эпохе, от региона к региону, от сообщества к сообществу.

На мой взгляд, важная роль цвета заключается в том, что в нем скрадывается переход от реальности физического мира к ее интерпретации, в результате чего культурные значения того или иного цвета могут казаться прямым порождением природы. Идеологический смысл такой, зачастую непроизвольной, подмены огромен и отнюдь не сводится к делению, скажем, на «красных» и «белых».

2. Какие факторы могут влиять на наше восприятие цвета?

На восприятие цвета всегда влияет контекст. Ближайший и непосредственный — соседство с другими оттенками — хорошо изучен, его эффекты активно используются в изобразительном искусстве и дизайне, на них построены многие известные оптические иллюзии. Определенное использование цвета или высказывание о нем также задают рамку нашего восприятия, которую едва ли можно отделить от цвета «самого по себе». Наконец, максимально широкий контекст — весь круг ассоциаций, все смыслы, закрепленные за тем или иным оттенком в конкретном обществе, неизменно присутствуют во взгляде наблюдателя как своеобразные оптические «фильтры».

Культурная сконструированность цветовых обозначений как нигде обнаруживает себя в представлениях о цвете кожи различных рас. Высочайшая степень обобщения и условности, характеризующая в этом случае наименования «белый», «черный» или «желтый», нисколько не мешает людям на самом деле «видеть» эти «цвета».

3. Как мы можем влиять на цвет?

Как ясно из вышеизложенных соображений, повлиять на цвет можно, изменив контекст. Так, отрицательные коннотации «черной» кожи (поддерживаемые развитым комплексом негативных значений черного цвета в западной культуре) были во многом успешно поставлены под сомнение и переосмыслены активистами движения против расовой дискриминации, выдвинувшими лозунг black is beautiful.

Пожалуй, самый простой способ повлиять на восприятие цвета — назвать его. Экзотично и чувственно звучащие наименования актуальных оттенков являются такой же неотъемлемой частью модного образа, как силуэт и текстура. С другой стороны, цвет легко дискредитировать неприглядным обозначением наподобие «детской неожиданности». Впрочем, даже этот шуточный термин имеет параллели в истории моды: так, в середине XVIII столетия «неожиданность» августейшего наследника французского престола была увековечена в названии цвета caca du Dauphin, в который тут же поспешили облачиться придворные модницы.

4. Какой ваш любимый цвет и почему?

«Бисмарк в гневе» (фр. Bismarck en colère, в русском языке бытует также итальянизированное название бисмарк-фуриозо). Это такой красивый сочный оттенок коричнево-красного. «Железный канцлер» Отто фон Бисмарк, ставший к середине 1860-х годов знаменитостью европейского масштаба, невольно дал имя широкой палитре модных тонов, от «Бисмарка больного» до «Бисмарка смеющегося». Франко-прусская война 1870–1871 годов положила конец повальному увлечению парижанок бисмарковскими цветами, однако их названия сохранились в языке надолго. Прижились и неподвластные моде применения: так, бисмарковский коричневый используется бактериологами для окрашивания препаратов — именно эта процедура позволила в свое время «увидеть» возбудителя туберкулеза.

Бисмарковские цвета иллюстрируют массированное проникновение политики в моду и повседневную жизнь — безусловно, современная и довольно тревожная тенденция. Однако эта ситуация глубоко двусмысленна, ведь, растворяясь в повседневности, идеологические символы и политические фигуры теряют свой зловещий масштаб и тяжеловесную серьезность. Особенно это касается моды, которая сама есть игра и несет в себе огромный заряд иронии. Обратить гнев Бисмарка в модный писк — очень постмодернистский жест, который мне крайне симпатичен, пусть даже в этом случае последнее слово осталось за канцлером.

Дмитрий Цветков, художник:

1. Какова роль цвета в жизни человека?

Чаще всего о роли цвета вспоминают либо при ремонте жилища, либо чтобы подобрать подходящие ботинки к пальто. Что ж, это важно: по одежке встречают, да и выбор невелик. Попробуйте в Москве купить желтые мужские перчатки или красные башмаки — на вас посмотрят косо, припомнят нетрадиционную ориентацию: коли ты нормальный — купи черные башмаки, хороши и на работу, и в театр, и с черной машиной сочетаются. Про жилище даю настоятельный совет: дорогие коллеги, сходите к дизайнеру! Это ведь необременительно и недорого, никто из вас самостоятельно не лечит себе зубы, все делают профессионалы! И категорически: никогда не вешайте у себя дома картины, которые вы купили на вернисаже, либо в Венеции, либо еще невесть где по причине, что вот эта картина вам нравится! Это самый сильный прокол. Лучше повесьте постер!

2. Какие факторы могут влиять на наше восприятие цвета?

Ходил сегодня на Тверской бульвар — вот там буйство праздничного предновогоднего цвета. Ошарашенные горожане косятся на красные автоклавы с пирогами, на жирных глумливых снеговиков с оранжевыми морковями вместо носов, на Дедов Морозов, поразительно напоминающих стражей порядка. Так и «влияет» цвет на восприятие — вот такой праздник! И если уж говорить серьезно, то в открытом пространстве очень важную роль играет сочетание цвета и света. Все греческие мраморные статуи стояли в садах на морских берегах, облитые солнечным светом, мрамор светился, и получалась полная иллюзия живых людей. Позднее все статуи перетащили в музеи под мертвенный музейный свет, и они потеряли свое очарование. В старинных храмах мозаики светятся по-разному в разное время суток: утром одни, в полдень совершенно другие, вечером третьи. И дело не только в цвете, даже и выражение изображенных лиц меняется. Художники знали, что делали!

3. Как мы можем влиять на цвет?

Самый банальный ответ — все перекрасить! Это не так уж глупо. Меня всегда удивляло, что качество обоев определяется тем, что они не выгорают в течение 20 лет. Ну уж на фиг — жить 20 лет в одном цветовом пространстве! Не надо бояться цвета, эксперимент — великая сила! Я всегда завидовал людям с зелеными или фиолетовыми волосами. Уж коли мне слабо выкраситься в рыжий (а как красиво!), то хоть красный пол дома положить. Новый цвет — это новая жизнь, новые ощущения, полное обновление! Здесь впору поучиться у природы: времена года разные по цвету — от нежно-зеленого до сверкающего золота. К сожалению, в мегаполисе об этом не задумываешься.

4. Какой ваш любимый цвет и почему?

У меня нет любимого цвета. Мне кажется, что любимый цвет сродни любимому блюду или песне — сегодня картошка под полонез Огинского, а завтра — озвереешь! От самого себя-то любимого рожу воротишь, как утром в зеркало глянешь — батюшки! Нет ли чего другого? Что может быть скучнее, чем напяливать одно и то же коричневое пальто, либо влезать под надоевшее зеленое одеяло? Впрочем, любимые картины у меня все-таки есть. Но это уж другая история.

Елена Петровская, философ, культуролог:

1. Какова роль цвета в жизни человека?

С одной стороны, можно сказать, что цвет практически не замечается. Если, конечно, речь не идет о людях, профессионально с ним работающих. С другой — цвет фактически превращен в азбуку, переозначен. То есть каждый цвет имеет свое символическое значение и даже целую историю, с ним связанную. Хотя, казалось бы, цвет должен сопротивляться любым попыткам превратить его в знак. Известно, что одним из ярких примеров десимволизации цвета в мировой литературе являются рассуждения Германа Мелвилла о белом в его романе «Моби Дик».

2. Какие факторы могут влиять на наше восприятие цвета?

В первую очередь факторы культурные, включая ритуальные практики. Особую роль в восприятии цвета играет искусство. Причем я бы выделила такие опыты современных художников, где явно присутствует попытка лишить цвет какого бы то ни было конкретного значения — это роль синего в фильме Шанталь Акерман «С Востока» или тонированные серии Бориса Михайлова начала 1990-х. Вопреки намеку на конкретную привязку и значение, ни синий в «Сумерках», ни коричневый в «У земли» нельзя считать иллюстрацией темы, простым к ней приложением. Скорее, это область асимволического, открывающаяся в самом изображении.

3. Как мы можем влиять на цвет?

Если говорить о влиянии, то оно может быть только обоюдным. Цвет может повышать или понижать нашу способность к действию, то есть воздействовать на нас в точном смысле как аффект. По той же логике, вступая во взаимодействие с цветом, мы можем способствовать его «расширению», «росту», а можем, напротив, его угнетать, в том числе когда подгоняем цвет под наши представления. (Что такое розовый как обозначение инфантильного женского или голубой как гендерный эквивалент мужского?) Все дело в эффективности связи и в учете самостоятельных интересов другой стороны.

4. Какой ваш любимый цвет и почему?

Боюсь, что любимого цвета у меня нет. Мне интересно наблюдать за свободной игрой цвета, за неожиданными цветовыми комбинациями. Конечно, и тут мы не вполне свободны — сказываются опыты по живописному использованию и созданию цвета, специальные теории, естественная предрасположенность к хроматическим тонам и так далее. И все же — за цветом интересно наблюдать.

Ирина Сироткина, доктор философии (Манчестерский университет), ведущий научный сотрудник Института истории естествознания и техники РАН:

1. Какова роль цвета в жизни человека?

Бесцветная жизнь? Это не для меня!

2. Какие факторы могут влиять на наше восприятие цвета?

Мы редко воспринимаем цвет сам по себе. Все скажут, что яблоко круглое, блестящее и красное, но что это говорит о самом цвете? Чтобы поймать феномен «красного», психологи когда-то придумали целую процедуру интроспекции, тщательного наблюдения за своим восприятием, очищения цветовых ощущений от всяких других. И пришли к выводу, что красный, как и другие цвета, — плод активности человека, результат его действия по восприятию и осмыслению увиденного.

3. Как мы можем влиять на цвет?

Ощущение цвета зависит от освещения, яркости, формы и других качеств объекта. Цветовые ощущения, в свою очередь, могут соединяться с другими, подчиняясь таинственным законам синестезии или ассоциации. На рубеже XIX и ХХ веков люди верили, что синестетическое восприятие — это путь к высшей чувствительности, познанию «иных миров». Велимир Хлебников писал: «Синий цвет василька, непрерывно изменяясь, проходя через неведомые нам, людям, области разрыва, превращается в звук кукования кукушки или в плач ребенка». При этом он говорил не просто о сочетании ощущений, а описывал некую стратегию приближения через неведомые «области разрыва» к иномирному.

4. Какой ваш любимый цвет и почему?

Я не оригинальна: люблю синий. Синий цвет — синоним огромных пространств, вызывающий в воображении силуэты дальних гор. Недаром синий так любят театральные художники, от Ренессанса до наших дней, особенно когда им нужно показать бескрайность. В этом году я впервые увидела возведенный Палладио в итальянской Виченце Teatro Olimpico с уходящей далеко-далеко в синеву перспективой. Как будто начинающаяся рядом со зрителем дорога уходит прямо в античность. И вспомнила волшебника театра Боба Уилсона с его синими морями на тесной сцене.

Инна Осиновская, журналист, культуролог, кандидат философских наук:

1. Какова роль цвета в жизни человека?

Цвет — это язык. Еще один способ, помимо слов и жестов, выражения разнообразных аспектов и оттенков человеческого бытия: от эмоций до социально-политических и коммерческих смыслов, от отличных предпочтений до общности взглядов с различными группами и обществами: голубая коробочка Tiffany, белые ленточки свободомыслия, черные одежды траура, синие ведерки, красные знамена — язык и функции цвета разнообразны. Но языком цвет был и в Средневековье, и, надо сказать, гораздо более структурированным и образным, чем сегодня. В условно современном мире происходит размывание цветосмыслов и выведение цвета из символического поля. И даже мода больше не распространяет свою диктатуру на цвет, все сложнее становится выделить «главный» цвет сезона. Характерно, что компания Pantone, ежегодно объявляющая главный цвет года, впервые за всю свою историю в наступающем году обозначила не один, а два главных цвета. Цвет теперь скорее чистая эстетика, дизайн, произвольность, а стремление нагрузить его смыслами или функциями все чаще становится эстетической игрой, удовольствием или развлечением.

2. Какие факторы могут влиять на наше восприятие цвета?

Наше восприятие цвета — это, если отвлечься от физико-соматических факторов, коктейль из культурных мифов, активных в данный момент в обществе, и психоаналитических фактов личной биографии. Но эти факторы преломляются в зависимости от контекста, в который поставлен цвет. Черный — это траур или роскошь, или элегантность, или опасность? Белый — это чистота или пустота, или скука? Красный — это кровь или страсть, вульгарность или святость, или власть? У цвета «постмодернистская» структура — его смысл подвижен и всегда спрятан внутри контекста.

3. Как мы можем влиять на цвет?

Мишель Пастуро пишет, что при чтении как античных, так и средневековых философов складывается впечатление, будто «авторы уверены — когда на цвет никто не смотрит, он перестает существовать». Но ведь не перестает, и даже в темной комнате красный диван не перестает быть красным, хотя при отсутствии света цвет не воспринимается. Так что на цвет влиять сложно — он как физическое явление самодостаточен и не нуждается ни в чьем влиянии. Цвет — это абсолютная неподвластность, вещь в себе, ускользающий смысл, обманная очевидность, истина, которая представляется симулякром. Что такое желтый, зеленый, синий, красный — каждому ясно, но какой конкретно оттенок каждый раз имеется в виду? Или почему Демокрит описывал цвета как телесные субстанции, состоящие из «шершавых» или гладких атомов (то есть, как подметил философ А. Ф. Лосев, не видел, а осязал цвет), а современная наука говорит о не менее «фантастических» электромагнитных излучениях? Почему Эмпедокл говорил, что вода белая, а для нас она неизменно голубая? Или почему, спрашивает Лосев, мы называем вино белым, когда оно желтое? Эта неуловимость цвета и его смыслов не может не раздражать. Поэтому любимое человеческое занятие — классифицировать цвета и закреплять за ними символы, вкладывать в них значения, мифологизировать и даже приклеивать оценочные коннотации, как это сделал, например, Гёте в «Учении о цвете», разделив цвета на положительные (желтый, оранжевый) и отрицательные (синий, фиолетовый).

4. Какой ваш любимый цвет и почему?

Мой любимый цвет — синий. И ни Мишель Пастуро, ни Кшиштоф Кеслевский тут ни при чем. Синий как на картинах Врубеля, Пикассо или Шагала — волшебный, тревожный, притягивающий, гипнотизирующий. Вопрос «почему» подразумевает поиск в психологическом или этическом поле. А эстетический дискурс не желает знать никаких «почему». У эстетики на все вопросы лишь два ответа: красиво и некрасиво. Наивно. Но ведь и вопрос «твой любимый цвет» — это вопрос из детства.

Юлия Лидерман, культуролог, исследователь современного театрального и изобразительного искусства:

1. Какова роль цвета в жизни человека?

Мне интересен тот факт, что цвет может обозначать или опосредовать социальные коммуникации. Не отсылать к смыслам, а притягивать на себя социальные, групповые проекции. Группа, демонстрирующая себя как новая, начинает поиск цвета и его дальнейшее обоснование. Эти возможности цвета используются и для деконструкции. Например, в инсталляциях Ильи Кабакова воспроизводился цвет или сочетание цветов советских общественных пространств (парадных, лестничных пролетов, коридоров), сразу рождая в воображении эфемерное сообщество обладателей определенного жизненного опыта.

2. Какие факторы могут влиять на наше восприятие цвета?

Прежде всего знания. Восприятие цвета связано со знаниями. Чем разнообразнее у человека представления о культурах, тем большая у него вариативность восприятия цвета и цветовых сочетаний. Понятно, что глядя на определенные артефакты, человек искушенный может примерять для понимания разные модели, в том числе связанные с историей культур, с культурной географией. Например, в искусстве соц-арта, которое напрасно в основном полагают политическим, именно благодаря его структуралистской деятельности можно найти множество произведений, которые демонстрируют культурную обусловленность нашего восприятия цвета. Например, в известной серии В. Комара и А. Меламида «Лозунги», в которой художники повторили всем известные уличные лозунги «Слава КПСС» и другие, подписывая красный кумачовый транспарант своими фамилиями, красный цвет транспаранта, в политической культуре служивший индексальным знаком по отношению к красной материи государственного флага, в модернистской культуре (ведь подписанные лозунги оказывались произведениями в модернистской культуре леттризма) приобретал декоративную функцию и лишался своего идеологического значения.

3. Как мы можем влиять на цвет?

Сближением с другим цветом. Выявляя отношения между цветом и не цветом, цветом и его дополнением и так далее. Относительность цвета имеет такую же степень вариативности, как относительность любого другого означаемого. Сложность понимания цвета в искусстве возникает тогда, когда он становится признаком какой-то из моделей реальности, например оптической.

4. Какой ваш любимый цвет и почему?

Мне нравятся изобретенные авторские цвета модернизма. Синий цвет Ив Кляйна, золотой цвет Климта, как нравятся и другие непрагматичные изобретения в культуре.

Ян Левченко, доктор культурологии, профессор НИУ ВШЭ:

1. Какова роль цвета в жизни человека?

Цвет играет ключевую роль не только в ощущениях, но и в системе наших представлений. Неразличение цветов коренным образом меняет природу перцепции, о чем свидетельствует, по крайней мере, опыт черно-белого кино.

2. Какие факторы могут влиять на наше восприятие цвета?

Физические факторы не имеют смысла вне культурных условностей. Пожалуй, сначала социальность, потом открытая с ее помощью, обусловленная ею «природа».

3. Как мы можем влиять на цвет?

Человек способен присваивать цвет (пример Ива Кляйна), интерпретировать, реже — осознанно создавать, как это происходило на протяжении 500 лет иллюзионистской живописи. Цвет возникает, скорее, непроизвольно, случайно, а мы его расшифровываем. 

4. Какой ваш любимый цвет и почему?

Белый. В нем есть уже все цвета и нет времени. Он никуда не движется за отсутствием необходимости. Это покой и сосредоточенное молчание.

Обсудить на сайте