Черный, синий, белый. Какие цвета выбирают искусствоведы и художники

В проекте «Культура повседневности» в декабре мы обсуждаем цвет и его роль в повседневной жизни человека. По следам передачи Ирины Прохоровой «Сила цвета» издательство «Новое литературное обозрение» провело опрос экспертов

Иллюстрация: Corbis/East News
Иллюстрация: Corbis/East News
+T -
Поделиться:

Валери Стил, историк моды, директор Музея Института технологии моды в Нью-Йорке:

1. Какова роль цвета в жизни человека?

Поскольку люди различают цвета, следует предположить, что в этом есть эволюционное преимущество. Например, приматы, различающие оранжевый и зеленый, распознают и едят спелые фрукты, которые полезнее неспелых. В наши дни цвета тоже служат важным целям: если вы не отличаете красный цвет от зеленого, то можете проехать на запрещающий сигнал и погибнуть. Но большинство из нас реагируют скорее на наше психологическое восприятие цвета, которое может изменяться во времени и от культуры к культуре, а также различаться у конкретных людей.

2. Какие факторы могут влиять на наше восприятие цвета?

Как историк моды, я осознаю, что в разное время и в разных местах люди предпочитали одежду определенных цветов: зачастую это соответствовало обоснованному культурой цветовому символизму. Невесты в Китае носят красные платья (что означает счастье и плодовитость), а в Европе белые (что означает невинность). Сама я ношу почти исключительно черные вещи, что в центре Нью-Йорка не редкость. Я часто шучу, что я и мои подруги выглядим как сицилийские вдовы, хотя черное мы носим, разумеется, по другим причинам.

3. Как мы можем влиять на цвет?

На изменения в восприятии цветов влияют новые идеи. Например, в западноевропейской христианской традиции желтый цвет долго ассоциировался с предательством и ересью. Но когда в XVIII веке вошли в моду китайские мотивы, Европе через декоративно-прикладное искусство передалась и китайская любовь к желтому, императорскому цвету.

4. Какой ваш любимый цвет и почему?

Мой любимый цвет — черный. У черного необычайно широкий круг ассоциаций: смерть, ночь, ничто, зло, траур, но также и элегантность, власть, бунт. Именно черный цвет выбирали для своей символики анархисты, фашисты, исламские экстремисты. Для меня черный символизирует нечто, в чем слиты искусство, бунт, элегантность, власть и загадочность — и, конечно, есть здесь и немного притягательности зла. Вспомним: дьявол — это Князь Тьмы, но Денди — это Черный принц элегантности. Так совпало, что сейчас я начинаю работу над выставкой и книгой о розовом цвете, так что я буду рада узнать от русских коллег что-то о его символике в российском контексте и использовании в русском искусстве.

Анна Лебсак-Клейманс, эксперт индустрии моды, кандидат социологических наук, генеральный директор Fashion Consulting Group:

1. Какова роль цвета в жизни человека?

Можно провести условную аналогию: цвет и форма соотносятся так же, как эмоциональная и рациональная способность в познании мира.

Восприятие цвета имеет прямую связь с эмоциональной стороной человеческой психики. Цвет способен напрямую воздействовать на эмоции — умиротворять (мягкие светлые сочетания природных цветов) или, напротив, возбуждать (красный), или тревожить (яркие неоновые контрасты). Поэтому физические упражнения, например, лучше всего выполнять в окружении теплых оттенков красного и оранжевого, а спокойные голубой и зеленые цвета идеальны для умственной работы.

Способность воспринимать цвет и реагировать на него — один из важнейших компонентов человеческой психики, без которого существование современной культуры было бы невозможно. Если пофантазировать и представить, что вся человеческая раса — монохроматики (это самая сильная форма дальтонизма), то скорее всего человечество было бы гораздо более логичным, жестоким, рациональным и гораздо менее эмоциональным и творческим.

Вспомнился сюжет мрачной фантасмагории фильма Роберта Родригеса «Город грехов», но даже там порой появлялся густой алый цвет, как утрированный символ прорывающихся за маской равнодушия страстей.

2. Какие факторы могут влиять на наше восприятие цвета?

Во-первых, предпочтение цвета и оттенков во многом определено окружающей визуальной эстетикой, внутри которой человек растет и воспитывается. Эта эстетика во многом обусловлена особенностями климата и природы. Именно поэтому существует разница между сдержанной «серо-коричневой» североевропейской школой живописи и открытыми насыщенными палитрами в итальянской традиции. Не меньшую роль имеют история, традиции жизни и религия, сформировавшие различные культуры. Так, например, известны предпочтения зеленого в мусульманских странах, «золото на голубом», пришедшее вместе с золотыми куполами в Россию из Византии, сочетание белого, синего и красного в Северной Америке.

Во-вторых, цветовые предпочтения человека связаны в значительной мере с индивидуальными особенностями психики и личности. Мы как бы прочитываем эти смыслы через подсознательные ощущения, наши цветовые предпочтения сигнализируют о нашем характере и психике. Так, например, с 1970-х существует система тестов Макса Люшера, которая используется для формирования эффективных команд и коллективов. Она построена на определении психотипа человека с точки зрения сочетания выбранных цветов, и на основании этого делаются выводы о способности к командной работе и роли в команде. Люшер использовал восемь цветов: фиолетовый, серый, красный, черный, желтый, зеленый, синий и коричневый. Например, приоритет синего говорит об уравновешенности, черный символизирует индивидуализм, а красный — амбициозность и предприимчивость.

3. Как мы можем влиять на цвет?

Люди обладают врожденной способностью воспринимать цвета и оттенки. Но не все. Так, например, более 8% мужчин имеют различные формы дальтонизма. Кстати, у женщин дальтонизм встречается в 16 раз реже. Чаще всего человек не различает оттенки красного цвета, например бордо, который он считывает как серый. И в отличие от музыкального слуха, который можно натренировать и улучшить, цветочувствительность не поддается тренировкам. Таким образом, человек как бы оказывается вне власти влияния на него отдельных оттенков. Тем не менее дальтонизм не помешал Репину и Врубелю стать великими живописцами.

А великий Гете как бы «обманывал» цвет — он пользовался очками с цветными стеклами в зависимости от типа создаваемого произведения. Он заметил, что красный и желтый помогают в создании веселых текстов, возбуждают энергию, в то время как синий вызывает уныние и меланхолию.

Безусловно, благодаря цвету мы можем воздействовать на восприятие окружающих нас людей. Если говорить об одежде, то цвет и орнамент позволяют как визуально сузить, так и расширить силуэт, дают возможность привлечь внимание к «нужной» части тела и скрыть недостатки другой. Контрастный желтый принт на черном фоне выделит, а серо-черная гамма позволит раствориться в толпе.

4. Какой ваш любимый цвет и почему?

В «светской» одежде это однозначно черный. Он самый безопасный, так как это «молчаливый» цвет. Наверное, именно поэтому его предпочитают большинство специалистов, ежедневно связанных с «шумом моды». А в целом открытой и яркой палитре я бы все же предпочла глубокие полутона — горький шоколад, зимняя вишня, мокрый асфальт.

Аня Куренная, историк и теоретик моды, преподаватель факультета истории искусства и дизайна университета Парсонс:

1. Какова роль цвета в жизни человека?

Цвета играют важную роль как при создании собственной идентичности, так и когда мы классифицируем других людей. Например, цвет кожи человека влияет на отношение к нему в обществе — как в положительном, так и в отрицательном смысле. Это, может быть, самая главная роль, которую цвет играет в жизни человека. Но хотя этот фактор мы не в состоянии контролировать, мы можем контролировать цвет нашей одежды и объектов, которыми мы окружаем себя, а это как раз предмет моего интереса как лектора в университете Парсонс. Многие академические дискуссии, в которых я участвую, строятся вокруг одежды и предметов обихода, а также вокруг того, как люди используют цвет, чтобы выразить свое настроение, эмоции и устремления. Когда мы окружаем себя цветами, на которые хотели бы реагировать, я думаю, что наш взгляд на жизнь становится более позитивным. Это во многом личное решение, хотя и общество здесь тоже играет роль.

В детстве стены в комнате моего брата были выкрашены в черный цвет. Они уже были такими, когда мы переехали, я думаю, ему это понравилось и это стало его «фишкой». Я помню, как к нам приехали гости и мне пришлось несколько дней ночевать в его комнате. После этого я чувствовала себя гораздо более мрачно, подавленно. Этот эффект исчез, когда я вернулась в свою комнату, которая была увешана яркими цветными постерами.

Сегодня моя спальня выкрашена в светло-голубой цвет, с розовыми вкраплениями, и в ней много зеленых растений, которые тоже яркие, но они и успокаивают, и умиротворяют. Когда я была моложе, мне нравилось, чтобы вокруг было как можно больше ярких, разноцветных вещей, но сейчас мне хочется, чтобы все было немного более приглушенным. Я читала интервью с одной японкой, которая разрабатывает яркие продукты Hello Kitty, и она отметила, что у нее дома все белое и нигде нет и намека на Hello Kitty. Проработав весь день с цветом, она приходит домой и предпочитает уйти от цвета вообще. Для многих из нас цвета, которыми мы себя окружаем в определенное время, зависят от нашего настроения и устремлений в этот период. Нам хочется больше цветов, которых нам недостает, или мы хотим уйти от цветов, которые мы видим слишком часто.

2. Какие факторы могут влиять на наше восприятие цвета?

Культурные факторы играют большую роль в том, как мы воспринимаем цвета, в основном из-за культурных сценариев, по которым мы учимся их воспринимать. Я считаю, что отношение к цвету может быть и индивидуальным, но во многом оно зависит от семьи, от культуры, в которой мы выросли, или культурной среды, в которой мы живем в настоящее время. Например, последние пять лет я живу в Нью-Йорке, и один из стереотипов о ньюйоркцах состоит в том, что мы якобы всегда носим черное. До известной степени это правда. Мы много времени проводим на улице, много ездим туда-сюда, как правило, на общественном транспорте. Черный цвет в подобных обстоятельствах практичен. Но он становится и удобной униформой на работе. Одеться утром в черное легко, это освобождает голову для многих других вещей, которые мы можем сегодня сделать. Однако в то же время в Нью-Йорке вы можете увидеть самые удивительные в мире цвета. Ярко-красный плащ мгновенно выделяется среди моря черного. Жители Нью-Йорка действительно носят черное, но мы точно так же носим и все остальные цвета радуги.

Есть еще один интересный пример. Прошлой осенью я ездила в Лос-Анджелес в гости к подруге. И за неделю я почти никого не видела там в черном. Все одевались в яркие или светлые тона. Но когда я приехала в аэропорт, чтобы лететь обратно в Нью-Йорк, то заметила, что люди, собравшиеся у гейта, в основном в черном. Для меня это еще одно подтверждение культурных сценариев, которые диктуют те цвета, что мы носим, чтобы вписаться в окружающую среду.

3. Как мы можем влиять на цвет?

Поскольку в основном я изучаю моду в культуре и обществе, я полагаю, что применение цвета в одежде может значительно повлиять на смену ассоциаций. Пример, который я люблю приводить, когда обсуждаю с моими студентами вопросы гендера, — ассоциация пола ребенка с цветами. Как пишет Сьюзен Кайзер в своей прекрасной книге Fashion and Cultural Studies («Мода и культурология»), в 1910-е и 1920-е годы реклама и модная журналистика давали совсем разные советы родителям о том, как одевать младенцев. В 1918 году некий журнал советовал одевать мальчиков в розовый, более «здоровый», коррелирующий со здоровым румянцем на щеках после прогулки. В том же журнале писали, что для маленьких девочек больше подходит мягкий, утонченный, «женственный» голубой цвет. Это совершенно противоположно тому, что мы знаем сегодня: новорожденных девочек одевают в розовое, а мальчиков — в голубое. Но еще раньше детей любого пола одевали просто в длинные белые одежды, отражать в них гендер не считалось важным. То же можно сказать и о современном обществе, которое становится нейтральнее по отношению к гендеру: сейчас выражать гендер с помощью одежды, особенно в больших городах, уже не так необходимо.

Моя мама любит вспоминать, как в 1970-х и 1980-х она покупала одежду в Москве. Ей приходилось нарушать принятый в обществе гендерный кодекс: своему старшему сыну она покупала розовую одежду — это не было каким-то общественным заявлением, просто ничего другого было нельзя достать.

В современном обществе цвета могут отображать конкретную индивидуальность, настроение, у нас больше свободы эксперимента. Многие мои студенты экспериментируют с цветом одежды, в том числе с гендерными представлениями. Например, у меня есть студентка, которую так вдохновила книга теоретика искусства, представителя Баухауса Джозефа Альберса «Взаимодействие цветов», что свою будущую дипломную коллекцию она создаст на основе его идей. Сама я часто думаю о супрематических экспериментах Малевича с белым и о работе Мондриана с основными цветами, на которую впоследствии сослался Ив Сен-Лоран в своем знаменитом «мондриановском» платье. Я люблю наблюдать за «вызовом власти» на улицах города: за тем, как люди сознательно носят кричащие цвета и узоры, которые невозможны для традиционного вкуса. Если выбирать такую одежду с умом, она может произвести большое впечатление.

Я думаю, что носить мы должны то, что делает нас счастливыми. Я счастлива, что живу в том месте и в то время, где и когда это возможно.

4. Какой ваш любимый цвет и почему?

Моим любимым цветом всегда был зеленый, хотя любимые оттенки с годами менялись. Когда я была совсем маленькой, то больше всего любила очень яркий зеленый. В конце 1980-х — начале 1990-х, когда я росла, в моде были яркие неоновые цвета, и эта мода повлияла на меня. Кроме того, в 1990-е можно было вспоминать 1970-е, поэтому я носила много «клевой» одежды в стиле хиппи: ярко-зеленые, желтые вещи с узорами из маргариток. Но чем старше я становилась, тем отчетливее понимала, что ярко-зеленый не очень-то мне идет. Я стала носить его меньше, но он все равно мне нравился. Я также насыщала оттенками зеленого свой дом: покрасила в ярко-зеленый стены в своей комнате, собирала растения с ярко-зелеными листьями. Сейчас я почти не ношу зеленую одежду, но у меня есть несколько темно-зеленых вещей, которые мне нравятся.

Я люблю зеленый цвет по многим причинам — в первую очередь потому, что он напоминает мне о природе, о жизни вне дома. Я собираю фотографии лесов — от российских и канадских до лесов юго-восточных и северо-западных штатов. Некоторые фотографии я особенно люблю из-за обилия оттенков зеленого. Зеленый ассоциируется с удачей, а концепцию удачи я сейчас как раз исследую. Я вообще не очень суеверна, но почти никогда не ношу красных вещей, потому что, когда я носила красное, со мной случались неприятности. Из-за этих ассоциаций я избегаю красной одежды, хотя мне и говорили, что она мне идет. Я не стану носить ее, потому что мне в ней будет некомфортно, а это очень важно в выборе цветов и предметов одежды. Но с зеленым у меня нет такой связи — вероятно, потому что я чаще его носила и просто статистически в зеленом мне везло чаще, чем в красном. Как бы то ни было, меня занимают индивидуальные ассоциации, которые возникают у людей по отношению к цвету и удаче. Сейчас я работаю над каталогизацией этих ассоциаций.

Наталья Самутина, культуролог, исследователь современной культуры (Высшая школа экономики):

1. Какова роль цвета в жизни человека?

Я исследователь культуры, поэтому могу говорить о том, как цвет используется в публичной коммуникации. Роль этого «языка» в современной культуре особенно высока в силу повышенной важности визуального канала восприятия информации в современном обществе и в силу увеличения ситуативности коммуникации в городской среде. Значения, связанные с цветом, в большой мере контекстуальны: некоторые мы можем переопределять в спонтанной коммуникации, другие — более устойчивые, закрепленные в более или менее локальных культурных практиках. На этом пересечении ситуативного и закрепленного, индивидуального и коллективного в основном и происходит восприятие цвета, игра с ним, успешные и неуспешные попытки сообщения и «провалы».

Например, приезжая в новый город, вы должны выбрать цвет одежды в зависимости от того, кто вы и чего хотите добиться в этом городе. У меня в шкафу есть специальная «берлинская полочка» со стопкой серой одежды, которая автоматически загружается в чемодан при каждой поездке в Берлин и почти никогда не носится в Москве. Похожим образом цвет используется в художественных высказываниях: всегда есть некоторое сочетание культурного консенсуса и индивидуального выбора. В 1990-е я писала в одной из статей о роли синего цвета в европейском кино: тогда на экраны вышло сразу несколько фильмов европейских режиссеров, крупных (Кеслевский, Антониони) и помельче, использующих подчеркнуто синеватую гамму всего изображения и множество деталей в диапазоне от синего до темно-серого цвета. Во всех этих фильмах либо напрямую, либо косвенно шла речь об идее Европы, которая тогда активно обсуждалась в связи с созданием Европейского союза. Каждый из режиссеров независимо от других разделял и вновь задавал своим художественным выбором идею синего как «европейского» цвета.

2. Какие факторы могут влиять на наше восприятие цвета?

На наше восприятие цвета влияют все культурные и социальные факторы: язык, среда общения, профессия, доход, возрастные и гендерные стереотипы, распространенные там, где мы живем, или в среде, из которой происходим. Очень сильно влияет опыт — путешествий, общения с людьми, интереса к миру вообще. Это, кстати, хорошо подчеркивает фантастика, где встречается идея «инопланетного» цвета, внезапно пересекающего грань человеческого восприятия — цвета, для которого нет никакого описания; цвета, действующего на всех людей одинаково ошеломляюще и, порой, одинаково разрушительно («Цвет из других миров» Лавкрафта).

3. Как мы можем влиять на цвет?

Цвет может быть языком протеста, в том числе протеста маргинализированных культурных групп против доминирующей (буржуазной, обывательской) цветовой политики, против так любимых «средним человеком» равномерности и чистоты. Очень показательны в этом отношении действия граффити-райтеров и художников стрит-арта. В документальном фильме самой знаменитой берлинской команды райтеров 1UP один из них формулирует коллективное кредо: «Всегда найдутся люди, которые позаботятся о том, чтобы улицы оставались разноцветными». Серые берлинские брандмауэры, серые дрезденские электрические будки, серые гамбургские звукоизолирующие щиты вдоль линий S-bahn и U-bahn представляют собой идеальную поверхность для цветовых взрывов, несущих в себе множество значений и принимающих множество форм, от шрифтовых экспериментов граффити-райтеров до фигуративных изображений уличных художников. В России такие вещи замечательно делает группа Aesthetics: их смелые эксперименты с цветом и формой в духе русского авангарда успешно «взрывают» серые бетонные заборы московских окраин.

4. Какой ваш любимый цвет и почему?

Всегда был синий, во многих оттенках — от чистого синего до изрядно разбавленного зеленым: того цвета, который мы называем аквамариновым. Сейчас для меня это главным образом цвет фресок Джотто, Симоне Мартини и Амброджио Лоренцетти — того цветового пространства, в котором я охотно осталась бы навсегда, если бы такой выбор мне предоставили.

Валерий Подорога, доктор философских наук, профессор, заведующий сектором аналитической антропологии Института философии РАН:

1. Какова роль цвета в жизни человека?

Громадная. Цвет имеет социальный смысл, свет — трансцендентный. Цвет — это способ, каким себя обнаруживает свет.

Надо учесть, что видеть цвет человека учат, и чем разнообразнее цветовая гамма, которой он владеет, тем увереннее он себя чувствует. Привычка различать цвета — культурная, это как различать вкусовые качества, звуки и запахи.

История живописи отражает этапы становления символики человеческого зрения. Так, например, Декарт рассматривал цвет как нечто ложное, как то, что скрывает от нас «простоту» и «ясность» вещей, геометрию мира. Цвет — органическая ошибка зрения, и только разум может ее исправить, Истинный свет, lumen naturalis есть первоначальное условие идеальной геометрии и всех вещей мира. Джин Рэт — «лиловая леди», создавшая свой стиль, — считает себя избранницей лилового цвета. Она различает 130 его оттенков, в которые окрашено почти все, что ее окружает.

Ван Гог полагал, что Франс Гальс различал свыше 30 оттенков черного. А что говорить о Поле Гогене или Матиссе, да и о самом Ван Гоге? Или о Василии Кандинском?

2. Какие факторы могут влиять на наше восприятие цвета?

Прежде всего, различные заболевания (дальтонизм, слепота, катаракта и т. п.). Настроение и общее состояние духа. Цвет теряет всякий социальный и символический смысл, как только мы входим в полный контакт с природой. Цвет — это чисто городское увлечение дизайном.

3. Как мы можем влиять на цвет?

Называть черное белым.

4. Какой ваш любимый цвет и почему?

Синий и голубой.

Ирина Шапошникова, дизайнер:

1. Какова роль цвета в жизни человека?

Выбор определенной цветовой гаммы и предпочтения того или иного цвета в одежде, аксессуарах или в интерьере могут многое сказать о человеке и его характере. Каждый цвет имеет свое значение. Например, люди, предпочитающие яркие цвета в одежде, зачастую уверены в себе, динамичны, общительны, любят привлекать к себе внимание. А те, кто отдают предпочтение черному, серому, коричневому, наоборот, более сдержаны, им свойственны постоянство, надежность, рассудительность. Правильно подобранный оттенок и цвет в одежде способен украсить человека, сделать его более привлекательным и выгодно подчеркнуть его внешность и индивидуальность. Также выбор цвета в одежде оказывает влияние и на то, как его воспринимают окружающие. Особенно это важно в тех случаях, когда человеку необходимо произвести хорошее впечатление — например, на деловой встрече или на свидании.

2. Какие факторы могут влиять на наше восприятие цвета?

Как известно, зрительное восприятие различных цветов человеком неодинаково. Предметы, окрашенные в холодные тона, кажутся более удаленными, а в теплые тона — приближенными. Светлые предметы зрительно воспринимаются нами больше своих действительных размеров. А при использовании нескольких различных по интенсивности цветов можно визуально значительно изменить форму предмета. Существует целое направление в искусстве, оп-арт (искусство оптических иллюзий), основывающееся на особенности визуального восприятия. Иллюзия движения может быть результатом игры цвета и оптическими эффектами. Это хорошо заметно на примере статичных изображений «Иллюзия движения» японского ученого Акиоши Китаоко, который подтверждает неоднозначность нашего восприятия окружающих объектов и цветов.

Еще один важный аспект восприятия цвета — освещение. Кроме того, на наше восприятие цвета влияет психическое состояние, и наоборот, цвет может воздействовать на нас и вызывать определенные эмоции. В частности, цвет может поднять настроение или успокоить и расслабить.

3. Как мы можем влиять на цвет?

Модные тенденции во многом оказывают влияние на то, какие цвета будут актуальны в том или ином сезоне. Существует целый институт цвета Pantone (исследовательский центр компании «Пантон»), который занимается изучением и экспериментальной работой с цветом и его влиянием на различные отрасли, такие как мода, полиграфия, дизайн интерьера и т. д. Во всем мире Pantone признан ведущим источником информации о цвете. Инструментом для дизайнеров одежды и интерьера являются схемы — гиды по цвету Pantone, которые также используются в производстве тканей.

4. Какой ваш любимый цвет и почему?

Мой любимый цвет — синий. В одежде я предпочитаю темные оттенки, в них я чувствую себя наиболее комфортно. А в интерьере, наоборот, люблю светлые тона. Читать дальше >>

Читать дальше

Перейти ко второй странице