Лучшее за неделю
Аркадий Ипполитов
13 марта 2016 г., 13:07

Аркадий Ипполитов: Ночной столик cпящей красавицы

В музее-заповеднике «Царицыно» готовится выставка «Тузы, дамы, валеты. Двор и театр в карикатурах И. А. Всеволожского», посвященная эпохе Александра III. Те двадцать лет (1881–1899), что Иван Александрович Всеволожский занимал должность директора императорских театров, часто называют «золотым веком»: при нем состоялись мировые премьеры «Спящей красавицы», «Щелкунчика» и «Пиковой дамы», при нем работали балетмейстеры Петипа и Иванов, заложившие основу мифа русского балета, при нем выдвинулся целый ряд выдающихся исполнителей, составивших славу русского искусства. Все это хорошо известно, однако рисунки из коллекции его заместителя В. П. Погожева, долгое время неизвестные широкой публике, открывают деятельность Всеволожского совсем с неожиданной стороны
Читать на сайте
Иллюстрация: частная коллекция, Санкт-Петербург

Нет вроде бы ничего более далекого от политики, чем балет «Спящая красавица». А вот поди ж ты, у Ивана Александровича Всеволожского, директора императорских театров, который в 1890 году выпустил «Спящую красавицу» на сцену Мариинского и создал костюмы к этому балету, есть рисунок La table de nuit de la belle au bois dormant, «Ночной столик спящей красавицы». С точки зрения политической цензуры рисунок был абсолютно непроходим. На серо-коричневом фоне составлены непрезентабельные предметы, снабженные головами. Лица, известные всей России: Победоносцев, Катков, Толстой, Делянов – главные советники Александра III, определившие дух эпохи, именующейся «эпохой контрреформ». Тощий Победоносцев со своей остренькой мордочкой – закладка в книге, Толстой – склянка с морфием, Катков – колокольчик для вызова прислуги, Делянов – свечной гасильник. Рисунок – острая карикатура, изображающая общее состояние России, которая и подразумевается под la belle au bois dormant, «спящей красавицей леса». Всеволожский использует образ сказки Шарля Перро, но никакого Версаля, никакого праздника – сплошная унылость, сборище зомби. Рисунок читается как аллегория беспросветности русской жизни и парадоксальным образом связывает «Спящую красавицу» Перро-Чайковского со «Скучной историей» Чехова, замечательно передающей настроение времени. Рисунок сделан, видимо, где-то во второй половине 1880-х годов, и его можно рассматривать как подтверждение того, что с балетами Чайковского все не так уж и просто. У Всеволожского, когда он рисовал костюмы в стиле Франциска I и Людовика XIV для столь вроде безобидной с точки зрения политической цензуры феерии, в сознании подспудно сидело уподобление империи опутанному колючками мертвому царству. Не случайно же «Лебединое озеро» стало знаком политической реакции.

«Ночной столик спящей красавицы» – один из ста пятидесяти рисунков, в свое время подаренных Всеволожским его заместителю В. П. Погожеву. О деятельности Всеволожского писали и современники, и исследователи театра. Писали много и по-разному, но большинство авторов считает своим долгом заметить, что он был тип придворного человека и настоящего русского барина. Что такое «тип»? Ярлык, нацепленный на конкретную индивидуальность. Придворные вообще-то были разные, как разнообразны и русские баре – были среди них и Троекуровы, и князья Верейские. Будучи «типом», Иван Александрович был очень «нетипичным типом». Сын одного из членов «Зеленой лампы», он унаследовал от отца дух пушкинского времени: европеизм и легкую оппозиционность. В силу последней он, с детства имевший все привилегии, предпочитал находиться в некотором отдалении от власти, тем самым доказывая, что частная жизнь для него выше государственной службы. На верхушку чиновничьей бюрократии Всеволожский был вознесен случаем.

Фото: РИА Новости

Связи, воспитание, ловкость и дипломатический опыт помогали Ивану Александровичу избегать скандалов, но дух Александра III с его проповедью национального превосходства, доходившего до шовинизма, ему был не просто чужд, но и отвратителен. При новом императоре всем заправляли новые чиновники, принадлежавшие не к родовой аристократии, называемой la noblesse d’épée, «дворянством шпаги», а к выслужившемуся la noblesse de robe, «дворянству мантии», подобные реальному Победоносцеву или литературному Каренину. Это были люди, сделавшие карьеру во время реформ и благодаря им, но затем, как это часто и бывает, трансформировавшиеся в самых злостных реакционеров. Победоносцева и иже с ним Всеволожский на дух не переносил, но по должности был обязан общаться с чиновничьей верхушкой. Парадокс, определивший деятельность Всеволожского: «эпоха театральных реформ» совпала с «эпохой контрреформ» Александра III.

Обязанности Всеволожского как администратора были более чем обременительны, но он еще успевал и творить, оставив после себя сотни эскизов театральных костюмов. Директор-творец – явление нечастое: директор прежде всего администратор и фигура общественная, творец же должен жить один и идти, куда влечет его свободный ум. Обычно административная работа сжирает все силы, на творчество их не остается, и обычно это к лучшему. Талант Всеволожского как театрального художника и декоратора строго, но объективно охарактеризовал В. А. Теляковский, сменивший Всеволожского на посту директора и относившийся к нему с предубеждением: «И. А. Всеволожский воображал себя художником и прослыл в обществе за человека, который имеет большой вкус и фантазию. В сущности, настоящих этих качеств он не имел, художник был более чем посредственный и вкус имел дилетантский, какой имеет большинство светских людей, выросших среди красивой обстановки старинных барских домов и побывавших за границей». Кроме театральных эскизов сохранилось множество его шаржей. Ловко сделанные и в меру едкие, они ничем не исключительны: типичные образцы салонного рисования, и, рассматривая опубликованные карикатуры, кажется, что Всеволожский снова проявляет себя как тип, тип придворного светского человека. Однако коллекция карикатур, принадлежавшая В. П. Погожеву и сейчас находящаяся в одном частном собрании в Петербурге, представляет собой нечто особенное.

Иллюстрация: частная коллекция, Санкт-ПетербургИллюстрация: частная коллекция, Санкт-Петербург

Эта коллекция выстраивает очень субъективную, но и очень выразительную картину правления Александра III, подмеченную острым глазом человека, который «жил и мыслил» и потому «не может в душе не презирать людей». Всеволожский разворачивает целое действо, своего рода мультфильм о Российской империи. Персонажей множество, от всемогущего обер-прокурора до чиновника особых поручений при императорских театрах: власть, двор, свет, литература, театр.

В империи главное – иерархия. Всеволожский не изображает императора, он у него фигура умолчания, но собиравшаяся в передних Зимнего камарилья представлена исчерпывающе. Из политиков и придворных выстроена иерархическая имперская лестница, как бы продублированная совсем уж дурацко-карикатурной лестницей театральной администрации: вверху министр двора Воронцов-Дашков, за его ногу уцепился директор Всеволожский, и так до самого последнего чинуши. Картина империи напоминает сказку про дедку и репку: все повязаны друг с другом, все чего-то тянут-потянут, вытянуть не могут. Не империя, а огород, населенный карликами, по большей части злобными. Огород не плодоносит, пейзаж – все по большей части болота, гниль и миазмы, а карлики думают, что правят миром. Весьма неожиданный взгляд со стороны типичного вельможи императорского двора и чиновника императорской бюрократии.

Иллюстрация: частная коллекция, Санкт-Петербург

• • •

Оказывается, этот придворный смотрел на императорский двор и на империю с убийственной иронией и, будучи сам частью властной структуры, власть ненавидел. Оказывается, что высокопоставленный чинуша, вовлеченный в самую гущу деятельности императорской бюрократии, был оппозиционером. Особый, совсем не типичный ум Ивана Александровича позволил ему сохранять по отношению к этой самой бюрократии достаточную дистанцию, с которой он мог трезво и нелицеприятно оценивать современность, о чем так красноречиво и рассказывают его рисунки, когда-то подаренные своему любимому заместителю. Настроение в них пропитано столь сильной неприязнью к своему времени, что она сравнима с ненавистью Александра Блока, так описавшего дух 1880-х в поэме «Возмездие»:

«Как тошно жить на белом свете» –

Бормочешь, лужу обходя;

Собака под ноги суется,

Калоши сыщика блестят,

Вонь кислая с дворов несется,

И «князь» орет: «Халат, халат!»

И встретившись лицом с прохожим,

Ему бы в рожу наплевал,

Когда б желания того же

В его глазах не прочитал...

Наше время по своей сути близко дряхлеющему историзму. Если модернизм считал использование элементов разнородных стилей прошлого проявлением творческой несостоятельности, то теперь это назвали полистилизмом и трактуют как игру ума. Эклектика перестала быть ругательством, а стала мировоззрением. В России же, где все чрезмерно, как и она сама, где вольтерьянство ведет к усугублению крепостничества, а марксизм оборачивается сталинизмом, переоценка ценностей, слившись с пафосом всеобщей перестройки, сильно политизировалась. В Европе жажда аутентичного исполнения барочной музыки как-то мало соотносится с желанием восстановления абсолютной монархии, в России же реабилитация вкуса эпохи Александра III идет рука об руку с реабилитацией идеи власти. Некогда неудобопроизносимый эпитет «императорский» превратился в гарантию качества, и на все связанное с русской монархией стали смотреть с восхищением. Китчеватые яйца Фаберже водрузили на пьедестал высокого искусства, а костюмированный бал 1903 года, сомнительное махрово-монархическое мероприятие, вызывавшее отвращение у всех мало-мальски мыслящих людей своего времени, воспевают как чистейшей прелести чистейший образец.

Иллюстрация: частная коллекция, Санкт-Петербург

• • •

В этом смысле выставка в Царицыне «Тузы, дамы, валеты» открывает совершенно новый и неожиданный взгляд как на эпоху «золотого века», так и на модную ныне идею воссоздания. И если кто-то вдруг решится сегодня всерьез воссоздавать «Спящую красавицу», как она была задумана и осуществлена (а такие попытки время от времени предпринимаются), обойтись без ироничных и злых рисунков Всеволожского будет невозможно.С

Обсудить на сайте