Марина Геворкян: Восхождение на Эверест. Как взвесить «инь» и «ян»
Сутки прошли бурно: мы ночевали в городе Тяньшуй, с утра сходили в древний монастырь, побывали в храме первого императора Китая, успели заблудиться, оказаться на бездорожье, испытать новые функции машины, потерять интернет и снова его найти. Но обо всем по порядку. А скорее, вообще без порядка.
Сначала мы отправились в даосский храм. В Китае вообще четыре официальные религии — буддизм, даосизм, христианство и ислам. Даосы — последователи Лао-Цзы, который жил 2000 лет назад. При этом есть два течения в даосизме — северяне и южане. Северяне во всем «следуют природе», то есть живут с ней в гармонии, не едят мясо, не женятся и всячески отождествляют себя с мирозданием. Обратная сторона этого в том, что они не моются, не стригут волосы и вообще выглядят, мягко скажем, необычно. Но я не буду вдаваться в подробности — понимаю, сейчас меня закидают помидорами и что я ничего не понимаю в этой философии и религии. У южных, кстати, все нормально: они женятся, моются, а мясо не едят только в пост. Так вот, мы оказались в северной части, в монастыре, где живет около 20 человек. Это очень красивое и тихое место. То ли третий век, то ли шестой век (в Китае вообще все построено либо в III и VI веке, либо в VIII и X веках, а потом все было разрушено землетрясением, случившимся 1200 лет назад).
После монастыря наша команда на Land Cruiser 200 и Land Cruiser Prado отправилась в храм Фу Си. Фу Си считается прародителем китайцев, он жил восемь тысяч лет назад. Город Тяньшуй, как говорят гиды, является центром китайского мироздания, откуда пошел прародитель китайцев Фу Си и откуда пошли все китайцы, а дальше весь мир. Но это версия гидов, конечно.
В храме Фу Си изображен сидящим на троне в набедренной повязке из листьев. Он сконцентрирован на том, что все в мире есть «инь» и «ян». Гид рассказывал, что китайская медицина основана на балансе между «инь» и «ян». И, если человек заболел, значит, что-то из этого перевешивает. Ровно так лечат китайские доктора — собирают всякие травки, заваривают их и смотрят, чего тебе не хватает: «инь» или «ян». Отмеряют, взвешивают и так лечат.
Помимо этого, Фу Си наблюдал за восемью стихиями — в частности, небо, земля, гром, вода — все они изображены на потолке. А на полу находится карта, на которой нет не то что Москвы, даже Россия не указана. Там есть Кейптаун, Сидней, Вена, но Москвы нет. Мне еще показалось, что на карте сдвинут масштаб, и поэтому русские земли немного зажаты. Не то чтобы у меня были имперские замашки, но масштаб явно не соблюли.
После мы поехали в национальный парк, в котором находится одно из самых больших в мире наскальных изображении Будды. Это огромный портрет величиной со скалу, на котором видны натуральные краски синего, зеленого, красного цветов. Интересно, как 1500 лет назад рабочие нарисовали Будду на скале? Они должны были либо спускаться сверху со страховкой, что исключено, либо построить гигантские леса.
Здесь мы немного отвлеклись от дороги и заплутали, а навигатор не смог показать, как спуститься. Мы по наитию съехали в месте, где заканчивалась дорога. А дальше оказались, что называется, in the middle of nowhere, или, проще говоря, в глуши.
Мы искали дорогу и поехали по глинистому бездорожью, где наш Land Cruiser 200 творил чудеса. На подъем я включала «понижайку», а при спуске использовала функцию Crawl Control. Это похоже на круиз-контроль, но очень специфический — внедорожный. Обычно, когда тормозишь на спуске, то колеса блокируются и ты теряешь управление. Но с этой опцией все проще: она сама за тебя всё делает, и на газ жмёт и на тормоз, когда надо — ты, главное, рули.
Я ехала на третьей скорости этого Crawl Control’а из пяти доступных в среднем темпе 5-7 км/час. Машина сама выбирает, как ей лучше всего спуститься, чтобы колеса не заблокировались. Бывает так, что одно колесо проворачивается, крутится, а другое, наоборот, стопорится. Это полезно тем, кто любит offroad, особенно на спуске.
После мы благополучно добрались до Ланьчжоу — это небольшой по китайским меркам город, в котором живет четыре с небольшим миллиона жителей. Город появился в VIII–X веках. Как и Сиань, в котором мы были пару дней назад, он — часть маршрута Шелкового пути. По этому городу видно, как китайцы на самом деле «гордятся» своей древностью. Кажется, здесь можно встретить только одну пагоду X века. Я спросила у местных, где же старые постройки, а мне сказали, что их снесли местные власти. Город хаотично застраивают жуткими небоскребами, что понятно — проблема расселения полутора миллиардов стоит острее. Но я тем не менее была неприятно поражена; стало обидно за жителей, которые лет через двадцать будут жить в стране nowhere.
В основном, достопримечательности, в которых мы пока были, находятся вдали от городов, в горах — там, где невозможно построить небоскреб. А если, не дай Бог, храмы стоят на месте, пригодном для строительства, то обычно конец храму. Я не была в Шанхае, но говорят, именно в нем лучше всего сохранился старый город. Видимо, Шанхай — самый богатый и может себе позволить хранить старину.
Сегодня мы с моим компаньоном, оператором Денисом Проваловым ужинали в хорошем ресторане при отеле. На 1800 рублей мы объелись крабами и креветками так, что нас можно было выносить. В провинции еда в Китае недорогая даже, если ты живешь в отличном отеле.
Наше путешествие продолжается: дальше мы отправимся на западный берег озера Цинхай на западе Китая — это самое большое горное озеро в Центральной Азии.
Узнайте больше на специальном сайте проекта #toyotaevertest
Читайте также:
На пределе возможностей. Экстремальное путешествие людей и автомобилей к высочайшей точке Земли