Миграция — способ остаться собой
Авторы: Наталья Гонина, Анна Дворецкая, Илья Куклинский, Ирина Моисеева, Олег Тополев. Куратор проекта: Наталья Конрадова
Стратегии самосохранения
Маскировка или бегство
Почему одни староверы с удовольствием рядятся в сарафаны и пляшут в фольклорных ансамблях, а другие живут далеко от цивилизации и не пускают к себе даже врачей?
И то, и другое – стратегии самосохранения, которые вырабатывались в среде староверов веками. В Сибирь они пришли с запада, спасаясь от гонений. И чем раньше староверы осели в Сибири, тем лучше успели укорениться и наладить вынужденный диалог с миром.
Семейские и тувинские приехали в Забайкалье, Бурятию и Тыву в XVIII и XIX веках, и многие из них сегодня спокойно ведут торговлю и совершают сделки, получают образование и медицинскую помощь, используют новые технологии и развивают этнографический и экологический туризм. Главное, что они могут предложить цивилизации в обмен на ее блага – собственную уникальность. А значит, кое-кто становится персонажем и актером, разыгрывая спектакли о староверах – для чужаков.
Обь-енисейские приехали в Сибирь в 1930-е годы, а самые радикальные продолжают мигрировать до сих пор, уходя от цивилизации все дальше на север. Отношение к государству, образованию и медицине в их среде разнится от полного неприятия до некоторой лояльности, особенно среди молодых людей. Однако живут они далеко от городов и с внешним миром общаются только когда сами этого захотят. Сюда не пускают туристов, очень редко – гостей.
Миграция и экология
От выбранной стратегии самосохранения зависит отношение сообщества к окружающему миру – в том числе, к природе
Староверы-мигранты всегда более агрессивны к природе, чем оседлые: они не ограничивают себя в вылове рыбы и не следят за чистотой леса. В этом их главное отличие от ближайших соседей и конкурентов – адептов эзотерических экологических течений вроде общины Виссариона или "Звенящих кедров", которые стремятся слиться с природой.
Однако, когда староверческое сообщество укореняется, его отношения к природе и миру меняются – становятся более рациональными.[code]<iframe src="https://s3.amazonaws.com/uploads.knightlab.com/storymapjs/f5c85aa6feeeb131d15cbeb39f49b97b/migratsiia-staroverov-2/draft.html" frameborder="0" width="100%" height="800"></iframe> [/code]
Оседлые
Семейские
В три волны, в три выгона староверы были выселены из западных областей Российской империи в Забайкалье в течение XVIII века. Переселенцы получили от местных жителей название семейские, так как они приходили большими семьями с имуществом – в отличие от одиноких каторжников.
Семейские появились в Сибири раньше многих других староверов и в последние 300 лет никуда не мигрировали. Ни XIX век, ни XX не внесли в уклад жизни семейских особых изменений. В силу труднодоступности это обособленный район со своим экономическим укладом жил своей жизнью.
Большую часть района занимает тайга, что и предопределило основной род занятий местного населения: лесозаготовка и сбор дикоросов – грибов, ягод и кедрового ореха. При высоком уровне развития потребкооперации в советские годы особого вовлечения и "осовечивания" семейских в общую среду не требовалось, они со своими традиционными промыслами отлично вписывались в экономическую схему.
Конец ХХ века разрушил привычный жизненный уклад, экономическая система изменилась, в результате чего пострадали и традиционные связи между семейскими и остальным населением. Сбор дикоросов и лесозаготовки, чаще незаконные, стали средством выживания для всего населения района. Варианта миграции у семейских не было.
Вместе с распадом сложившейся системы шло вымывание семейских традиций. Многие из них перестали осознавать себя семейскими, но поняли, что традицию можно монетизировать. Так появился рынок туристических услуг – этнографические и экологические туры, фестивали.
Костюмы, песни и домашняя кухня мало изменились за последние 300 лет, но теперь они готовы зарабатывать на семейной истории и обычаях.
Кедровый орех – основа экономического благополучия семейских на протяжении многих лет. Минэкономики края оценивает стоимость добытого в сезон ореха в 1 млрд рублей – это деньги, которые не проходят через бюджет.
Местное население, в том числе, семейские, противостоят лицензированию этой деятельности.
Оседлые
Тувинские
Миграция в Тыву (Урянхайский край) начинается с 1860-х годов по Чуйскому тракту с Алтая и окрестностей Томска. История их заселения включает не только драму бегства от цивилизации, но и комичные эпизоды, связанные, например, с сектантом Фомой Егоровым. По версии православного миссионера Николая Путилова, Фома Егоров собрал староверов и повел в Тыву, пообещав им найти мифический рай на земле – Беловодье. Вскоре он был пойман полицией и арестован, но к тому моменту успел стать пионером заселения Саян и лидером местной общины.
История о Фоме Егорове и первых тывинских староверах, рассказанная миссионером Николаем Путиловым в журнале "Енисейские Епархиальные Ведомости" за 1885 год.
В нетронутом виде тывинские староверческие общины существовали при династии Цинь (до 1911 года), при протекторате Российской империи (1914 - 1921) и стали советскими гражданами только в 1944, когда Тыва вошла в состав СССР. Их не коснулись репрессии и раскулачивания: к моменту, когда Тыва стала полноценным регионом страны, репрессивная практика советской власти пошла на спад.
С 1980-х годов в повседневную жизнь староверов Тывы проникают ценности образования: многие заканчивают школы, поступают в вузы и техникумы. Интерес к Тыве, удаленной и неизвестной территории подталкивает развитие экологического и этнографического туризма. В 1990-е годы появляются песенные и фольклорные фестивали.
Мигранты
Обь-енисейские
Староверы, живущие вдоль Енисея и обь-енисейского водного пути, различаются по степени интегрированности в местный социум и экономику. Жители деревень Фомка, Безымянка, Нижне-Шадрино более открыты, допускают контакты с чужими, используют интернет, получают образование и работают, в том числе, госслужащими. Жители села Никулино только недавно перебрались на берег Енисея с Урала и гораздо более радикальны в неприятии большого мира.
Один из главнейших традиционных традиций, свадебная, у обь-енисейских староверов находится на пороге исчезновения. Большую часть ритуала они заимствуют из постсоветского свадебного обряда, и чтобы провести праздник, используют опубликованные в интернете готовые свадебные сценарии.
____________________________________
На свадьбах староверов много ряженых персонажей: "официантки" разносят угощения, "врачи" дежурят перед входом и предлагают гостям лекарство – спиртное.
____________________________________
Тем не менее, главные элементы свадьбы наследуются староверами из духовной традиции XVII века. Так, факт венчания в часовне гораздо важнее регистрации и штампа в паспорте, которые не имеют никакого значения.
«Рано утром жених невеста и их родители, крестные и другие старшие родственники идут на чин бракосочетания, после все идут в дом родителей жениха, где проходит «духовный обед». Духовный обед у нас называют «брачный стол», угощение присутствующих на церемонии бракосочетания. Потом народ просто либо гуляет, либо песни поет, либо даже кто-то домой уходит до вечера» (Анна Голдобина, д. Налимий).
Образование и медицина
Пытаясь уйти от большого мира, староверы стараются следовать жизненному укладу предков. Но большой мир догоняет их. Они вынуждены взаимодействовать с ним.
Рождаются дети, а вместе с ними – проблема принимать или не принимать медицинскую помощь. Обь-енисейские староверы, как правило, лояльны к официальной медицине и пользуются услугами врачей. Никулинские, недавно переехавшие с Урала, более ортодоксальны и решают медицинские проблемы своими силами.
Иногда дети посещают школу. Всё зависит от выбора родителей, доверяющих своё чадо государству (обь-енисейские) или решивших ограничиться семейным воспитанием (никулинские).
Точно также и забота государства (пенсии, субсидии, пособия) для одних становится естественной и востребованной, а для других неприемлемой и докучной.
Мигранты
Туруханские
Самые радикальные противники современной цивилизации – староверы, живущие в труднодоступных местах Туруханского района. Часть из них были сосланы туда еще в XIX веке, но постоянные поселки начали формироваться там только в 1960-е годы, их заселяют выходцы из Енисейского района, Кемеровской и Томской областей. В начале 1990-хгодов с юга Красноярского края начинается новая волна переселения. Приезжают даже из дальнего зарубежья – из Бразилии, Канады.
Основное средство взаимодействия с миром — лодка и снегоход «Буран». Хозяйство — охота, рыбная ловля, сбор кедрового ореха, грибов и других дикоросов. Рыба и пушнина идет в Красноярск, орех и дикоросы — в Норильск. Для себя держат пчел, крупный рогатый скот, выращивают овощи, но все чаще получают продукты от енисейцев – в обмен на рыбу. Многие имеют новинки техники: спутниковые антенны, телефоны, моторные лодки.
Для чужаков большинство поселков закрыты, в дома их не пускают, разговаривают не всегда охотно – конечно, если дело не касается покупки рыбы. Школы чаще всего четырехлетние, учителя из староверов. Дети редко получают образование больше 4-х классов.
До 1980-х годов староверы жили на юге Красноярского края, в Курагинском районе (поселки Черемшанка, Гуляевка, Жаровск, Казыр, Тагасук, Тиберкуль, Рощинское). Некоторые из них появились в этих местах еще в XIX веке, другие переехали из Каа-Хемского района Тувы, Кемеровской и Томской областей, Хакасии только в 1980-е годы. Курагинский район привлекал их удаленностью и природными богатствами.
В 1980-е годы на юге Красноярского края началось бурное промышленное развитие, и староверы двинулись на север, в глухие места Енисейского и Туруханского района. В 1990-е годы в Курагино пришли адепты нового религиозного движения – общины Виссариона, со временем занявшие бывшие староверческие деревни.
Староверы-мигранты продолжают мигрировать и уже дошли до Эвенкии. Дальше людям, живущим натуральным хозяйством, двигаться некуда.