«Танцы о любви». Праздничная программа к 14 февраля
День святого Валентина, или, как его полагается именовать, День всех влюбленных, — праздник в России относительно новый, но уже прижившийся. Конечно, до общенационального статуса 8 Марта ему далеко. По сути, это предварительная репетиция чувств и первая, пусть робкая, но демонстрация платежеспособности для обоих партнеров. Как известно, девочки всех возрастов любят пунцовые сердечки, а настоящим мальчикам должно нравиться то, что нравится их девочкам. На этом держится мир, а заодно такие немудреные маркетинговые ходы, как массовые распродажи сувенирной и прочей продукции. А еще девочки любят балет, принцев в трико и принцесс в балетных пачках. Поэтому если у их воздыхателей имеются серьезные планы, то есть смысл позаботиться заранее о том, чем вы займетесь в этот вечер. Например, для начала можно обзавестись билетами на «Танцы о любви» — большой концерт звезд Большого и Мариинского театров, который, похоже, становится чем-то вроде новой балетно-любовной традиции.
В прошлом году аналогичное действо состоялось в Театре эстрады. Тогда смущала некоторая пыльноватая допотопность места, особенно по контрасту с модной хореографией и молодой энергией, прущей из исполнителей, которым было явно тесно на площадке, предназначенной для микрофонного пения и мастеров разговорного жанра. Организаторы «Танцев» учли уроки прошлого года, и на этот раз вечер пройдет в РАМТе — театре, имеющем безупречную репутацию и просторную сцену. Опять же территориальная близость Большого тоже вселяет надежды, не меньше чем имена его солистов на афише «Танцев о любви».
Про программу надо сказать особо. Она составлена затейливо даже на вкус опытного балетомана. Все начнется с премьеры «Видения Розы» — нового балета молодого хореографа Владимира Варнавы на старинную музыку Вебера, под которую сто лет назад прыгал Нижинский, осыпая лепестками роз спящую красавицу Тамару Карсавину. Тогда это был десятиминутный балет про пробуждение юной и еще совсем безгрешной чувственности. Сегодня он длится почти полчаса (композитор Александр Карпов по просьбе постановщика сильно дописал Вебера), сюжет радикально изменен. У новой «Розы» аромат терпкий, душный и откровенно сексуальный. В дуэтах, поставленных Варнавой, может быть, есть что-то даже от набоковской «Лолиты». История взаимного совращения, где не бывает жертвы и насильника, но есть необоримый зов плоти, который буквально швыряет Полину Мигряшину в немолодые объятия Александра Челидзе в поиске неизведанного опыта и запретных удовольствий.
Чтобы придать «Танцам о любви» более романтическую тональность, но при этом не потерять чувственного накала, организаторы включили в программу и сцену «Поцелуй» из знаменитого балета «Парк» Анжелена Прельжокажа. Этот трогательный и храбрый дуэт в исподнем пользуется неизменным успехом у зрителей. Но тут все зависит от исполнителей. Кто-то танцует его как последнее свидание перед походом на гильотину, пафосно и торжественно. Кто-то — как шикарный номер, переполненный головоломными поддержками и эффектными трюками. Но есть артисты, которые прежде всего стараются услышать музыку Моцарта, исполненную трагических предчувствий и прощальной нежности. Именно к ним принадлежит дуэт Виктории Терешкиной и Александра Сергеева, которому предстоит выступить на сцене РАМТа.
Про «Дождь» Раду Поклитару можно сказать, что он легкий и по настроению какой-то летний. Невозможно же два часа подряд «умирать от любви»! В какой-то момент можно и улыбнуться, и посмеяться, и расслабиться. Для этой цели предназначен дуэт одного из благороднейших принцев петербургского балета Игоря Колба и жгучей Алисы Петренко, специализирующейся в основном на характерных танцах. Сам по себе этот контраст уже впечатляет, а дальше надо следить за сюжетом, который у шефа «Киев модерн балета» никогда не бывает банальным и скучным.
Ну и, конечно, «Лебедь». Совсем не «умирающий», как принято в классической версии, а очень даже живой, дикий, смелый, экспрессивно машущий крыльями, нетвердо стоящий на разъезжающихся ногах. Этот номер сочинил аргентинец Даниэль Пройетто как бы в заочном споре с балетными лебедями прошлого, но и в память о них, в честь стаи великих прим, давно отчалившей к другим берегам. Неслучайно Пройетто вводит в свой маленький балет еще и мальчика, юного балетомана, влюбленного в Лебедя, который для него и символизирует искусство танца. Получился пронзительный и прекрасный рассказ о первом любовном переживании, возможном только в балете.
Полудетские восторги и наивные открытия сменит вполне половозрелый любовный дуэт «Ноктюрн» на музыку Леонида Десятникова в постановке худрука Пермского балета Алексея Мирошниченко. Торжество целомудренной неоклассики, культ идеальных линий и выверенных поз. Тот редкий случай, когда внешняя бесстрастность и академическая невозмутимость танца лишь помогает оценить пылкость и глубину чувств.
А кульминацией «Танцев о любви» станет сцена из спектакля Жана-Кристофа Майо «Щелкунчик-труппа». Есть названия, которые неизбежно вызывают у публики рефлекс счастья. «Щелкунчик» — это всегда елка, подарки, любовь. И даже если праздники давно отшумели, а пожелтевшая и осыпавшаяся елка благополучно почила в мусорном ящике, все равно новогоднее мандариновое послевкусие продолжает ощущаться в любом явлении «Щелкунчика» на балетной сцене. Тем более в интерпретации такого остроумного и находчивого хореографа, как Майо. Свой дуэт он назвал «Подарок Щелкунчика». Не будем раскрывать его замысел. Ведь в идее любого подарка должен скрываться сюрприз. Тем более когда речь идет о Дне всех влюбленных!