Снести хрущевки. За и против
Александр Усольцев, москвовед, редактор проекта «Прогулки по Москве»:
Ситуация похожа на сериал: ежегодно московские власти анонсируют снос последней хрущевки. У меня уже появился спортивный интерес по поводу этих заявлений. Эта последняя хрущевка превратилась в какой-то сакральный символ. Когда московским властям нечего делать или нужно отчитываться за стройкомплекс, они, как козырь, достают из рукава «последнюю хрущевку».
Расскажу вам историю. В самом начале нулевых я познакомился с одним человеком — он жил в хрущевке. Примерно семнадцать лет назад это было. И этот человек все собирался сделать там ремонт. Собирался, но московские власти дают очередное обещание: мы вас скоро расселим. Он думает: ну ладно. Ремонт не делает. Проходит какое-то время — он снова решает: ну когда еще расселят, надо ремонт делать. Мама давит. Но власти снова: мы вас расселим, уже совсем скоро. О’кей. В общем, он замучался, но ремонт в итоге сделал. Сейчас тот человек живет совсем в другом месте. Прошло семнадцать лет. Его мама живет в этой квартире по-прежнему. Недавно им снова пообещали скорое расселение.
Андрей Боков, архитектор:
Хрущевки разбросаны по городу, и нужно проводить экспертизы по каждому району: где нужно их сносить, а где провести реконструкцию. То, что в Москве, как в других российских городах, нет системы зонирования — строили где угодно, как хочется, — только усложняет ситуацию.
Такие решения требуют предпроектной работы экспертов, а здесь получается наоборот: сначала решили наверху, и теперь уже придется под это решение разрабатывать проект. Обсудить со специалистами, прежде чем делать? У нас такое не пользуется популярностью.
Не вызывает сомнений, что в этой ситуации выиграют застройщики. Обжитые кварталы со сложившейся инфраструктурой гораздо привлекательнее для девелопера, чем пустырь на окраине города. Но двадцатиэтажные дома на месте пятиэтажек нарушают зонирование, создавая проблемы местным жителям. Впрочем, вполне возможно, что прежние местные уедут в Новую Москву. Новые же воспримут проблемы как должное.
Константин Михайлов, координатор «Архнадзора»:
Путин сказал про хрущевки: «Важно, чтобы были учтены пожелания жителей». Это отличная мысль. Следует из нее вот что: сносы домов, по идее, должны проводиться с согласия местных жителей. Кстати, в шестидесятые люди строили эти дома как жилищные кооперативы, то есть за свой счет. Соответственно, сами дома были жилищной собственностью. Но снос, скорее всего, будет тотальным.
Недавно по фейсбуку гулял пост из серии «было — стало» о том, как переделали хрущевку в Калининграде. В Прибалтике существует прекрасная практика типовой реновации, а московской мэрии, к сожалению, интереснее практика сносов. Тема поднималась и середине 1980-х — в профессиональном сообществе активно обсуждали варианты реновации со встраиванием лифтов, новой обшивкой фасада, улучшением шумоизоляции.
Что касается исторического аспекта — эти пятиэтажки являются отражением определенного этапа архитектуры и вообще нашей истории. Они заслуживают соответствующего к себе отношения. «Архнадзор» пытался спасти несколько едва ли не самых первых пятиэтажек-хрущевок, но машина была уже запущена, их снесли.
Как московские власти боролись с хрущевками
Максимальный срок службы панельных хрущевок — 50 лет, кирпичных — 100. Их строили с 1955 по 1970 годы и планировали полностью заменить к победе коммунизма в 1985 году.
В 1994 году в Москве насчитывалось 11 тысяч хрущевок. В них на 36 млн кв. м проживало 2,3 млн человек.
К 2005 году планировали снести 6 млн кв. м.
В 2006 году заместитель Лужкова Владимир Ресин пообещал «полностью избавить Москву от рухляди» к 2009 году. Речь шла все о тех же 6 млн кв. м.
В 2009 году мэр Москвы Лужков объявил о продлении программы до 2011 года.
В 2011 году программу продлили еще на три года, затем пообещали закончить ее к 2015-му, а потом к 2016 году. Тогда оставалось еще 180 домов.
21 февраля 2017 года на встрече с президентом мэр Москвы Сергей Собянин пообещал, что все пятиэтажки первой серии, которых осталось совсем мало, будут снесены к 2018 году. На этой же встрече он заявил, что в Москве есть еще «25 миллионов квадратных метров пятиэтажек, примерно таких же серий, как мы снесли».
За 16 лет программы снесли 6 млн кв. м. При такой же скорости на снос 25 миллионов квадратных метров потребуется 67 лет, и в Москве останется еще 5 млн квадратных метров пятиэтажек. К тому времени они тоже будут аварийными.