Лучшее за неделю
Игорь Залюбовин
14 апреля 2017 г., 18:30

Профсоюз против всех. Репортаж со встречи таксистов, недовольных агрегаторами

Российские таксисты недовольны изменениями ценовой политики крупнейшего агрегатора — «Яндекс.Такси». По словам таксистов, после «введения агрегатором фиксированной стоимости поездки» их доходы упали на 10–15%. До этого водители бастовали прошлой осенью — тогда «Яндекс.Такси» снизил стоимость подачи со 199 рублей до 99. Корреспондент «Сноба» Игорь Залюбовин отправился на встречу лидеров самопровозглашенных таксистских профсоюзов, чтобы понять, почему водители оказались против всех: клиентов, работодателей, государства и прогресса
Читать на сайте

Поздним вечером у московского кафе с диодной вывеской «Шашлычок-24» припаркованы два десятка такси. Люди с усталыми лицами курят у входа, спорят, громко ругаются матом, иногда смеются. Впрочем, им совсем не весело. Большинство из них приехали на эту встречу после 14-часовой рабочей смены. Денег заработали мало.

Внутри во главе длинного стола сидит лысый крепкий мужчина в тельняшке под рубашкой — блогер и общественный деятель Олег Амосов.

— Подъезжаю утром к Балашихе, приложение дает заказ (его нельзя не принять, иначе вас заблокируют. — Прим. ред.), — рассказывает Амосов историю, которая уже три дня происходит со всеми. — Приложение обсчитывает поездку — ехать примерно 1 час 10 минут. Это еще до пробки. Пока я смотался за клиентом, собралась пробка. Мы ехали два с половиной часа, — Амосов выдерживает небольшую паузу, — и сколько мне начислили? 547 рублей!

Собравшиеся смеются.

— И с этих денег «Яша» (так таксисты зовут агрегатор. — Прим. ред.) забрал 27 процентов!

[blockquote]— Двадцать пять тысяч, что остаются, — это нормальная зарплата?[/blockquote]

Двухметровый кабардинец Алим сидит справа от Амосова. Он не смеется. В Москве Алим с декабря 2016-го. Он приехал подзаработать на новогодние праздники, но понял, что заработал вполовину меньше, чем в предыдущие годы. Всему виной — «уберизация, которая, как вирус, скоро доберется» и до его семьи, уверен он. Тогда Алим остался в Москве и решил бороться: «Ради благополучия граждан РФ, которых сотни тысяч, у которых семьи».

Средний московский таксист, арендующий машину, зарабатывает «грязными» сто восемьдесят — двести тысяч рублей в месяц. Для этого ему нужно работать каждый день, без выходных. Сорок тысяч уходит на бензин. По пятьдесят — на аренду (по словам Алима и других таксистов, 90% арендуют машины. — Прим. ред.) и процент агрегатору. Плюс связь, мойка, мелкий ремонт и расходники. Алим спрашивает меня:

— Двадцать пять тысяч, что остаются, — это нормальная зарплата?

Алим и другие водители не доверяют журналистам, потому что думают, что все куплены «Яндексом». Николай — бородатый молодой блогер встречает меня вопросом, почему я пришел без пресс-секретаря «Яндекс.Такси» Элины Ставиской?

Они долго разглядывают пресс-карту и задают вопросы: с какой целью я пишу о них, кто мне заплатил и вообще, в чем мой личный интерес. Они не верят никому, потому что все — против них.

Прогресс

Один из таксистов, Сергей, уверен — их хотят уничтожить:

— Цель «Яндекса» и «Убера» в том, чтобы сделать машину без водителя. Поэтому вам проще головой разбить столб, чем с ними договориться, — говорит он. — В Японии в «Макдональдсе» знаешь сколько человек персонала? Ноль! Выбрал, оплатил картой, выехал поднос! Вот вам и ответ!

— Но есть же человеческий фактор! Фактор! — кричит мужчина с гарнитурой в ухе.

— Нам нужно создать такой механизм, когда будут полноценные налоговые отчисления, — урезонивает всех Олег. — Тогда государству будет это выгодно. У меня есть ООО. Я отдаю 64%.

— Да это будет второй «Платон»! — кричат ему.

[blockquote]Так получается: если не нравится работать — вставай и уходи. А мы кормим семьи. Мы зависимы. Мы люди[/blockquote]

— Да, кто работать-то будет? Тебе тогда даже на бензин не будет хватать, — возмущается Сергей.

— Наша цель не убить «Яндекс»! Нам надо семью прокормить! — Евгений качает головой.

— А я готов посидеть месяц, чтобы убить «Яндекс», — говорит лысый мужчина со сломанным передним зубом. Его зовут Саша.  — И ящички где-нибудь потаскать. И потоптаться на ихней могиле. Через неделю после того, как у них не будет водителей, они сами сдохнут.

— Саня, да они за месяц миллиард заработали! Они на этом миллиардике полтора года просидят, — опять пытается урезонивать Олег. — Поэтому насрать на сто тысяч таксистов, двести и на триста. Ездить будут таджики, а ты будешь ящички носить. А они на миллиарде сидеть.

— Короче, так получается: если не нравится работать — вставай и уходи, — грустно говорит Евгений. — А мы кормим семьи. Мы зависимы. Мы люди. У шахтеров есть Трудовой кодекс, у кого угодно. А мы вообще предоставлены сами себе.

Таксисты рассказывают, что иногда у них вскипает ярость и они начинают писать в службу техподдержки матерные письма. Но там все предельно вежливы.

— Электронно они отвечают, шаблонно! Пиши, и может быть тебе ответят. У меня 300 рублей за сорок минут езды, — говорит Николай. —  А они пишут: «К сожалению, мы не можем повлиять на ситуацию». Или, как они еще говорят, это «единоразовая ошибка». Третий день уже продолжается эта единоразовая ошибка.

Коллеги

— Мы хотим, чтобы они не играли тарифами без предупреждения, — говорит Алим. — Мы хотим, чтобы была одна госкомпания, регулирующая тарифы! Уходит «Яша», «Убер», «Гетт». И их процент идет нам! Тарифы от этого не вырастут. Все довольны: государство, клиент, мы. Недовольны десять человек.

— Каким образом это можно сделать? — спрашиваю я. — Вот соберется тут тысяча человек, как вы говорите. Сколько в Москве таксистов? 20 тысяч машин.

— Вы нам и поможете. Они ведь нам не не верят. Как и многие в этой России!

— 27 марта бастовал? — спрашивает Амосов у Алима.

— Да, — как-то неуверенно говорит Алим.

— 27 числа вместе с дальнобойщиками я был здесь. Мы попытались заказать «Яндекс». Примерно в 12 часов ночи, — рассказывает Амосов. — Он пишет: «Нет свободных машин» — и поставил коэффициент 1,5 (увеличивает стоимость заказа. — Прим. ред.). Утром — 2,1. До трех дошел к обеду. Потом упал — потому что после обеда вышли работать люди. В Саратове был митинг. В Йошкар-Оле. В Перми. Это еще мало народу, потому что там совпало с Навальным. Вопрос: когда вы видели коэффициенты у «Яндекса» в последний раз?

— На Новый год! — кричат хором таксисты.

— Если нам начать бастовать? — спрашивает Алим. — Нас уже больше тысячи человек. В чаты посмотрите!

— В чатах *** одни сидят. Что, я неправильно говорю? Он пишет, что не вышел. Смотришь, а он сел и поехал! — спрашивает Евгений.

—  Дагестан стоит. Дальнобоев уже гвардия окружила, а они стоят.

Клиенты

Таксист Фархат бьет себя в грудь. Он живет в Москве 15 лет. Последние несколько лет, по его словам, клиенты становятся все хуже.

— Едем, две сучки, значит, — говорит он. — Я не знаю, как их назвать по-другому. Они пьяные. Назвали адрес неправильно. Привез их, они меня давай унижать: ты нам будешь неустойку платить! Повез на другое место. Одна блеванула в машине. Так тихо, спокойно говорю: а кто мне будет за химчистку платить? А они меня посылают.

Фархат считает, что такси должно быть «немного роскошью».

— Они снизили тарифы ниже некуда, и мы скоро бомжей будем возить. Понимаешь? Каждый дурак, у которого есть сто рублей и которому неохота улицу переходить, будет самоутверждаться.

Сильнее пьяных клиентов Фархату не нравятся те, которые ставят ему оценки. Тех, кто ставит двойки втихую после поездки, он просто презирает. Есть и другие.

— Однажды я вез мужика. Все сделал как надо. Он спешил куда-то, я правила нарушал. Успели, он такой довольный. Говорит: давай я тебе пятерку поставлю в приложении. Я просто опешил, честно говоря. Пятерку! Я ему говорю: пошел *** отсюда. Дал бы рублей сто. А он даже не понял, в чем дело.

Государство

Идет уже второй час обсуждения. Таксисты пытаются решить, какая организация будет представлять их протест, но не могут договориться. Таксист Сергей называет себя «человеком-компромиссом» и просит обращаться к нему, если у кого-то между собой вражда. Саша со сломанным зубом явно не человек-компромисс: орет благим матом, что никакая организация не нужна. Обсуждают еще какие-то мелочи, и разговор приходит к главному.

—  Они убрали маршрутки из дальних районов, туда фиг доедешь теперь, — кричит Саша. — Это специально было сделано, потому что снимает социальную напряженность. Наше государство это устраивает. Поэтому цены и опустили. Чтобы одни рабы возили других рабов за три копейки. Потому что бюджета нет ***. Он весь в Сирии и Украине!

— Да при чем тут политика? — возмущаются из одного угла.

— Всю Россию обворовал! С Димоном они там шустрят на пару, — кричат из другого.

— От кого вы чего-то ждете? — спрашиваю я

— От самих себя! — кричит мне Саша и добавляет: — Ждем от вас, когда вы уйдете. Нам надо обсудить тактику, а уже полвторого ночи.

Завтра всем снова ехать на работу.

Официальный комментарий «Снобу» пресс-службы «Яндекс.Такси»:

Стоимость поездки рассчитывается, исходя из тарифа (например, «Эконом» или «Комфорт»), расстояния до места назначения и времени в пути. До запуска мы несколько месяцев тестировали фиксированные цены на поездки в «Яндекс.Такси» в нескольких городах. Мы внесли некоторые изменения в мотивационную программу для водителей. Благодаря этим шагам, после введения фиксированных цен на поездки водители смогут сохранить свой заработок, принимая заказы через «Яндекс.Такси».

Редакция благодарит компанию «КиноЗавод» за предоставленную фототехнику.

Обсудить на сайте