Михаил Зыгарь: 1917-й — единственный год, когда историю России определяли не ее руководители, а общество
1917 год — самый интересный в российской истории. Он не похож ни на какой другой: это единственный год, когда историю России определяли не руководители государства, а само гражданское общество. Ведь в целом история России всегда описывается как «история Российского государства». Больше того, она обычно описывается как история жизни ее руководителей.
В 1917 году на первый план вышло российское общество, русский народ. Просто потому, что в этот период физически не было руководителя, который был бы важнее, чем все процессы, происходящие в обществе. И именно поэтому у нынешней власти нет никакой единой официальной позиции по поводу того, как относиться к событиям 1917 года. Что, впрочем, очень хорошо — это дает возможность изучать историю разносторонне и непредвзято.
Мы решили изучить ее в формате фейсбука. Он позволяет одновременно услышать голоса всех действующих лиц, которые важны для того периода. Настоящая история отличается от персонализированной истории глав государств тем, что она не является полной, если не рассказывает обо всех героях. Наш формат позволяет показать это «многоголосье» в полной мере.
[blockquote]При запуске проекта мы думали, что настоящие академические бородатые историки просто разорвут нас за такую идею[/blockquote]
Кроме того, формат социальных сетей — нам об этом говорили многие профессиональные историки — это уникальная возможность посмотреть на историю изнутри, изучить атмосферу каждого конкретного дня и посмотреть на происходящее глазами сотен персонажей. Историк, который изучает источники, всегда смотрит на произошедшее, зная результат и делая выводы на основе этих знаний. «1917» — это сериал, где каждый день можно пережить и прочувствовать с героями, которые еще не знают, что случится завтра.
Особенно важно, что наш формат — это попытка перевести традиционные источники на язык, более понятный современной аудитории. Безусловно, наш проект — редкая коллекция практически всех известных, доступных, а также и доселе неизвестных дневников, воспоминаний и писем 1917 года. Собрать в одном месте все источники — уже само по себе круто. Но еще важнее — сделать их не просто доступными, собрав в базу данных или онлайн-библиотеку, а еще и затягивающими. Поскольку вся эта библиотека прикидывается соцсетью, в нее удобно погружаться, чтобы изучать детали.
При запуске проекта мы думали, что настоящие академические бородатые историки просто разорвут нас за такую идею. Но вышло наоборот. Для многих выдающихся историков-ученых это оказался очень любопытный продукт: они уже видели все эти источники по отдельности, но теперь их можно посмотреть в масштабе, во взаимодействии друг с другом.
[blockquote]Если кому-то показалось, что проект «1917» что-то политизирует или на что-то намекает, значит, так причудливо устроена сама история[/blockquote]
Многие юные читатели проекта очень часто пишут личные сообщения в персональные аккаунты героев во «ВКонтакте» и дают какие-то советы. Например, видят записи Распутина, интересуются, идут в поисковик, изучают тему подробнее. Узнают, как сложилась его судьба, и чувствуют необходимость написать ему в личные сообщения, что не надо идти в гости к князю Юсупову, ведь его там убьют. Это значит, что нам удалось вызвать действительно неподдельный интерес.
Проект стал просветительским в хорошем смысле. Мы сознательно никак не комментируем и не интерпретируем события, о которых рассказывают наши герои. У нас нет цели как-то актуализировать события, проводить аналогии с 2017-м. Если кому-то показалось, что проект «1917» что-то политизирует или на что-то намекает, значит, так причудливо устроен мозг этого человека или так причудливо устроена сама история.
Это арт-проект, сериал длительностью в год. Приятно, что люди начинают следить за жизнями конкретных исторических героев. Недавно Антон Носик долго мне рассказывал, как он теперь не может жить без проекта и начинает день не с чтения фейсбука, а с чтения постов своих воображаемых друзей на проекте «1917».