Лучшее за неделю
Александр Бакланов
2 июня 2017 г., 13:40

«Наказание ребенка — великое благо». Как церковь и власть объясняют побои в семье

Читать на сайте

50 миллионов поротых россиян

В 2016 году от рук родителей и близких родственников пострадали около 2 тысяч детей. Таковы данные Следственного комитета РФ.

У МВД другие цифры: 9704 уголовных дела за избиение жен, еще 4947 — за избиение детей. По оценке полиции, в семейных конфликтах пострадали 10 тысяч женщин и более 6,5 тысячи детей. Впрочем, большая часть дел не доходит не только до суда, но и  до полиции: по приблизительным оценкам, насилие в той или иной форме есть в каждой четвертой российской семье.

Жертвами домашнего насилия становятся женщины (более 50 процентов), дети (31,5 процента), пожилые люди (15 процентов) и мужчины (2 процента).

Каждый третий житель России (37 процентов) в детстве сталкивался с телесными наказаниями «в виде шлепков, щелчков, подзатыльников», — показал опрос, который в мае 2017 года провели социологи ВЦИОМ. Каждый четвертый признался, что сам применяет телесные наказания. Также выяснилось, что:

Часть статьи не может быть отображена, пожалуйста, откройте полную версию статьи.

Как в России разрешили бить жен и детей

В мая 2016 года депутаты Госдумы  предложили тех, кто впервые нанес побои и не причинил вреда здоровью, привлекать к административной, а не к уголовной ответственности. Однако наказание за побои в отношении родственников оставили уголовным. В июле закон подписал президент. Громче других возмущалась член Совета Федерации, бывший депутат Госдумы Елена Мизулина. Она заявила, что принятые «антисемейные» поправки противоречат Конституции и «лишь легализуют ювенальную юстицию».

Елена Мизулина, сенатор:

За шлепок в семье можно получить до двух лет и клеймо «уголовника» на всю жизнь, за побои на улице — штраф до 40 тысяч рублей. Такая ситуация недопустима!

Поскольку уголовное дело теперь можно возбуждать по любому поводу — ссадина, синяк у ребенка, станут хорошим основанием прийти в семью с проверкой и даже возбудить уголовное дело в отношении родителей. Все это выльется в непредсказуемую правоприменительную практику, связанную с необоснованным изъятием детей из семьи. Это нанесет непоправимый вред семейным отношениям!

В июле комиссия по вопросам семьи, защиты материнства и детства Московского патриархата высказалась против принятого законопроекта, отметив, что «в народе его уже называют "Законом о запрете воспитания"».

«И Священное Писание, и Священное Предание Православной Церкви рассматривает возможность разумного и любовного использования физических наказаний в качестве неотъемлемой части установленных Самим Богом прав родителей… Если новая редакция статьи 116 Уголовного кодекса вступит в силу, это может привести к уголовному преследованию добросовестных родителей  за любое, даже умеренное и разумное использование физических наказаний в воспитании детей. Данная норма не имеет нравственных оправданий и юридических оснований, по своему содержанию направлена против семьи и не учитывает традиционные семейные и нравственные ценности российского общества, а ее практическое применение принесет обществу и его нравственной жизни значительно больше вреда, чем пользы».

И если чиновники из РПЦ высказались хоть и консервативно, но достаточно сдержанно, отдельные представители православной общественности не стеснялись в выражениях.

Герман Стерлигов, предприниматель:

Я — православный христианин, я наказывал и буду наказывать своих детей. Я — уголовник. Что по первой редакции закона, что по второй. Священное Писание говорит мне: «Участи наказание сыну своему». Депутаты Государственной думы говорят: мы запрещаем тебе наказывать детей. Кого мне как христианину слушать? Бога или депутатов?

Детей муж наказывать обязан, а жену может наказывать в зависимости от ситуации. Нет в Священном Писании обязанности мужа наказывать жену, а наказывать детей — есть.

Домашнее насилие — термин, который придумали, чтобы запудрить головы людям. Поставили в ряд наказание детей и убийство ребенка. Но наказание ребенка — великое благо, а убийство ребенка — великое зло. Насилие бывает благом, но одно дело — избивать детей, а другое — наказывать. А по поганым юридическим формулировкам избивать и наказывать — одинаковое зло.

В ноябре 2016 года группа депутатов Госдумы и сенаторов предложила декриминализовать побои в отношении членов семьи и других близких лиц. Председатель Госдумы Вячеслав Володин заявил: это для того, чтобы сохранить крепкую семью.

Вячеслав Володин, спикер Госдумы:

Нам важно, чтобы не было вмешательства в семью, нам важно, чтобы эти вопросы воспринимались обществом так, что государство создает условия для создания крепких семей. Но вместе с этим должны быть меры защиты от семейного насилия, и здесь необходим диалог. Этот диалог проведен.

В то же время в Кремле осторожно попросили не отождествлять «незначительные проявления» в семейных отношениях с непрекращающимся насилием. Дмитрий Песков заявил, что за «рецидивные случаи» будет предусмотрена ответственность.

Дмитрий Песков, пресс-секретарь президента РФ:

Однако гипертрофирование, призывы к ответственности за различные проявления семейных отношений вряд ли было бы целесообразно. Ответственность, безусловно, нужна, нужно юридическое регулирование, которое было бы препятствием для семейного насилия. Но отождествлять с семейным насилием незначительные проявления, наверное, тоже вряд ли возможно.

27 января 2017 года Госдума приняла законопроект о декриминализации побоев — за выступили 380 депутатов из 383. Одним из тех, кто голосовал против, стал депутат от КПРФ Сергей Шаргунов. Он считает, что «злодеев и негодяев» нужно наказывать, а их жертвам — обращаться в полицию.

Сергей Шаргунов, депутат Госдумы:

Я оказался в подавляющем и оглушительном меньшинстве. Но считаю, что поступил по совести. Не хочу никого осуждать, у большинства поддержавших эти изменения есть свои аргументы и доводы. Но мне кажется крайне опасным в нашей стране, где столько зла и насилия в семьях, подавать сигнал злодеям и насильникам: «Ребята, на первый раз все нормально». Второго раза может просто не случиться.

Сейчас за побои в отношении членов семьи и близких людей грозит арест до 15 суток, штраф до 30 тысяч рублей или обязательные работы до 120 часов.  

За первые пять месяцев 2017 года в России от рук родителей и близких родственников уже пострадали более 500 детей.

 

Обсудить на сайте