Время красностопа. Винодел Франк Дюсенер — о будущем российского вина
Вы приехали в Россию 20 лет назад. Помните, какими были российские вина тогда?
Очень невысокого качества. Их вкус был бедным. В них ощущались дефекты. Чтобы замаскировать эти недостатки, виноделы делали напиток сладким.
Вам нужно было делать продукт для страны, где люди любят сладкие вина. Вас это испугало?
Нет, потому что была и другая категория потребителей. В 2003 году я посетил ресторан «Пушкин» в Москве и очень удивился — там люди пили такие же вина, какие пьют в Париже, то есть Бургундию, Шампань и Бордо. Я нашел в меню этого ресторана все великие вина Франции.
Гости «Пушкина» пили не российское вино, а Бордо, потому что они путешествовали по Франции?
Думаю, что большинство из них — да. Вообще, винный туризм очень важен для продажи винодельческого продукта. В России активная фаза такого туризма началась в 2007–2008 годах. Помню, на винодельню в Краснодарском крае, где я работал, стали приезжать люди из Москвы, Воронежа и Урала, которые уже были на других винодельнях и много чего попробовали. Тогда многие российские виноделы поняли, что новые проекты должны ориентироваться на туризм, так как это отличный способ продавать вино. Гости винодельни будут видеть почвы, дышать воздухом, на котором растет виноград, и знать, как производят вино. После этого они будут доверять производителям и покупать их продукцию. А еще они начнут разбираться в сортах, потому что им расскажут, как их делают и чем они отличаются.
Когда россияне стали разбираться в вине?
Между посадкой винограда и получением из него хорошего вина должно пройти много времени: минимум пять лет необходимо, чтобы виноград дал урожай, еще несколько лет понадобится, чтобы научиться с ним работать и его выдержать. Авторские винодельни начали появляться в России в 2000-х годах. Дом Бюрнье был создан в 2001 году, Chateau le Grand Vostok — в 2003-м, Гай Кодзор — в 2006-м, Усадьба Дивноморское — в 2009-м. Примерно к 2014 году они уже могли показать стабильное качество. Примерно тогда же в России началась мода на вино.
Вкусы российского и французского потребителя различаются?
Да, потому что винная мода идет из Франции и доходит до России только спустя несколько лет. Например, бум розе там начался еще в 2000-х годах, а до нас дошел примерно три года назад.
То же самое можно сказать о моде на петнаты?
Это сложный вопрос. Во Франции это был микротренд, петнат был модным среди очень небольшой части населения.
С чем это связано?
Во Франции более длительная традиция виноделия, чем в России, поэтому французские потребители более консервативны, чем русские. Для них петнат, газированное нефильтрованное вино, — не совсем вино, а практически другой напиток. Если кто-то в Бордо начнет сажать немецкие «рислинги» и «сира» из долины Роны, а потом делать из них бленды, его, скорее всего, посадят в тюрьму. Шучу.
В России люди готовы к экспериментам. Здесь никто не переживает, если купажируют средиземноморский мускат и российский красностоп. Главное для россиян — чтобы был результат.
Какой российский автохтон лучший?
Я вижу потенциал местных сортов. Они хорошо смотрятся в купажах. Но вообще лучше продавать автохтоны моносортовыми, потому что они уникальны. Лично мне очень интересно работать с «красностопом». Он очень типичный, то есть делает вина узнаваемыми: они получаются мощными, фруктовыми, танинными. Такая «типичность» важна для рынка. Из-за большого содержания танина они рассчитаны на длительную выдержку. Кроме того, красностоп есть почти у всех российских виноделов. В будущем он может стать флагманом российского экспорта. Типичный российский купаж с автохтоном — это каберне-совиньон с красностопом.
Красностоп может заинтересовать французов?
Автохтоны — это экзотика. А французы очень любят дегустировать новое. Многим из них становится интересно, когда они узнают, что в России существует виноделие. Однако есть нюанс: продавать вино в винодельческие страны очень сложно. Особенно непросто это делать из России, где у вина высокая себестоимость. К ней еще прибавляются наценки дистрибьютора и за транспортировку, и другие факторы. Красностоп хорошая экзотика, но во Франции он будет стоить очень дорого — около 50 евро за бутылку. Мало кто захочет покупать его за такие деньги.
Какой французский сорт лучше других показал себя в России?
Думаю, это «каберне-фран». Вино из него получается многогранное, а его качество стабильно, сохраняется год от года. При этом «каберне-фран» дает в России разные результаты: в Крыму из него можно делать легкое, цветочное и пряное вино, как в долине Луары, а в Геленджике — более ягодные вина.
В прошлом году в винный гид Артура Саркисяна впервые попали вина из Самарской области. Их делают на небольшой винодельне на 53-й параллели северной широты. Еще несколько лет назад виноделие там казалось невозможным. Как вы думаете, у северного российского вина есть будущее?
Местные вина — глобальный тренд. И маленькая винодельня в любой точке мира, которая с душой делает вино, имеет все шансы на успех. Подобные производства, как правило, ориентированы на локальный рынок и на туристов. Я сейчас говорю не только про Самару — виноделие возможно в любом месте, где есть микроклимат для выращивания винограда. Конечно, огромных плантаций в 1000 гектар в таких местах вряд ли стоит ожидать. Как не стоит ждать и огромных инвестиций, потому что это большой риск: климат меняется, но что будет дальше, мы не знаем.
Каким будет российское вино в ближайшие годы?
Во Франции уже 15 лет растет объем вин, которые произведены из урожая с биовиноградников. При его выращивании используют мало синтетических препаратов либо их не используют вообще. Такие виноградники получают в Европе биосертификаты. В России история с ними только-только начинается: они есть, но их очень мало. И делать такие вина пока недешево. Поэтому редко бывает, что вино с биовиноградника одновременно вкусное и доступное по цене. Оно будет таким, но позже.
В перспективе в России вырастет рынок белых игристых вин, потому что это мировой тренд. В будущем станет больше купажных вин с российскими автохтонами. Например, с красностопом. Потому что производить каждый год вкусный красностоп — сложно, его качество сильно зависит от погодных условий. А вот если купажировать его с другим сортом, то можно повторять вкус вина каждый год.
Беседовал Алексей Синяков