Дорогу педагогу. Как родителям понять учителей
Как прикажете понимать?
Встреча с папой и мамой семиклассника. Мой коллега, увлеченный математик, рассказывает о содержании учебного курса и прогрессе ребенка. Описывает темы, навыки, которые совершенствует ребенок, — и вроде бы все хорошо и содержательно. Но мы с директором школы видим, что папа все больше недоумевает. Почему? Потому что он не понимает, что такое формулы сокращенного умножения, график линейной функции, аргумент и прочее. После встречи папа открыто говорит нам, что множество непонятных слов в сочетании с новейшими педагогическими терминами (peer-to-peer, например) он воспринимает как манипуляцию. Хорошо, что во время рассказа моего коллеги директор остановил его и описал прогресс ребенка в математике понятными словами, как и устройство курса.
Что делать учителю, чтобы подобное не происходило? Во-первых, снизить количество специальных терминов в речи и использовать их, только когда это необходимо. Во-вторых, объяснять родителям, что значат, например, слова «эссе», «фактическая ошибка» и «пунктуация». Каждый участник беседы имеет право на ясность объяснения, но часто родителям бывает неловко признаться, что что-то им непонятно. Поэтому если вы учитель — объясняйте. И будете услышаны и поняты.
Как вести себя родителям? Не стесняться задавать уточняющие вопросы, просить объяснять доступно или на примерах. В этом нет ничего зазорного. Более того, педагог будет благодарен вам за этот интерес, и это поможет найти общий язык.
«Я знаю вашего ребенка лучше вас»
Зачастую учитель действительно знает ребенка лучше, чем его родители. Особенно это касается подростков, которые на все вопросы дома отвечают «нормально», а учителям иногда доверяют рассказы о своих приключениях или спрашивают, какой фильм посмотреть.
А теперь представим себя на месте родителей. Какой-то чужой человек находится в более близком контакте с их ребенком, чем они сами, и пользуется его доверием. Не очень приятно это осознавать и тем более слышать это от малознакомого человека.
Один из моих коллег на встрече с папой семиклассника сказал, что может за пять минут расписать весь психологический портрет ребенка лучше любого из родителей. Реакция папы — отрицание всех успехов и достижений ребенка в школе, которых было немало и ради которых старались многие учителя и тьюторы.
Как быть родителям? Признать, что в наблюдении педагогов за ребенком есть много плюсов, ведь учителя видят детей в учебной и развивающей среде, а также в процессе социализации среди большого количества ребят. Быть готовыми к тому, чтобы узнать о своем ребенке что-то неожиданное. И разумеется, помнить, что ребенок может доверять, рассказывать и показывать себя разным взрослым, но любит он родителей и свою семью — никакого конфликта здесь нет. Учителям стоит умерить свою профессиональную гордость и говорить о том, что они увидели в ребенке, в спокойном и нерезком тоне. Может быть, родители в ответ расскажут что-нибудь новое и любопытное.
«Я знаю свой предмет лучше вас»
Сначала успокоим педагогов: родители подвергают сомнению профессиональную компетентность учителей и тьюторов крайне редко. За шесть лет работы в частной школе я встретился с этим один раз — мама ребенка рассказывала о конкретном преподавателе в другой школе. Поэтому в разговоре с родителями воспринимать их вопросы стоит как попытку разобраться в предмете, а не усомниться в вас. Кстати, все родители учились в школе и некоторые предметы изучали углубленно. Учитель и особенно тьютор может найти в их опыте что-то интересное или полезное для своей работы.
Например, мама ученицы рассказала мне о семейной традиции играть в литературные игры. Я расспросил о самих играх, о том, как это воспринимает ребенок, — и через две недели мы с семиклассниками уже играли в одну из них. А если у кого-то из учеников родитель добился высот в той или иной профессиональной области, его можно позвать в класс с рассказом о том, как школа помогла в выборе профессии, поступлении и профессиональном пути. По опыту, такие встречи всегда впечатляют ребят. То же самое может сделать и сам родитель — профессиональный педагог всегда проявит к этому интерес.
Если же педагог без разбора отвергает то, что важно в предмете для родителей, и мотивирует это своей исключительностью, скорее всего, это признак слабости и страха ее обнаружить. И повод для беседы с классным руководителем или администрацией.
Не сравнивайте, и вас не будут
Учителя обычно помнят, что сравнивать учеников в их присутствии не нужно: это не помогает мотивации (скорее наоборот) и часто усложняет отношения между детьми. При родителях делать подобное тоже не стоит. Вместо этого лучше рассказать, что объединяет их ребенка с другими. Например, я увидел, что старший мальчик из 8-го класса заслужил уважение у семиклассников и влияет на них. Как тьютор я стал использовать это в своей группе: просил старшего друга объяснять темы 7-го класса младшим и проверять задания, давал групповые задания и назначал его ответственным, то есть использовал его лидерство для развития младших. И обратил внимание на это в разговорах с родителями всех ребят. Результат — полная поддержка родителей и фразы «Мы тоже заметили, что дети стали учиться лучше». Вряд ли этого можно было добиться сравнением трех очень разных семиклассников, тем более посредством разговора с родителями.
Как поступать родителям, при которых учителя сравнивают детей и заявляют это как педагогический принцип? Объяснить специфику коммуникативной конструкции сравнения (это противопоставление и разделение детей) как вредной в педагогическом общении. Сказать, что в каждом ребенке есть уникальное и любопытное и каждый заслуживает, чтобы в нем заметили личность и потенциал для развития. Если педагог не желает отказываться от сравнения детей в качестве педагогического и коммуникативного принципа — меняйте педагога.
Все понятно, но что конкретно?
О том, как учатся и развиваются дети, можно рассказывать по-разному. Такие конструкции, как «есть положительная динамика», «ответственно проявляет себя», «появились хорошие результаты» и им подобные точно не укрепляют доверие родителей к школе. Почему? Потому что это очень сложно измерить и понять. Я не призываю к скрупулезным отчетам вроде «в работе из пяти заданий на семь тем, рассчитанной на 45 минут, делает три ошибки и ноль помарок». Чрезмерная «измеряемость» образования — это другая крайность, которая больше мешает, чем помогает. Но все же вместо фразы «положительная динамика» лучше сказать, что среднее количество ошибок в классном упражнении уменьшилось с четырех до двух. А вместо слова «ответственность» сказать, что в этой четверти ребенок дважды брал на себя обязательства в проекте и не нарушил срок сдачи заданий. Или вместо того, чтобы сообщать родителям, что «письменная речь ученика стала более доказательной», заметить, что каждое его эссе содержит два аргумента к тезису и они соответствуют требованиям.
Родителям не стоит стесняться выяснять конкретные факты, спрашивать, что учитель считает их общим с ребенком педагогическим достижением в четверти или есть ли в предмете какие-то продуктивные результаты, успех в командной работе или публичных выступлениях. Так родителям будет намного понятнее, о чем говорит учитель, педагогам — спокойнее, а доверие к школе укрепится.