Фото: Getty Images

Необычный контент

Чем более эмоционально и с удивлением ребенок относится к предмету, тем лучше он воспринимает и запоминает его содержание. Моя коллега, учитель математики, вместо стандартных задач «из пункта А в пункт B» подобрала для детей задачи про приготовление еды, прохождение компьютерной игры и строительство зоопарка. Какова была реакция детей? Желание разобраться вместе с учителем и узнать, чем же все закончилось. А когда мы предложили детям самим придумать подобные задачи — они согласились и попросили сессию по русскому языку о том, как интересно написать тексты этих задач. Родители тоже могут открыть для детей яркий контент в предмете, и это не только видео о животных или космосе. Предметы из прошлого, связанные с историей семьи и быта, лингвистические и литературные игры или виртуальная поездка по улицам разных городов мира для знакомства с географией — выбрать есть из чего.

Ситуация успеха

Когда что-то не получается, дело перестает нравиться и пропадает желание им заниматься. Это справедливо в отношении каждого человека и особенно ребенка, который воспринимает мир более чутко, чем взрослые. Поэтому даже немного искусственная, созданная при помощи взрослых и одноклассников ситуация успеха поможет некоторым детям более позитивно посмотреть на предмет и найти в нем интересное для себя. Один из моих пятиклассников неуверенно чувствовал себя на уроках русского из-за аналитических заданий и разборов. Я сделал три занятия, где каждый ребенок мог написать о чем хочет, и предложил ребятам прочитать свои тексты. После того, как мы с детьми вместе решили, что тексты мальчика лучшие, он поверил, что у него многое получается в предмете, и постепенно с нашей поддержкой освоил аналитические задания.

Истории 

«Просто рассказывай им истории», — сказал о писательстве в книге «Янтарный телескоп» британский писатель Филип Пулман, лауреат Премии памяти Астрид Линдгрен и других наград. Как это связано с педагогикой? О той или иной научной теории можно рассказывать по-разному. Можно показать портрет Дарвина с бородой на фоне библиотечных шкафов и рассказать, что он написал книгу «Происхождение видов» об эволюционной теории, а потом изложить ее суть. А можно рассказать, как 23-летний энергичный и любознательный молодой человек Чарльз Дарвин ступил на борт корабля «Бигль», чтобы отправиться в кругосветное путешествие, увидеть мир и разобраться в нем. Можно прочитать письмо профессора Генслоу, который поверил в него и его наблюдательность — главное качество ученого. Рассказать о том, что вся эволюционная теория — результат этого путешествия, настойчивости и энергии молодого натуралиста, и о странах, в которых он побывал. Что заинтересует детей больше? Я думаю, ответ очевиден.

Открытые вопросы, рассуждение и созидание

Что нужно, чтобы ребенку было интересно? Стимулировать интерес и поддерживать его. Для этого существуют открытые вопросы. Это вопросы, на которые нет быстрого очевидного или однозначного ответа, как и ответа в формате «да-нет». Они формируют у ребенка исследовательскую позицию — желание разобраться и обсудить. Почему предметы падают? Почему в невесомости люди и вещи как будто плавают? Программы, которые сами редактируют текст, — это хорошо или плохо? В каждом предмете есть такие вопросы и темы для обсуждения. Как родитель вы можете предложить ребенку вместе разобраться в теме и узнать ответы. Еще один педагогический прием — предложить детям самим придумать вопросы, а потом постепенно вместе найти ответы на них. Вы удивитесь, насколько ваши дети любопытны. Другая педагогическая технология называется «Нооген», ее суть в том, что вы предлагаете детям придумать целый мир, город, язык или науку, то есть новую систему. В каждой ноогеновской задаче могут быть элементы разных наук, разных предметов. Например: придумайте мир, в котором животные на равных с людьми; придумайте язык без существительных и напишите примеры литературных произведений на этом языке; постройте школу, в которой люди не учатся, а разучиваются.

Фото: Getty Images

Связь предмета с жизнью

Вопрос «Зачем мне это в жизни?» может задать каждый ребенок, и, по моему опыту, дети задают их все чаще. Мой коллега, который преподает математику, всегда разнообразно отвечал детям на этот вопрос: проценты нужны для понимания сути инфляции, кредитования и вкладов, графики функций — для визуализации того, как движется бизнес или проектная группа, а доказательства теорем — чтобы думать логически, уметь доказывать и опровергать. Кстати, позже дети попросили отдельно научить их финансовой грамотности, и эти занятия стали очень популярны у ребят. Не все предметы нужны для будущего, дети прекрасно это понимают. Но постановка цели, разработка плана ее достижения, путь к ней — отличный опыт, и неважно, на материале какого предмета он получен. Донесите это до детей, обратите внимание на успехи — это и есть связь с реальностью. Говорить с детьми о том, зачем нужна, например, экономическая география или астрономия, лучше ненавязчиво и аккуратно, в обычных повседневных разговорах, иначе ребенок чувствует посыл «давай поговорим о школе» и закрывается. Если вы как родитель видите, что предмет преподается в школе в теоретическом ключе, предложите учителю сделать его ближе к реальности. Хороший профессионал всегда открыт для обратной связи.

Искренний интерес

Учитель, который увлечен своим делом, не оставляет детей равнодушными. Интересуйтесь тем, что делаете, ищите новое, общайтесь с коллегами и делитесь мнениями. Это справедливо и для родителей: когда вы говорите ребенку, как школьные и студенческие увлечения помогли в жизни и вашей профессии, он начинает осознавать, что интересоваться — это здорово и полезно. Если дети задают вам вопрос «Почему вы стали заниматься своей профессией?», — неважно, родитель вы или педагог, — это очень хороший знак. Значит, вы и ваше дело им интересны, и им хочется найти что-то по-настоящему свое.

Для тех, кто хочет помочь ребенку заинтересоваться и увлечься чем-либо, есть один универсальный совет. Он справедлив и в отношении взрослых людей. Давайте детям возможность пробовать — и обсуждайте полученный опыт. Делитесь тем, чем сами увлекались и занимались, рассказывайте, почему то или иное дело получилось или не очень. Ведь, как говорит русская пословица, под лежачий камень вода не течет. А детей, которым ничего не интересно, к счастью, не существует.

Автор: Артем Григорян