От земляного вала до кирпича. Как строительство кремлей помогло оформиться государственности на Руси
Страна крепостей
В узком смысле кремль — всего лишь крепость. Или даже город. Раньше эти два слова были синонимами. В Древней Руси любое поселение, обнесенное крепостной стеной, традиционно считалось городом, и таких поселений было очень много, ведь каждый, от правителя города до главы сельской общины, хотел оградить себя от набегов врагов и лихих людей. Торговый путь из варяг в греки привлекал не только мирных и добропорядочных купцов. Кроме того, местная знать охотно захватывала пленных, которых можно было продать проезжим торговцам. По некоторым теориям, во множестве языков слово «раб» произошло от древнегреческого названия славянских племен «склавины» — настолько много представителей этих племен продавали и перепродавали на невольничьих рынках. И поэтому для защиты поселений славяне во множестве строили крепости-города. Скандинавы даже называли нашу землю Гардарика, и это красивое слово буквально переводится как страна крепостей. Слава о том, что славяне так любят строить крепости, достигла даже Испании, где в XI веке арабский географ Аль-Бакри в своей «Книге путей и стран» описал процесс строительства:
«И таким образом строят славяне большую часть своих крепостей: они направляются к лугам, обильным водами и камышом, и обозначают там место круглое или четырехугольное, смотря по форме, которую желают придать крепости, и по величине ее выкапывают вокруг ров, и выкопанную землю сваливают в вал, укрепивши ее досками и сваями наподобие битой земли, покуда стена не дойдет до желанной высоты. И отмеряется тогда дверь, с какой стороны им угодно, и к ней подходят по деревянному мосту».
Звучит довольно непрезентабельно, но это факт. В большинстве своем эти крепости представляли собой банальный укрепленный частокол на вершине земляного вала. И этого было более чем достаточно: осадные машины на Руси почти не использовались, а первоочередной задачей крепостей было не дать захватить город «изгоном». То есть быстрым и неожиданным нападением, ведь кочевники, литовские племена, да и сами славяне осады вести не умели. Кроме того, общины были очень немногочисленны, и они просто не потянули бы хоть сколько-нибудь масштабное строительство.
Сердце русского города
Однако постепенно на Руси развивалась торговля и обособилась знать, которая сконцентрировала в своих руках значительные богатства. Общины ушли в прошлое, теперь городами владели влиятельные и богатые люди. В центре города, за прочными стенами крепости, или, как ее тогда называли, детинца, строились главные культовые сооружения — храмы и соборы, там селилась знать и сам князь. А привлеченное ростом и богатством города пришлое население расселялось вокруг детинца, застраивая новые улицы и целые кварталы. Чтобы защитить своих новых подданных, этот возникший вокруг детинца «окольный город» защищали другой стеной, пусть и не такой крепкой.
Возросшие богатства центральной власти позволили значительно усложнить техники строительства. Например, вал с XII века — это не просто уплотненная земля. Сначала ставили срубы, причем бревна соседних срубов шли внахлест, и только потом в сами срубы и вокруг набивалась земля. В древних валах Киева дубовые срубы поднимались на высоту от 12 до 16 метров. А деревянные стены города, которые тоже строились из срубов, как бы вырастали из земляного вала.
При этом за исключением новгородской и псковской земель, где было много доступного известняка, стены на Руси были исключительно деревянными. Современный кирпич стал использоваться только в XIV веке, а добыть достаточные объемы известняка и привезти его было очень дорого. Поэтому из камня делали только самый важный участок стены — ворота, но позволить себе такое решение могли только самые богатые города: Киев, Владимир и Новгород. В первых двух главные ворота стоят и поныне в разной степени сохранности. И там, и там они назывались «Золотыми воротами», причем владимирские получили свое имя в подражание киевским. В свою очередь, киевские ворота стали «золотыми» вслед за воротами Константинополя, сохранив преемственность. Название символически олицетворяло богатство и величие города. К XII веку система оборонительных сооружений Киева защищала уже больше 100 гектар. Для сравнения: в конце X века — всего 10–12 гектар.
В целом к XII веку древнерусское государство уже полностью оправдывало свое варяжское название. Для защиты от постоянных набегов кочевников из великой степи киевские князья строили множество укрепленных поселений, которые не давали опустошать земли. Чем больше было городов, тем «крепче» была земля, тем более безопасной была там жизнь. К середине XIII века число крепостей доходило до 300. Однако когда в 1247 году на Русь пришли монголы, оказалось, что вся эта система крепостей, достаточная для защиты от половцев, совершенно не способна остановить войска Батыя. Столицы крупнейших восточных княжеств, Владимир и Рязань, пали на пятый и шестой день осады. А знаменитая семинедельная оборона Козельска случилась из-за распыления сил Батыя, исключительно выгодного положения города и его общей незначительности. Ведь чем меньше крепость и чем в более труднодоступных местах она расположена, тем проще ее защищать. Нашествие орды привело ко многим печальным результатам, и один из них — развитие городов на покоренной территории остановилось на долгие годы. Только в XIV веке, с началом процесса объединения русских земель вокруг Москвы рост городов возобновился.
Самый знаменитый в мире кремль
Стремительные изменения границ московского княжества сильно усложняли строительство оборонительных линий. Поэтому великие князья укрепляли не сами границы, а крепости на главных путях к Москве. Именно в это время появляется слово «кремль», которое постепенно вытесняет древнерусское «детинец». Его этимология до сих пор четко не определена. Исследователи выводят это слово из самых разных источников. Древнерусский «кремь», греческий «кремнос», балто-литовский «крамсить», монгольский «керем» и тюркский «кермен» — множество вариантов на любой вкус. Но откуда бы ни пришло слово, к началу XVI века в московском княжестве было построено множество кремлей. Можайский, Серпуховский, Тульский, Коломенский, Нижегородский и большое число других, главным из которых был, конечно же, Московский.
Впервые Москва обзавелась каменным кремлем в 1367–1368 годах. Причем стены построили за первый год, а дальше лишь достраивали и надстраивали укрепления. Всего на строительстве было занято около 2000 человек. К слову, возводили кремли силами крестьян, и эта повинность была одной из самых тяжелых. Белый цвет новых известняковых стен дал название всему городу — именно с этого времени Москву стали называть белокаменной. В таком виде крепость просуществовала чуть больше сотни лет. За это время она обветшала и перестала соответствовать требованиям современной военно-инженерной науки. А ведь Москва крепла и росла с каждым годом. К концу XV века она превратилась в столицу огромного и мощного централизованного государства. Как военное значение, так и политический престиж требовали создания новых, современных укреплений, и в конце XV — начале XVI веков Кремль был полностью перестроен.
В 1472 году московский князь Иван III женится на Софии Палеолог, племяннице последнего византийского императора. Двуглавый орел становится гербом страны, оформляется и начинает распространяться идея Москвы как Третьего Рима, а Иван III затевает масштабное строительство. Под влиянием жены впервые на Руси царь приглашает итальянских архитекторов, которые совместно с русскими мастерами создадут за несколько десятилетий неповторимый ансамбль: Успенский, Благовещенский и Архангельский соборы, колокольня Ивана Великого, Грановитая палата. А великолепный Кремль, на строительстве которого трудилось множество мастеров, стал лицом города и поражал воображение соотечественников и иностранцев. Австрийский дипломат Сигизмунд фон Герберштейн в начале XVI века писал в своих «Записках о Московии»:
«Крепость же настолько велика, что, кроме весьма обширных и великолепно выстроенных из камня хором государевых, в ней находятся хоромы митрополита, а также братьев государевых, вельмож и других весьма почитаемых лиц. К тому же в крепости много церквей, так что своей обширностью она почти как бы напоминает вид города».
Но, конечно, то, что увидел Герберштейн, сильно отличалось от нынешнего облика Кремля. В XVII веке все башни были надстроены декоративными вышками, а большинство бойниц заделано. Кремль несколько раз довольно сильно страдал от вражеских нашествий, а сильнее всего — от пожара 1812 года. Разрушенные и взорванные башни перестраивались, постепенно меняя свой облик.
И кстати, насчет изменений. Многие знают, что раньше Кремль белили, но не всем известно, когда это началось и когда закончилось. Итальянским мастерам и в голову не пришло бы белить стены, ведь при обстреле отвалившаяся штукатурка подскажет уязвимое место, куда нужно стрелять. На иконе Симона Ушакова 1668 года Кремль полностью красный. Однако это уже ненадолго. В докладной записке от 7 июля 1680 года, поданной на имя царя, сказано, что укрепления Кремля «не белены», а Спасские ворота «прописаны были черленью и белилом в кирпич». В записке спрашивалось: выбелить стены Кремля, оставить их как есть или расписать «в кирпич» как Спасские ворота? Царь повелел выбелить Кремль известью…» Начиная с этого времени все картины и фотографии показывают нам уже выбеленный Кремль. Что же до красного цвета Кремля — легенды, согласно которым его покрасили большевики или Сталин, не верны. За них это сделало время. Чтобы Кремль сохранял белый окрас, его нужно регулярно подкрашивать, а если этого не делать, то он постепенно будет краснеть. Уже в конце XIX — начале XX века на картинах Нестерова, Юона и Коровина Кремль отчетливо красный. Но и это еще не все. Даже когда стены еще сохраняли белый цвет, некоторые башни, например Троицкую и Никольскую, покрасили в красный. А Спасская так вообще всегда была красной, и только для коронации Александра II в 1856 году ее выбелили вместе со всем ансамблем.
Визитная карточка городов
Но не только лишь Москва славится своим кремлем. Во многих городах России, на вопрос туриста, что тут стоит посмотреть, с большой вероятностью ответят: конечно, местный кремль. Крепости на любой вкус и размер разбросаны по всей территории России. Самые древние — в Новгороде и Пскове, самая маленькая — Верхотурская: крошечный прямоугольник площадью 130 на 190 метров. Нижегородский кремль, в отличие от московского, ни разу не был захвачен, а единственный в Сибири Тобольский кремль отделяет от самого западного, Псковского, расстояние в 3 тысячи километров.
Впрочем, чтобы посмотреть на кремль, вовсе не надо куда-то ехать. Иногда для этого достаточно… открыть кошелек. С начала XX века редкая денежная реформа обходилась без того, чтобы не изобразить Кремль на купюрах самого разного номинала. Но если до реформы 1995 года на банкнотах был представлен исключительно Московский кремль, то после того, как было принято решение показать на банкнотах разные города, ситуация изменилась, причем Московский кремль с купюр вообще пропал — вместо него столицу теперь представляет Большой театр. И только на планируемых к выпуску новых сторублевых купюрах будет изображена Спасская башня. Но зато появились другие кремли. Самый редкий — Новгородский, он изображен на редкой пятирублевой купюре. Ярославский кремль встречается довольно часто — его можно найти на тысячной купюре. Ну а тем, что давно перешел на безнал, в этом смысле сложнее. Им остается только зайти на почту и купить марку или просто пересмотреть фильм «Иван Васильевич меняет профессию», чтобы полюбоваться видом на Ростовский кремль.
Авторы Семен Аксенов, Никита Дешевых
Библиография:
- Домострой. М.: Советская Россия, 1990
- Раппопорт П. А. Зодчество Древней Руси. Л.: Наука, 1986
- Раппопорт П. А. Древние русские крепости. М.: Наука, 1965
- Древняя Русь. Город, замок, село. М.: Наука, 1985
- Мауро Галлигани, Франческо Бигацци. Кремли. Твердыни русской земли. М.: Олма-Пресс, 2004