Центры спасения. В Москве открываются новые инновационные флагманы больниц
Ежедневно в Москве дежурят свыше тысячи бригад скорой помощи. Они доставляют в московские больницы более 10 тысяч человек, которым требуется неотложная помощь. От того, насколько быстро и профессионально она будет оказана, зависит жизнь и здоровье пациентов. Главная цель внедрения нового стандарта — повышение качества и скорости экстренной помощи. Он предусматривает создание новой инфраструктуры, современное оснащение флагманских центров, реализацию четких алгоритмов по каждому экстренному случаю, внедрение передовых технологий, создание комфортных условий для пациентов и их родственников, уникальную программу обучения персонала в Кадровом центре Департамента здравоохранения Москвы.
Первым медицинским объектом столицы, который работает по новому стандарту оказания экстренной помощи, стал флагманский центр больницы им. В. В. Вересаева. Он рассчитан на прием до 200 неотложных пациентов в сутки и оказание им всей необходимой помощи — от проведения диагностики до хирургического лечения.
Открытие инновационного центра состоялось при участии мэра Москвы Сергея Собянина.
«В Москве открылся первый скоропомощной комплекс, и, по сути дела, с этого дня в городе внедряется новый стандарт оказания больничной экстренной помощи. Речь идет о новом стандарте в создании самих зданий, в проектировании, оборудовании, которое включает в себя самое современное диагностическое и хирургическое оборудование, более того, создаются гибридные операционные, в которых врачи могут проводить операции по нескольким нозологиям одновременно», — отметил мэр.
За первые несколько дней работы новый флагманский центр уже принял 150 человек — из них пятая часть нуждалась в реанимации, еще почти половина поступила в состоянии средней тяжести, треть — в удовлетворительном состоянии. Самой частой причиной обращения (37 случаев) стали травмы: вывихи, переломы и прочее.
«Во флагманском центре больницы им. В. В. Вересаева мы установили почти 1,5 тысячи единиц медицинского оборудования экспертного класса. Наличие медтехники соответствующего уровня — один из элементов нового стандарта экстренной помощи, по которому работает новое медучреждение. Высокотехнологичное оборудование позволяет проводить сложнейшие хирургические, нейрохирургические, сосудистые, травматологические и кардиохирургические вмешательства. А в уникальной гибридной операционной медицинскую помощь могут оказывать хирурги сразу нескольких специальностей, что увеличивает скорость оказания экстренной помощи. Это первая подобная операционная в больнице. Кроме того, современное оснащение и особая планировка позволяют врачам прямо во время хирургического вмешательства проводить пациенту различные исследования и таким образом контролировать ход операции. Также в оперблоках мы установили телемедицинские установки, благодаря чему у хирургов есть возможность проводить консилиумы с ведущими экспертами здравоохранения», — подчеркнула вице-мэр Москвы по вопросам социального развития Анастасия Ракова.
Как построена работа в новом флагманском центре больницы им. В. В. Вересаева
Вывести оперативность работы на новый уровень помогает, в частности, продуманная инфраструктура и маршрутизация больных. Так, противошоковая реанимация и операционные находятся непосредственно рядом с холлом, куда заезжают машины скорой помощи. Для пациентов с инсультами и инфарктами — а это наиболее частые причины экстренной госпитализации — в новом центре выделен отдельный блок, что дает возможность максимально быстро оказывать необходимую помощь.
Для эффективной маршрутизации действует цифровая система «триаж». Умные алгоритмы оценивают клинические данные пациентов и распределяют их по зонам — в зависимости от того, требуется ли человеку экстренная помощь или он находится в относительно стабильном состоянии. Вся медицинская документация ведется в электронном виде, что избавляет сотрудников от лишней бумажной работы и позволяет сэкономить время. Кроме того, врачи могут в любой момент в режиме онлайн просматривать данные пациента из истории болезни.
Повысить скорость и качество оказания экстренной помощи также позволяет высокотехнологичное оборудование экспертного класса. В общей сложности во флагмане больницы установлено около 1,5 тысячи единиц медицинской техники, в том числе рентген-комплексы, КТ и МРТ, ангиографические установки, C-дуги и другое современное оборудование. Оснащение позволяет провести быструю комплексную диагностику пациента с любой проблемой и оперативно начать лечение. Смотровые кабинеты обеспечены всем, что может потребоваться специалисту для выполнения различных манипуляций, проведение диагностики возможно и у кровати больного — для этого используют мобильные аппараты.
Оснащение операционных флагманского центра дает врачам возможность проводить дообследование пациента прямо во время хирургического вмешательства. Кроме того, в корпусе оборудована уникальная гибридная операционная, в которой медицинскую помощь могут одновременно оказывать хирурги разных специальностей. Благодаря этому хирургическое лечение, требующее участия нескольких врачей, — например у пациентов с множественными травмами — теперь проводится сразу в полном объеме, а не поэтапно.
Один из важных принципов нового стандарта экстренной помощи — пациентоориентированный подход. Он предполагает создание максимально комфортной атмосферы как для пациентов, так и для их родственников. Во флагманском центре больницы им. Вересаева созданы комфортные палаты, уютные зоны ожидания, есть кабинет психологической поддержки. Чтобы посетители легко ориентировались, в здании установили более 1200 элементов внутренней навигации.
Решение многих немедицинских вопросов взяли на себя сотрудники офисов «Мои документы», которые стали администраторами во флагманских центрах. Они встречают прибывших пациентов, осуществляют регистрацию и маршрутизацию, организовывают встречу родственников с врачом для получения информации о состоянии здоровья больного и многое другое. Сегодня во флагмане больницы им. В. В. Вересаева работают 64 администратора из офисов «Мои документы».
Кроме того, при госпитализации в стационар на помощь приходят социальные координаторы — сотрудники, которые занимаются решением немедицинских вопросов: помогают оформить документы, забрать детей из детского сада, пристроить домашнего питомца и так далее. Вместе с соцкоординаторами работают и специалисты Московской службы психологической помощи. Их главная задача — заботиться об эмоциональном благополучии как пациентов, проходящих лечение в отделениях, так и их родственников. Кроме того, психологи поддерживают врачей и медперсонал, в случае необходимости помогают в урегулировании конфликтных ситуаций.
Одним из первых пациентов флагманского центра ГКБ им. В. В. Вересаева стала Ксения Курсова. Ей стало нехорошо на работе, после чего скорая привезла ее в центр в первый день его работы. Курсова поделилась, как ее приняли во флагмане: «Сразу обратила внимание на комфортные условия. Есть специальные боксы для осмотра, причем врачи сами приходят прямо к койке. Все проходит очень быстро, не нужно никого ждать. Приятно удивило, что меня возили на кресле-коляске — сказали, так положено. Наверное, это и правильно, ведь случаи бывают разные, и не каждому пациенту можно передвигаться самостоятельно. В целом хочу сказать, что порадовало быстрое оказание помощи, доброжелательный персонал и новые светлые помещения».
В команде нового флагманского центра будут работать более 650 высококвалифицированных сотрудников, в том числе более 200 врачей. Часть специалистов перешла на работу из других отделений ГКБ им. В. В. Вересаева. Также многие врачи и медсестры присоединились к команде благодаря масштабной программе по привлечению специалистов в новые флагманские центры столичных клиник.
«О наборе персонала в штат флагманского центра я узнала, когда работала в одной из московских больниц. Меня это очень заинтересовало, ведь по сути оказание помощи тут основано на известном принципе Emergency, который используется в клиниках Европы и США. Для того, чтобы попасть в команду, я прошла многоэтапный отбор, после чего для всех утвержденных кандидатов стартовала программа обучения. Она охватывала самые разные направления: от работы с цифровой системой “триаж”, которая помогает врачам оценивать степень ургентности, до оттачивания навыков командного взаимодействия. Такой комплексный подход в обучении важен для каждого специалиста — и хирурги не исключение, ведь нам предстоит посменно работать и в приемном отделении, и в диагностическом, и непосредственно в операционном блоке. Мои первые впечатления от работы флагманского центра — положительные, хотя я допускаю, что для пациентов новый формат поначалу может показаться непривычным. Все-таки человека привозят в большое помещение, а не в обычный кабинет, сразу проводят все манипуляции. Но мне, как врачу, нравится такой подход в оказании медицинской помощи, когда у тебя под рукой есть и УЗИ, и рентген, и узкие специалисты, которые могут прийти буквально через несколько минут с момента вызова. Ну и главное — есть большая команда, которая работает эффективно и слаженно», — рассказала Мария Быканова, врач-хирург флагманского центра ГКБ им. В. В. Вересаева.
Как создавался новый стандарт экстренной помощи
Работа по созданию в Москве уникальных флагманских центров общей площадью 100 тысяч квадратных метров стартовала в 2018 году. При проектировании были учтены как передовые решения зарубежных клиник, специализирующихся на оказании экстренной и неотложной помощи в США, Японии, Великобритании, ОАЭ, так и лучший отечественный опыт. Все помещения разработаны с учетом медицинской логистики, то есть оптимального передвижения экстренных пациентов и медицинского персонала. В числе таких решений: вертолетные площадки, концепция «врач к пациенту» для проведения диагностики у постели больного, высокотехнологичные операционные для самых сложных хирургических вмешательств, комфортные условия для пациентов и их родственников.
Разработка и апробация нового стандарта экстренной помощи и формирование команд новых флагманов проходили в 2021–2022 годах. В разработке стандарта принимала участие команда московских экспертов, среди которых были и практикующие врачи, и средний медперсонал, и сотрудники приемных отделений медучреждений. Они опирались как на собственную практику, так и на мировой опыт организации неотложной медицинской помощи. На специальном полигоне эксперты в течение нескольких месяцев имитировали реальные условия работы флагманских центров и экстренные ситуации, чтобы тщательно разработать все необходимые протоколы и алгоритмы. В результате были созданы 87 пошаговых алгоритмов, которые охватывают более 96% всех поводов для обращения за экстренной помощью.
В течение 2023 года в Москве планируют открыть флагманские центры на базе еще пяти крупнейших многопрофильных клиник. Во флагмане НИИ скорой помощи имени Н. В. Склифосовского прием пациентов начнется уже в марте. До конца года подобные центры также появятся в ГКБ имени В. М. Буянова, ГКБ № 15 имени О. М. Филатова, Боткинской больницы, и ГКБ № 1 имени Н. И. Пирогова. Медицинские учреждения выбирали так, чтобы пациенты из любого района Москвы могли получить помощь максимально оперативно. Каждый флагман — полноценная больница с приемным и диагностическим отделением, операционными, реанимацией и тысячами единиц самого современного оборудования.
Ежегодно в стационарах Москвы врачи спасают жизни свыше 1 миллиона экстренно поступивших пациентов (60% от всех пациентов городских больниц). Единые и самые современные стандарты диагностики, лечения и последующей реабилитации пациентов позволят вывести оказание экстренной медицинской помощи в столице на качественно новый уровень и помогать еще большему количеству людей.
Как происходит набор кадров в новые флагманские центры
Для работы в новых флагманских центрах городских больниц требуются самые профессиональные сотрудники. Идет набор на 2000 вакансий по 30 специальностям — от терапевтов и неврологов до кардиологов и нейрохирургов. Также нужен и средний медицинский, и административный персонал. Желающие могут подать заявку на сайте командапервых.москва. Кандидатов ждет конкурсный отбор в несколько этапов. Кроме того, будущие сотрудники пройдут оценку профессиональных компетенций и обучение в рамках уникальной образовательной программы в Кадровом центре Департамента здравоохранения Москвы. В частности, изучат и отработают специально созданные для флагманских центров алгоритмы оказания медицинской помощи. Более подробно узнать о наборе сотрудников и их подготовке можно в материале «Кадры решают. Как в Москве повышают квалификацию врачей».
«Работа над кадровым составом флагманских центров городских больниц началась около года назад. Был сформулирован новый стандарт оказания неотложной медицинской помощи, разработаны критерии отбора персонала. Далее большим коллективом московского здравоохранения на базе Кадрового центра столичного Депздрава были созданы оценочные процедуры и учебные материалы. Врачи и медицинские сестры со всей страны проходили отбор и обучение в нашей больнице. Часть персонала — это сотрудники больницы им. В. В. Вересаева, которые также прошли обучение в Кадровом центре по специальным программам. Я вижу слаженный коллектив с горящими глазами, желанием помогать пациентам и умением пользоваться огромным техническим потенциалом нашего корпуса. Уверен, что у нас все получится!» — рассказал Сергей Белышев, заместитель по экстренной помощи ГКБ В. В. Вересаева, руководитель флагманского центра.
Видео Zoomer News: виртуальная клиника, AR-обследование и операция от зумер-врача в стенах XR-Clinic
Часть статьи не может быть отображена, пожалуйста, откройте полную версию статьи.