Вадим Ковалев, Ассоциация менеджеров: Имея возможность что-то изменить, человек чувствует себя счастливым
Зачем бизнесу тратить энергию, деньги, время на корпоративное волонтерство? Прибыли-то от него нет.
Прибыли нет, но выгода есть. Для бизнеса это в первую очередь кадровый потенциал. Благодаря программам корпоративного волонтерства бизнес может отобрать самых талантливых, ярких, активных, лояльных.
Вовлеченность и лояльность сотрудников — основа процветания и успеха компании. Например, в ретейл или рестораны быстрого питания молодые ребята приходят с идеей поработать несколько месяцев, заработать на телефон или отпуск и свалить благополучно. Для бизнеса это издержки: оформление нового человека, его обучение, тем более что в первые месяцы после выхода на новую должность человек не работает со стопроцентной эффективностью — ему надо присмотреться, понять процессы, наладить контакт с коллегами. В этом смысле корпоративное волонтерство — идеальный драйвер.
Представьте, пришел человек в компанию, он никого не знает, его никто не знает. Но он поехал в субботу со всем коллективом в детский дом, там все перезнакомились — и в понедельник рабочие вопросы решаются гораздо эффективнее, потому что люди уже знают нового сотрудника и доверяют ему.
Если говорить про PR и маркетинг — сейчас мы живем в то время, когда никто не доверяет прямой рекламе. Но если люди, живущие в городе, постоянно видят волонтеров в мерче компании, которые строят экотропы или делают другие добрые дела, конечно, это сказывается на узнаваемости бренда.
Плюс вовлеченные в волонтерское движение сотрудники становятся в своих соцсетях своего рода амбассадорами компании. Охваты их аккаунтов меньше, чем у традиционных селебрити, но постам этих ребят доверяют больше.
Третье — GR-эффект. Корпоративное волонтерство — хороший формат для обсуждения каких-то проектов с чиновниками, потому что в этом случае они видят бизнес как полноценного партнера и помощника по развитию территории. Это помогает решать и задачи бизнеса.
И еще инвестиции в развитие персонала, проведение акций и корпоративный мерч требуют относительно небольших ресурсов. Так что корпоративное волонтерство дешевле классического спонсорства.
В России корпоративное волонтерство — новое явление?
Традиция социальной помощи и участия сотрудников компаний существовала еще до большевистского переворота. На многих крупных предприятиях и мануфактурах был организован сбор помощи. Понятно, что это было связано больше с религиозной позицией и с традициями промышленников, многие из которых были староверами, но тем не менее сотрудники собирали пожертвования и, говоря современным языком, участвовали в акциях по благоустройству города, были различные социальные проекты в той форме, которую диктовало время.
В советские годы в комсомольской организации и в профсоюзном движении было много программ, которые по форме можно назвать чистейшим корпоративным волонтерством. Например, у всех крупных предприятий были подшефные дома ребенка, дома престарелых, все работали с ветеранами, в городах проводились регулярные субботники.
Другой момент, что во многих предприятиях все сводилось к каким-то формальностям. Стали появляться поговорки типа «работать от забора до обеда», и сложился негативный стереотип о субботнике. Но во многих местах это были серьезные, правильные усилия.
Что дает корпоративное волонтерство сотрудникам? Почему они им занимаются?
Выделяют четыре основные типа мотивации. Прежде всего это, конечно, альтруизм. Слава богу, мир и наша страна не без добрых людей. Те же донорские акции, например: по нашему законодательству даже на добровольной донорской акции тебе обязаны выплатить компенсацию за питание. На большинстве предприятий рядом с местом, где сотрудники станции переливания крови выдают компенсацию, ставится charity box, и 95% доноров кладут эти деньги сразу в него.
Второй тип — то, о чем я уже сказал, — социализация. Ты пришел на работу, в цеху несколько тысяч человек, даже своего начальника цеха ты видишь не каждый день. А во время субботника — знакомишься и с руководителями, и с сотрудниками других подразделений.
Кроме того, это возможность роста для сотрудников. Корпоративное волонтерство хорошо прокачивает софт-скиллы, получше многих тренингов. Чтобы просто организовать поездку в тот же детский дом, надо собрать коллег, договориться с начальником, договориться с детским домом, договориться с партнерами, все закупить. Потом надо за это отчитаться, выложить фотографии, контент запилить...
Четвертое — возможность проявить себя. Корпоративные волонтеры на хорошем счету и во многих больших компаниях они получают разные приятные вещи: мерч, билеты в театр, грамоты, благодарности, возможность съездить на какой-то форум, попасть на какую-то образовательную программу. Корпоративные волонтеры — актив компании. Если что-то происходит — они первые, и если распределяются какие-то блага, они тоже первые, что логично.
Нет ли риска, что корпоративное волонтерство скатится в такую же профанацию, как комсомольские субботники, о которых вы упоминали?
Где-то такие случаи есть, но это скорее исключение: если «согнать» людей против их воли, через час они благополучно разбегутся и на следующее мероприятие под разными предлогами не пойдут.
При этом я видел огромное количество людей, которые идут на волонтерские мероприятия охотно и с радостью. Кстати, из корпоративных волонтеров получаются отличные муниципальные депутаты.
Какой процент сотрудников компании занимается корпоративным волонтерством?
Зависит от компании, но примерно до 15%. Есть люди, которых ни за что не заставишь этим заниматься. Но это и не нужно. Добро должно быть без кулаков, оно должно органично проникать в общественную жизнь.
Важно выстроить систему работы по принципу волонтерского «кафе с широким меню». Не все хотят на субботник, но есть помощь престарелым, помощь в хосписах... Если все не нравится, можно поддержать трудовым рублем. У компаний часто есть корпоративная программа сотрудничества с проверенным фондом.
Еще есть практика профессионального волонтерства, которая постепенно развивается и в нашей стране. Многие НКО цифровизуются и создают свои CRM-системы при помощи как раз таких pro bono волонтеров.
А какие направления и формы корпоративного волонтерства самые привлекательные для сотрудников?
Самый масштабный — так называемое волонтерство руками: это съездить в детский дом, посадить дерево...
Волонтерство, основанное на навыках (skill based), эффективнее, но встречается реже. Например, у меня есть автомобиль, но я не профессиональный водитель. В субботу я не иду сажать деревья, а еду в аэропорт и встречаю ребенка с мамой, которых надо отвезти в больницу, просто потому, что я умею водить. Или, например, я не профессиональный журналист, но могу писать годные посты в социальные сети фонда.
Третий формат — профессиональное волонтерство, которое может быть до 300 раз эффективнее, чем волонтерство руками. Например, я бухгалтер и беру отчетность фонда, насколько могу, проверяю и оптимизирую ее. Но, например, сотрудникам металлургических компаний в таком формате сложно что-то сделать. А вот поработать не в цеху, а на свежем воздухе: например, построить экотропу — такое они очень любят.
Насколько вообще развито корпоративное волонтерство в России?
Оно у нас сейчас находится в периоде масштабирования. Главные работодатели корпоративное волонтерство восприняли, и во всем крупняке есть свои волонтерские программы.
На уровне государства корпоративное волонтерство уже не нуждается в дополнительной поддержке и продвижении, потому что и там понимают его важность. Оно закреплено в плане развития, утвержденном правительством, и как институт состоялось.
Главный момент, в котором мы отстаем от Запада, от Северной Америки, — масштабирование. Сегодня в России всего 150–200 компаний с программами корпоративного волонтерства. До сих пор сохраняется стереотип, что волонтерство — это только для крупного бизнеса. Хотя и средний, и малый бизнес могут найти для себя комфортные форматы участия в волонтерской деятельности.
Например?
Обычно это прямая помощь или что-то pro bono. Например, есть небольшое маркетинговое агентство «ПрессКорп». Его руководитель увидел у меня пост о том, что мы готовим круглый стол по онлайн-мошенничеству. Рассказал, что мошенники развели его бабушку, и предложил на волонтерских началах сверстать брошюру-памятку. Мы вместе сделали отличный продукт, который теперь распространяем в центрах соцобслуживания. Если мы им хотя бы одного старика уберегли от преступников, это уже хорошо. И так же во всем. Есть у тебя небольшой торговый центр — поставь там charity box, люди будут тебя хвалить, и для кармы тоже полезно.
Мне кажется, это требует высокого уровня осознанности и «взрослости» от людей.
И еще это требует примеров. В нашем обществе, к сожалению, очень мало ролевых моделей волонтерства. Меня иногда спрашивают: «Кто из великих наших бизнесменов участвует в таких историях?» Я теряюсь. Да, у великих есть благотворительные фонды, но это немного другое. Активной позиции я, если честно, у людей из списка Forbes не вижу.
Почему так?
Много причин, отчасти это связано с укоренившимся мнением, что «не стоит высовываться», да и в целом велико число тех, кто считает, что хорошими делами не надо хвалиться. Хотя есть огромное количество исследований: если ты говоришь о своем участии в жизни некоммерческой организации, то твой ближний круг общения с гораздо большей вероятностью вовлечется и поможет тоже.
Как выглядит идеальная Россия в части корпоративного волонтерства?
Это страна, где большая часть сотрудников участвует в волонтерских мероприятиях и акциях.
Тут может возникнуть вопрос: а кого считать волонтером? Если я бабушку через дорогу один раз в год перевел — я волонтер? На Западе эту проблему решают так: они считают, сколько часов в год человек посвятил социальному служению. Для статуса волонтера надо минимум 50 часов (примерно четыре часа в месяц).
Корпоративные волонтеры при правильном их вовлечении в решение каких-то задач — это, конечно, потрясающая сила. Не хочу слово «ресурс» использовать, «сила» — точнее. Первый раз мощь корпоративного волонтерства я увидел в Крымске десять лет назад, когда там случилось наводнение: представители бизнеса очень быстро собрали и помогли перевезти большое количество гуманитарного груза. Мы действительно можем многим помогать и многое менять. Очень хочется, чтобы в нашей стране волонтеров было много. Чтобы это стало нормой и наконец-то исчез вопрос, который задают всем волонтерам: «На фига тебе это надо?» Надо сказать, что подвижки в нашем обществе огромные.
В 1990-е годы, понятно, все были заняты выживанием, но в 2000-е общество, конечно, стало меняться. Вехой стал 2010 год: пожары в Центральной России всколыхнули общество, и тогда люди очень много помогали пострадавшим. Потом 2012 год — наводнение в Крымске. Параллельно шли большие государственные мероприятия — чемпионат мира и Олимпийские игры. Это продвигало волонтерство в молодежной среде. А те, кто был волонтерами в 2014 году, сейчас уже на средней позиции в компании и помогают развивать корпоративное волонтерство у себя.
Учитывая, что сейчас мы на дне демографической ямы, и массовый отъезд активных пассионариев — конкуренция за таланты обострится многократно. Наличие корпоративной волонтерской программы не меньше, чем ДМС, мотивирует человека к выбору организации как своего работодателя. Для молодых современных людей, особенно в крупных городах, это абсолютная норма — помогать. Раздельный сбор, отказ от лишней упаковки, от лишних вещей... Такие ребята удивляются, когда приходят в новую компанию: «Вы что, даже крышечки не собираете в офисе?» Идут к начальнику и пробивают эти темы. Так что сейчас у нас уровень волонтерства естественным образом растет.
Какие примеры корпоративного волонтерства вдохновляют лично вас?
В Мончегорске Мурманской области работает Кольская ГМК «Норильского никеля». Волонтеры компании своими руками построили в городе несколько потрясающих объектов, условно говоря, «мини-Зарядье», и сделали «Дом волонтера» как место для встреч, игр, обучения.
Огромное количество таких историй, слава богу. Сейчас, понятно, времена очень сложные. Волонтеры много помогают семьям мобилизованных. Хотелось бы, конечно, чтобы было меньше поводов для такого массового общественного героизма и жертвования, но тут уж, как говорится, не наш мандат.
Какие минусы у корпоративного волонтерства?
Вероятность выгорания. Бывает так, что люди, встречаясь с человеческой болью, этого не выдерживают. Или человек берет на себя очень много ответственности, очень много проектов, а у него дома семья, бытовые проблемы, и его на все не хватает.
Это вызов как раз для организатора волонтерских программ — надо контролировать нагрузку сотрудников, постоянно брать обратную связь и корректировать происходящее. Заниматься этим надо с умом, анализируя опыт других компаний.
При этом, конечно, огромный плюс корпоративного волонтерства в том, что человек, имея возможность что-то изменить, чувствует себя абсолютно счастливым. Когда смотришь новости, порой опускаются руки, но больные в больницах остаются, дети, увы, продолжают болеть, надо им по-прежнему помогать, и это дает некую внутреннюю силу все пережить и сконцентрироваться на помощи людям.
Поделиться опытом как раз поможет предстоящий форум.
Да. Когда он начинался, 11 лет назад, собралось, наверное, порядка 40 человек. Сейчас уже 600 человек и больше 200 компаний. Это хорошо показывает зрелость российского бизнеса.
При этом у нашего волонтерства есть, конечно, интересная особенность: нам бы все масштабно и коллективно. «Эй, все вместе объединимся, построим экотропу!» На Западе же любимый формат волонтерства — отправить менеджера куда-нибудь в Африку или в Азию, он там с селянами живет в очень скромных условиях, помогает им выращивать рис, используя какой-то свой опыт, и спустя месяц он возвращается в офис, где есть свет, горячий кофе, и радуется этому неимоверно.
Какие сложности и ошибки совершают компании при создании своих корпоративных программ волонтерства?
Когда пытаются начать это сильно формализовывать и заставлять волонтерить. Люди это чувствуют и от этого бегут. Еще бывает, что не дают выбора сотрудникам. Например, собственник компании обожает теннис и считает, что все сотрудники его компании должны развивать этот вид спорта. У тех, кто не горит теннисом, это вызывает отторжение.
Необходимы ли какие-то изменения на законодательном уровне для лучшей организации корпоративного волонтерства?
Нас коллеги из органов власти часто спрашивают, чем помочь. Традиционный корпоративный ответ — information and recognition, информирование и признание: PR-поддержка и благодарность со стороны государства для владельцев, собственников, акционеров и т. д., чтобы начальство понимало, что усилия бизнеса не напрасны, они нужны, ресурсы расходуются в правильном направлении и надо всячески продолжать этим заниматься.
Но, в целом, все зависит от компании. Кстати, у нас, как и на Западе, во многих компаниях есть практика одного, двух, трех оплачиваемых дней в течение года на волонтерство. В коллективе должен найтись человек, который станет лидером и будет продвигать тему корпоративного волонтерства, будет постоянно говорить начальству: «Слушайте, за речкой у завода пять волонтерских акций в год, а у нас — одна. Почему так?» Или: «Вот у нас есть активный волонтер, а его начальник цеха не отпускает, хотя он там хорошо работает. Помогите». Согласитесь, для этого помощь власти не нужна.
С чего начать компании создавать свою программу корпоративного волонтерства?
Важно не пытаться создать движение корпоративного волонтерства каким-то исключительно управленческим решением. Это вряд ли возможно, таких случаев я не знаю. Просто изучите своих сотрудников. Среди них уже есть волонтеры, те, кто помогает кому-то у себя в районе. Найдите их и немного поддержите движение — назовите его правильно, дайте какие-то небольшие бенефиты людям, и движение обязательно пойдет в гору, и люди сделают для вашего бизнеса очень много полезного. Начинать следует с простых и всем понятных событий — сбора подарков, донорских акций.
Сейчас, когда мы все находимся в стрессовом состоянии, для многих волонтерство — это спасение, возможность просто сохранить адекватное восприятие жизни и чувствовать себя нормальным человеком.
Беседовал Иван Сурвилло