Умер Жан-Люк Годар. Вспоминаем 7 фильмов основоположника «новой волны»
Французская «новая волна»
13 сентября умер франко-швейцарский режиссер Жан-Люк Годар. Его называют одним из основоположников французской «новой волны». Имя Годара стоит рядом с такими режиссерами, как Франсуа Трюффо, Жак Риветт, Эрик Ромер, Клод Шаброль. Эстетика и концептуальность фильмов французской «новой волны» отличалась тем, что кинодеятели намеренно отказывались от восприятия фильма как продукта киноиндустрии и настаивали на понимании его как выражения идеи творца — режиссера. Кинокритик Владимир Лукин писал, что «новая волна» вывела французское кино «из душных павильонов на улицу». Это течение в том числе повлияло на формирование «нового Голливуда» и таких режиссеров, как Стэнли Кубрик, Фрэнсис Форд Коппола, Мартин Скорсезе, Вуди Аллен. Точкой отсчета «новой волны» считают 1959 год, когда на Каннском фестивале показали фильм Алена Рене «Хиросима, моя любовь» и фильм Франсуа Трюффо «400 ударов». Через год появился еще один революционный фильм — «На последнем дыхании» Жан-Люка Годара.
Часть статьи не может быть отображена, пожалуйста, откройте полную версию статьи.
«На последнем дыхании», 1960
Дебютный фильм режиссера. Главный герой Мишель Пуакар, роль которого исполнил Жан-Поль Бельмондо, зарабатывает на жизнь кражей дорогих машин, особо не беспокоясь о последствиях. Однажды, чтобы избежать допроса, он убивает полицейского — и в его жизни начинаются неприятности. В основе сюжета — реальная история мелкого преступника, угнавшего автомобиль и застрелившего полицейского. В 1952 году история этого преступления облетела все французские бульварные газеты. Годар снимал фильм без сценария: все диалоги режиссер писал ночью перед утренней сменой и переписывал их во время репетиций.
Часть статьи не может быть отображена, пожалуйста, откройте полную версию статьи.
«Банда аутсайдеров», 1964
Этот фильм Жан-Люк Годар снял за 25 дней. Режиссер описывал картину так: «Алиса в Стране чудес встречает Франца Кафку». По сюжету фильма студентка Одиль Моно знакомится сначала с хулиганом Артуром, а затем с его другом — интеллектуалом Францем. Все трое пытаются ограбить виллу тети Моно: девушка рассказала, что там спрятано много денег. В одной из сцен герои фильма решили побить рекорд американского туриста, который обошел залы Лувра за 9 минут 45 секунд. Они пробежали по музею на две секунды быстрее американца. Этот эпизод Бернардо Бертолуччи процитировал в своем фильме «Мечтатели» (2003).
Часть статьи не может быть отображена, пожалуйста, откройте полную версию статьи.
«Безумный Пьеро», 1965
Картину считают продолжением первой работы режиссера. Это «На последнем дыхании», действие которого происходит в альтернативной реальности. Годар как будто отвечает на вопрос, что случилось бы с Мишелем Пуакаром, если бы он остепенился и повзрослел. По сюжету герой Жан-Поля Бельмондо бросает семью ради молодой девушки, из-за которой связывается с мафией. Название фильма отсылает к знаменитому налетчику Пьеро Лутрелю из «Банды ситроенов», которого также называли «Пьеро Чокнутым».
Часть статьи не может быть отображена, пожалуйста, откройте полную версию статьи.
«Мужское — женское», 1966
Париж 1960-х. Многие люди все еще верят в коммунизм и не считают, что в какой-то момент капитализм должен все-таки победить: в фильме Годар дает приверженцам нового строя свое название — «дети Маркса и кока-колы». Его герой, только что вернувшийся из армии Поль, начинает встречаться с девушкой по имени Мадлен, которая пытается построить карьеру поп-звезды. Поль увлекается политической деятельностью и начинает протестовать против капитализма и войны во Вьетнаме. Годар смонтировал фильм на контрастах — сцены с диалогами героев периодически прерываются кадрами насилия и звуками выстрелов, которые не имеют отношения к сюжету.
Часть статьи не может быть отображена, пожалуйста, откройте полную версию статьи.
«Китаянка», 1967
Считается, что эта картина предвосхитила студенческие восстания 1968 года. Герои Годара увлекаются революционными идеями и философией. По сюжету несколько французских студентов изучают жизнь Великого Кормчего Мао и влияние теории маоизма на мир. В это время в реальности в Китае развернулась «культурная революция». В 1960-е Мао Цзэдун хотел создать «нового человека», свободного от «господства социума». Чтобы этого добиться, политический лидер призывал свергнуть все старое: идеи, обычаи, культуру и привычки. За основу «Китаянки» Годар взял вольную трактовку «Бесов» Федора Достоевского: «долой стариков» писателя в фильме превращается в «долой кино стариков» — манифест «новой волны».
Часть статьи не может быть отображена, пожалуйста, откройте полную версию статьи.
«Фильм-социализм», 2010
«Фильм-социализм» получил противоречивые отзывы. Британский кинокритик Марк Кермод, посетивший показ на Каннском фестивале, говорил, что это был худший фильм. В то же время критик из Chicago Tribune дал «Социализму» три звезды из четырех, сказав: «Те, кто понимает чувство юмора Годара, посчитают фильм неуловимой провокацией».
Действие картины происходит на круизном лайнере посреди Средиземного моря, где встречаются люди разных национальностей и разного социального статуса: московский милиционер, военный преступник, французский философ, американская певица, посол Палестины и бывший двойной агент. Фильм делится на три части: «Такие вещи» — на лайнере, «Наша Европа» — на автозаправочной станции и «Гуманитарные науки» — путешествие через Египет, Палестину, Одессу, Грецию, Неаполь и Барселону.
Часть статьи не может быть отображена, пожалуйста, откройте полную версию статьи.
«Книга образов», 2018
Авангардное видеоэссе посвящено изображению войны в кинематографе. Оно состоит из серии фильмов, картин и музыкальных произведений, связанных вместе единым повествованием, — в какой-то момент звучит даже голос Владимира Высоцкого, исполняющего песню «Идет охота на волков». В своей работе режиссер рассматривает историю кинематографа, ответственность кинематографистов за то, что они показывают и как выстраивают «неадекватную картину “арабского мира”», которая выражается в недостатке кинообразов Востока.
Специально к премьере картины на Каннском фестивале инициировали специальный приз — «Особую пальмовую ветвь», которая вручалась впервые.
Подготовила Дарья Масленко