Французская «новая волна» 

13 сентября умер франко-швейцарский режиссер Жан-Люк Годар. Его называют одним из основоположников французской «новой волны». Имя Годара стоит рядом с такими режиссерами, как Франсуа Трюффо, Жак Риветт, Эрик Ромер, Клод Шаброль. Эстетика и концептуальность фильмов французской «новой волны» отличалась тем, что кинодеятели намеренно отказывались от восприятия фильма как продукта киноиндустрии и настаивали на понимании его как выражения идеи творца — режиссера. Кинокритик Владимир Лукин писал, что «новая волна» вывела французское кино «из душных павильонов на улицу». Это течение в том числе повлияло на формирование «нового Голливуда» и таких режиссеров, как Стэнли Кубрик, Фрэнсис Форд Коппола, Мартин Скорсезе, Вуди Аллен. Точкой отсчета «новой волны» считают 1959 год, когда на Каннском фестивале показали фильм Алена Рене «Хиросима, моя любовь» и фильм Франсуа Трюффо «400 ударов». Через год появился еще один революционный фильм — «На последнем дыхании» Жан-Люка Годара.

«На последнем дыхании», 1960  

Дебютный фильм режиссера. Главный герой Мишель Пуакар, роль которого исполнил Жан-Поль Бельмондо, зарабатывает на жизнь кражей дорогих машин, особо не беспокоясь о последствиях. Однажды, чтобы избежать допроса, он убивает полицейского — и в его жизни начинаются неприятности. В основе сюжета — реальная история мелкого преступника, угнавшего автомобиль и застрелившего полицейского. В 1952 году история этого преступления облетела все французские бульварные газеты. Годар снимал фильм без сценария: все диалоги режиссер писал ночью перед утренней сменой и переписывал их во время репетиций.

«Банда аутсайдеров», 1964 

Этот фильм Жан-Люк Годар снял за 25 дней. Режиссер описывал картину так: «Алиса в Стране чудес встречает Франца Кафку». По сюжету фильма студентка Одиль Моно знакомится сначала с хулиганом Артуром, а затем с его другом — интеллектуалом Францем. Все трое пытаются ограбить виллу тети Моно: девушка рассказала, что там спрятано много денег. В одной из сцен герои фильма решили побить рекорд американского туриста, который обошел залы Лувра за 9 минут 45 секунд. Они пробежали по музею на две секунды быстрее американца. Этот эпизод Бернардо Бертолуччи процитировал в своем фильме «Мечтатели» (2003).

«Безумный Пьеро», 1965

Картину считают продолжением первой работы режиссера. Это «На последнем дыхании», действие которого происходит в альтернативной реальности. Годар как будто отвечает на вопрос, что случилось бы с Мишелем Пуакаром, если бы он остепенился и повзрослел. По сюжету герой Жан-Поля Бельмондо бросает семью ради молодой девушки, из-за которой связывается с мафией. Название фильма отсылает к знаменитому налетчику Пьеро Лутрелю из «Банды ситроенов», которого также называли «Пьеро Чокнутым».

«Мужское — женское», 1966

Париж 1960-х. Многие люди все еще верят в коммунизм и не считают, что в какой-то момент капитализм должен все-таки победить: в фильме Годар дает приверженцам нового строя свое название — «дети Маркса и кока-колы». Его герой, только что вернувшийся из армии Поль, начинает встречаться с девушкой по имени Мадлен, которая пытается построить карьеру поп-звезды. Поль увлекается политической деятельностью и начинает протестовать против капитализма и войны во Вьетнаме. Годар смонтировал фильм на контрастах — сцены с диалогами героев периодически прерываются кадрами насилия и звуками выстрелов, которые не имеют отношения к сюжету.

«Китаянка», 1967

Считается, что эта картина предвосхитила студенческие восстания 1968 года. Герои Годара увлекаются революционными идеями и философией. По сюжету несколько французских студентов изучают жизнь Великого Кормчего Мао и влияние теории маоизма на мир. В это время в реальности в Китае развернулась «культурная революция». В 1960-е Мао Цзэдун хотел создать «нового человека», свободного от «господства социума». Чтобы этого добиться, политический лидер призывал свергнуть все старое: идеи, обычаи, культуру и привычки. За основу «Китаянки» Годар взял вольную трактовку «Бесов» Федора Достоевского: «долой стариков» писателя в фильме превращается в «долой кино стариков» — манифест «новой волны».

«Фильм-социализм», 2010

«Фильм-социализм» получил противоречивые отзывы. Британский кинокритик Марк Кермод, посетивший показ на Каннском фестивале, говорил, что это был худший фильм. В то же время критик из Chicago Tribune дал «Социализму» три звезды из четырех, сказав: «Те, кто понимает чувство юмора Годара, посчитают фильм неуловимой провокацией». 

Действие картины происходит на круизном лайнере посреди Средиземного моря, где встречаются люди разных национальностей и разного социального статуса: московский милиционер, военный преступник, французский философ, американская певица, посол Палестины и бывший двойной агент. Фильм делится на три части: «Такие вещи» — на лайнере, «Наша Европа» — на автозаправочной станции и «Гуманитарные науки» — путешествие через Египет, Палестину, Одессу, Грецию, Неаполь и Барселону.

«Книга образов», 2018

Авангардное видеоэссе посвящено изображению войны в кинематографе. Оно состоит из серии фильмов, картин и музыкальных произведений, связанных вместе единым повествованием, — в какой-то момент звучит даже голос Владимира Высоцкого, исполняющего песню «Идет охота на волков». В своей работе режиссер рассматривает историю кинематографа, ответственность кинематографистов за то, что они показывают и как выстраивают «неадекватную картину “арабского мира”», которая выражается в недостатке кинообразов Востока. 

Специально к премьере картины на Каннском фестивале инициировали специальный приз — «Особую пальмовую ветвь», которая вручалась впервые. 

Подготовила Дарья Масленко