Борис Джонсон уходит в отставку. Почему это случилось и чем запомнится премьер-министр Великобритании
Борис Джонсон уходит с постов премьер-министра Великобритании и главы Консервативной партии
О своем решении он объявил в обращении к нации 7 июля. Джонсон назвал свою работу «лучшей в мире» и заявил, что продолжит исполнять обязанности премьера, пока не будет избран новый лидер.
За последние три дня посты в правительстве Великобритании оставили более 50 человек: это главы министерств и ведомств, а также парламентские секретари (они формально не считаются членами правительства, но участвуют в его работе).
Волна отставок в правительстве началась 5 июля
Первыми о своем уходе заявили министр здравоохранения Саджид Джавид и канцлер казначейства Риши Сунак. Это произошло из-за секс-скандала с участием заместителя главного организатора Консервативной партии в палате общин Криса Пинчера, которого на эту должность назначил Джонсон.
В конце июня стало известно, что летом 2022-го 52-летний Пинчер в состоянии алкогольного опьянения приставал к двум мужчинам в одном из элитных консерваторских клубов Лондона «Карлтон». Разбираясь в обстоятельствах дела, журналисты британских СМИ выяснили, что в 2019-м консерватор уже был фигурантом парламентского расследования о домогательствах, а Борис Джонсон, зная об этом, назначил его на высокую правительственную должность.
После публикаций в прессе премьер-министр извинился перед избирателями
«Если бы я мог повернуть время вспять, я бы пересмотрел это [назначение] и признал бы, что он [Пинчер] не собирается извлекать уроки и меняться. Я сожалею о произошедшем», — заявил он.
Несмотря на это, отставки премьера требовали высокопоставленные члены кабмина, писательница Джоан Роулинг и многие другие. В британском правительстве были и сторонники Джонсона. Его поддерживали в том числе заместитель Доминик Рааб и глава министерства культуры и спорта Надин Доррис.
7 июля, когда появились первые сообщения о возможной отставке премьера, британская газета The Guardian написала: «Консервативная партия должна принести этой стране извинения и покаяться, что навязала нам человека, настолько непригодного для этой работы. <...> Это прощание с худшим премьер-министром, которого когда-либо знал любой из нас, и, честно говоря, скатертью ему дорога. Он поставил эту страну на колени». Колонки с подобными заявлениями вышли и в других британских изданиях, в том числе Independent, Times и Observer.
История назначения Криса Пинчера — не первый серьезный скандал, связанный с именем Бориса Джонсона
2021-й начался для Джонсона со «скандального ремонта» на Даунинг-стрит, 10. В прессе появилась информация о том, что ремонт стоимостью 200 000 фунтов стерлингов оплачивают некие «спонсоры» Консервативной партии. Британская избирательная комиссия провела проверку, по итогам которой партию оштрафовали за нарушение правил политических пожертвований, а премьер-министру вынесли предупреждение за «неосмотрительное поведение».
В ноябре этого же года Парламентский комитет по этике обвинил однопартийца Джонсона Оуэна Патерсона в нарушении правил лоббизма (консерватор выступал за снижение налогов для Randox за взятку) и предложил временно отозвать у него мандат. Вместо этого премьер-министр, не желая проводить на важном для консерваторов участке Патерсона перевыборы, реформировал сам комитет по этике, взяв на себя контроль за его работой.
В конце 2021 года выяснилось, что во время жесткого общенационального локдауна в правительственном здании на Даунинг-стрит проходили вечеринки, которые посещал и сам премьер. В январе 2022-го ему пришлось извиняться за это сначала перед парламентом, а потом и перед согражданами. «Я знаю, что миллионы людей по всей стране шли на невероятные жертвы в последние 18 месяцев. Я знаю, через что им пришлось пройти: люди не могли оплакивать своих родных, жить так, как им хочется, и заниматься любимым делом», — сказал тогда Джонсон.
7 июня из-за «ковидных вечеринок» премьер-министра попытались сместить с должности премьера и с поста лидера Консервативной партии. За проголосовало больше 40% его однопартийцев. Вотум недоверия объявлен не был.
Критики Джонсона ругали его за нерасторопность и неряшливость, но при этом признавали, что премьер-министра из раза в раз спасает его «личный бренд»: Джонсону удалось создать образ «своего парня», который в сочетании с «невероятной эксцентричностью» был привлекательным для избирателей. На этот раз, пишут британские СМИ, имиджа оказалось недостаточно.
Подготовила Кристина Боровикова