Задание на лето. Чем заняться взрослым и детям в ближайшие месяцы
В моем кругу довольно много людей, которые работают с детьми и руководят детскими клубами, ведут кружки (в настоящее, летнее время — лагерные смены), связанные с биологией, в Москве и в Петербурге, а также в их окрестностях. И все эти люди разными словами рассказывают о своих нынешних подопечных приблизительно одно и то же. Суть их рассказа вот в чем: современные городские дети и раньше-то не особо умели обращаться с живой природой, потому что росли в основном в квартирах, в школе и в кружках, а гуляли сначала (пока маленькие) на пластиково-резиново-металлических детских площадках, которые наполняют разнообразные неестественно раскрашенные конструкции без острых углов, а потом (когда подрастали и становились относительно самостоятельными) в торговых центрах, физические характеристики которых — все тот же металл и пластик, плюс совершенно неестественный свет и довольно часто — непрерывно звучащая музыка. Все за пределами вышеописанного воспринималось родителями, а вслед за ними и самими детьми, как «пыль-грязь-укусит-не трогай-брось бяку». А уж после того, как все почти два года просидели на карантине (нет торговых центров, нет кружков, ограничены площадки), дети, особенно самые маленькие, превратились в «урбанистических маугли».
Они совершенно не чувствуют и не понимают живого. Боятся сесть и иногда даже просто зайти в траву, аккуратно трогают пальчиком кору дерева, не отличают дуба от вяза, воробья от зяблика, стрекозу от бабочки, не умеют разворачивать внутренность травинки и свистеть ею и акациевым стручком. Боятся нюхать цветы, боятся пауков, комаров и вообще любых букашек. Боятся испачкать руки в земле, в траве и чем-то заразиться. Не понимают, что в городском парке не могут водиться волки. Не знают назначения скворечников и не понимают, откуда они берутся. Абсолютно не представляют себе, каких птиц и животных из числа встречающихся в городе и окрестностях чем можно и чем категорически нельзя кормить. Не имеют никаких достоверных знаний о реальных зоонозах и реальной гигиене, то есть кто на самом деле и чем опасен и от каких животных и птиц чем и как можно заразиться.
Одна из моих приятельниц, как и я, биолог по образованию, сказала об этом так: «Как будто их вырастили в пробирке и держали в большой круглой чашке Петри с питательным однородным субстратом и круглосуточным доступом в интернет». Думаю, она преувеличивает, но есть в ее словах и доля правды.
В этом материале я призываю всех родителей не упустить нынешнее лето для постковидной (и не только) реабилитации своих детей. Особенно, конечно, речь здесь идет о маленьких детях — дошкольниках и младших школьниках, которые все еще находятся «на орбите» родителей и других значимых взрослых.
Идите с ребенком в поля. В поля в прямом и в переносном смысле. Поле, сад, парк, лес, пруд, холм, озеро, берег моря, литораль на океане или лужайка перед домиком в садоводстве — все равно куда. Везде можно одинаково успешно решать задачу реабилитации и адаптации, а также развития и обогащения ребенка знаниями и чувствованиями в природном ландшафте.
Для затравки я, как бывший юннат и бывший биолог, могу предложить родителям, а также бабушкам и дедушкам, желающим, но не знающим с чего начать, несколько конкретных действий.
- Сходите с ребенком (или несколькими детьми) на ближайший луг и перечислите все дикие цветы, которые там сейчас цветут. Составьте список. На следующий день посылаете чадо искать названный вами цветок (рвать их необязательно, можно просто позвать вас посмотреть), отмечаете найденные. И так пока ребенок все не запомнит. Это можно повторять каждые десять дней — цвести будет разное. Если вы сами ничего не знаете, можно воспользоваться одним из способов определения, которые с высокой достоверностью «угадывают» растение по фотографии.
- Переверните камень или вросший в землю кирпич. Оттуда будут разбегаться и уползать всякие букашки. Поименуйте их для ребенка, расскажите про их жизнь, определите, к какому типу они относятся — кто к кольчатым червям, кто к паукам, кто к насекомым. Не забудьте положить камень на место. Потом дети сами не раз повторят это и расскажут другим.
- Составьте с ребенком альбом-гербарий из листьев деревьев, которые растут в вашей округе. Ребенок, который по листьям умеет определять тип дерева, на много лет вперед не только чувствует себя увереннее в мире (деревья все-таки очень большие, а я знаю, как их зовут, и значит, немного «свой» для них), но и получает не одно, а сразу несколько социальных очков, и от взрослых и от сверстников — это реально важная компетенция.
- Идите на пруд, лучше с мостками. Полежите там с ребенком и понаблюдайте, кто и как там живет. Плавунцы, личинки стрекоз, ручейники и водомерки — их вы точно увидите. Расскажите ребенку про их жизнь. Можно взять сачок и банку. Только не забудьте выпустить всех обратно.
- Поймайте для ребенка несколько эффектных насекомых, например жужелицу, осу, сороконожку, навозную муху, кузнечика, несколько больших лесных муравьев (хорошо, если они будут из разных «каст»). Для начала это должен сделать именно взрослый, иначе ребенок повредит насекомых, а кто-то из них может и укусить его. Посадите их в просторные банки, закройте верх марлей. Понаблюдайте за ними, расскажите о них, обсудите, что ребенок увидел сам (у детей, как правило, зрение острее), попробуйте покормить — кузнечик и оса, и даже муравьи могут и поесть. Потом вместе с ребенком осторожно выпустите каждого туда, где взяли.
- Покажите ребенку личинок комаров, головастиков, личинок стрекозы, гусеницу и бабочку соответствующих видов — дайте прямо из природы понятие метаморфоза. При случае объясните, что старший брат не играет с ним и рычит именно потому, что прямо сейчас тоже проходит метаморфоз из ребенка во взрослого.
- Найдите большого паука и вместе понаблюдайте за тем, как он строит свою сеть.
- Если есть микроскоп (простенький цифровой стоит около двух тысяч, сопрягается с телефоном), покажите ребенку, как устроен лист крапивы, кто живет в капле воды, расскажите о клетках (хрестоматийная кожица лука).
- Поживите рядом с лесным муравейником или с гнездом земляных или каменных муравьев. Расскажите и покажите, как устроена их жизнь. Наверняка увидите воинов, строительство и как в солнечный день они носят куколок гулять. Посыпьте сахарный песок — муравьи очень забавно выстроят дорожку.
- Выньте лопатой кусок дерна с травой (потом верните на место, заодно посмотрите живущих с обратной стороны букашек), выкопайте яму и покажите ребенку, насколько тонкий слой живой жизни (особенно если вы живете на северо-западе, а не в черноземных регионах) и как быстро под ним начинается песок, глина или камень. Объясните про хрупкость этой пленки.
- Покажите годичные кольца на каком-нибудь свежем спиле (специально пилить дерево не надо!) и объясните ребенку, как по ним узнать о разных обстоятельствах жизни дерева.
- Рассмотрите кору на каком-нибудь старом дереве около озера со всеми ранами и прочим на ней. Укажите детям на следы деятельности людей, которые уродуют деревья для своего развлечения. Развивайте у детей эмпатию! Человек, жалеющий и чувствующий дерево, скорее всего, и все другое тоже умеет чувствовать и жалеть.
- Соберите с ребенком коллекцию интересных семян и атрибутируйте их. Весной сможете, если захотите, высадить.
- Полежите вместе ночью на сене в поле и посмотрите, как поворачивается звездный свод. Покажите ребенку Млечный Путь и назовите хотя бы пять созвездий и десяток самых ярких звезд. Помимо всего прочего, это тоже дает социальные очки среди сверстников.
И это только для начала. Наверняка именно вы с ребенком придумаете еще много всякого интересного. Не упустите лето!