Кто мы такие, чего мы хотим. Как сформировать психологический портрет подростка
В своих лекциях я регулярно упоминаю, что подростку, выходящему в жизнь из гнезда родной семьи, важно представлять собственный психологический портрет. Этим портретом его должна снабдить в основном семья. Устроить свою дальнейшую жизнь без его наличия молодому человеку достаточно затруднительно.
Когда родители спрашивают, что такое психологический портрет, я обычно привожу пару достаточно ярких примеров, а вот времени на обсуждение того, как он складывается, обычно не остается.
Поскольку вопрос этот задается достаточно часто, я решила рассказать об этом здесь.
Согласно теории российского психолога Выготского, в своем индивидуальном развитии ребенок сначала говорит другому: Дай! Уйди! Сядь! — и уже значительно позже осознает и произносит: я ухожу, я сижу, я даю тебе. В нашей теме это означает, что у ребенка нет и не может быть никакого внутреннего, заранее сформированного понимания, кто он такой и что он может. Ему предстоит сформировать это представление с помощью семьи (и других людей) в процессе своего индивидуального развития, осознать, что оно у него есть, и постичь все его характеристики для дальнейшего эффективного использования.
Основа этого представления закладывается в детстве и на исходе его должна быть самому человеку явлена в виде более-менее внятного и целостного психологического портрета. Складывается он при осознании ребенком (подростком) получаемой от мира обратной связи.
Для того чтобы все получилось, необходимы несколько условий:
1. Обратная связь должна поступать все время взросления ребенка, с самого раннего возраста: вот таким я тебя видела два года назад и таким вижу сейчас.
Примеры:
«Два года назад ты совсем не умел плавать, а сейчас легко переплываешь большой пруд». «Два года назад ты охотно помогал мне на огороде и на летней кухне собирать и резать салат на всю семью, а сейчас мне приходится тебя упрашивать даже просто нарвать укропа».
2. Обратная связь должна быть как положительной, так и отрицательной. Приблизительно в равной мере. Идея только хвалить ребенка или только ругать убийственна для формирования адекватного психологического портрета.
Примеры:
«Вот это у тебя, на мой взгляд, получается хорошо. Вот это — так себе. А вот это пока не получается совсем». «Ты — прекрасный рассказчик, мне очень часто интересно тебя слушать. Но меня и бабушку часто обижает то, что ты совсем не способен выслушать нас, когда мы что-то рассказываем тебе. То же самое обижает твою младшую сестру и, мне кажется, иногда — твоего друга Мишу, вот тогда, когда он обижается и молча от тебя уходит. Ему, быть может, нужно, чтобы ты не только говорил сам, но и выслушал его».
3. Обратная связь должна захватывать все сферы жизни и личности ребенка (подростка). Не только учебу, но также навыки, умения, личностные характеристики, физические возможности, характеристики нервной системы.
Пример:
«Я сейчас думаю, что ты — сангвино-флегматик, — вполне можно сказать одиннадцатилетнему предподростку. — Вот что это значит и вот как проявляется в повседневной жизни. Похоже на тебя? Как тебе кажется?
4. Обратная связь всегда должна быть подчеркнуто личной. И сразу учить ребенка эту «личностность» четко фиксировать и осознавать.
Примеры:
Это мне так про тебя кажется. Это бабушка видит у тебя вот этот список достоинств (недостатков). Это твой тренер фиксирует у тебя наличие вот таких возможностей. Это твои друзья из лагеря на десять дней считают тебя прикольным и смешным. А твои друзья из школы говорят, что иногда ты можешь быть хмурым и молчаливым, но неизменно — надежным, если кому-то из них понадобится твоя помощь.
5. Чем больше сфер, из которых поступает и обрабатывается обратная связь, тем объемней итоговый портрет. Семья, родственники, друзья, одноклассники, учителя, репетиторы, спортивный тренер, спутники в походах, приятели из онлайн-среды, случайно встретившийся психолог — все идет в тему.
Трудности, которые могут встретиться на пути создания психологического портрета:
- Склонность современных родителей и частично педагогических организаций давать ребенку только положительную обратную связь. Его годами за все хвалят, говорят, какой он замечательный, прекрасный, выдающийся, и в результате он никак не может понять, какой же он «на самом деле» среди других людей. И сталкивается с очень серьезными трудностями, так как мир в целом совершенно не согласен с его «всесторонней прекрасностью», а ничего другого у него нет.
- Наличие только отрицательной обратной связи в форме ярлыков: «Ну и болван же ты». «Руки у тебя растут не из того места». «Да как ты одеваешься? С таким чучелом никто и рядом не встанет». Такого подростка миру потом предстоит долго разубеждать — процесс хотя и позитивный по сути, но длительный и застилающий горизонты личностного развития.
- Отсутствие адекватной обратной связи вообще. Ребенку годами ничего внятного о нем не сообщают. В результате он к подростковости ничего о себе не знает. При прямом вопросе может назвать несколько отрывочных, не складывающихся в единую картину навыков и характеристик: победил на олимпиаде по экономике, хорошо играю вот в эту игру, добрый (как эта доброта проявляется, сказать не может).
- Вместо адекватного психологического портрета в семье даются формулы внушения: «только высшее образование», «они тебе не друзья, это не твой уровень», «люди, которые так проводят время, становятся дебилами», «все, кто это делает (не делает), в результате деградируют, посмотри на дядю Васю», «без знания языков нельзя занять достойное место в обществе» и так далее. В результате ребенок также ничего не знает о самом себе и на выходе из детства оказывается в мире измерительных реек с насечками, которым он непонятно почему должен соответствовать.
Для чего же нам непременно нужен этот психологический портрет? Что он дает подростку? Давайте попробуем подытожить:
- главное — спокойная уверенность. «Я знаю свои возможности и их текущие границы. Я знаю, какой я. Я знаю, что я — это я, и ни с кем себя не спутаю»;
- адекватная начальная профориентация;
- умение адекватно «себя подать» в любом обществе;
- возможность конструктивно проанализировать и принять свои текущие неудачи;
- возможность, ввязываясь в то или иное, достаточно точно прогнозировать свою успешность или неуспешность, предвидеть трудности и заранее к ним готовиться;
- способность на практике по полной использовать свои достоинства и сильные стороны;
- способность «увидеть себя со стороны» чужими глазами;
- навык пристального внимания к «другим», понимание важности их мнения и оценок для меня лично;
- навык получения и практического использования обратной связи от самых разных людей.
Достаточно впечатляющий список, не правда ли? Мне кажется, что каждый подросток достоин своего уникального психологического портрета, а каждая семья может постараться и ему его дать.
В заключение приведу примеры таких портретов:
Игорь, 16 лет
«Я — Игорь. Я могу быть высокомерным. Это многих во мне раздражает. У меня высокий интеллект, тот, который нужен для решения задач. Я победил, наверное, на 20 разных олимпиадах — по математике и физике. Я хорошо разбираюсь в задачах и плохо — в людях. Когда про людей — я просто тупой. Я пытаюсь учиться, но у меня пока не очень получается. Говорят: надо читать художественные книги. Я читаю, но мне в основном не очень интересно, герои кажутся какими-то ненатуральными. Наверное, это все-таки не они, а я сам такой. Я не замечаю чувств других людей и могу обидеть. Это мой недостаток, я уже научился говорить об этом, и теперь мои друзья и семья дают мне обратную связь, а я учусь вести себя правильно. Чему мне нельзя научиться ”от чувств”, можно — ”от ума”. Я пытаюсь компенсировать свои недостатки. Учителя говорят, что в десятом классе я более адекватен, чем был предыдущие два года. Еще мне надо научиться не ругаться с мамой. Она эмоциональна, а я — нет. В этом проблема. С папой и с лучшим другом мы никогда не ругаемся, но они математики, а значит, приблизительно такие, как я сам. Я встречался с девушкой-одноклассницей, она сама меня выбрала, а потом бросила, сказала, что лучше будет встречаться с учебником тригонометрии, потому что от него хотя бы меньше ожиданий. Я ей, кажется, сочувствую. Меня волнует, сумею ли я когда-нибудь влюбиться. У меня обычная внешность. Я одеваюсь в классическом стиле, так мне проще, потому что любой костюм — это алгоритм и послание. А что мне сказать через костюм? Я пока не знаю. Я не очень люблю путешествовать — это меня отвлекает и развинчивает, а осмотр достопримечательностей кажется скучным и бессмысленным делом. Мне достаточно моего города — он алгоритмичен, в нем много измерений и он полностью меня устраивает. В целом моя жизнь хороша и определенна, но я понимаю, что есть много сфер человеческой жизни, где я еще никогда не бывал. Смогу ли в них побывать? Не знаю. Но это, конечно, вызывает мое любопытство. Я — Игорь».
Ксюша, 15 лет
«Я — Ксюша. Я — глупенькая. Так всегда говорила моя бабуля, и так оно и есть, теперь уж это все подтверждает, и я сама знаю. Я плохо учусь, и всегда плохо училась. Только по физкультуре, рисованию, пению и технологиям у меня все хорошо. И еще по окружающему миру и теперь по биологии у меня четверки — мне всегда нравится про другие страны, про зверей и особенно про котиков — у меня их два, я их с улицы котятами принесла с разницей в два года, и мама разрешила оставить. Я рассказываю учительнице-биологичке про своих котиков, а она мне про своих собак и попугая, и фотки показываем. Она всем учителям, я знаю, говорит, что я на самом деле вовсе не дура, а хорошая и добрая девочка. Спасибо ей.
Я глупенькая по учебе, а в остальном — совсем нет. У меня двадцать приятелей и приятельниц и пять лучших подруг. Они говорят, что я легкая и со мной весело и интересно. Я люблю вечеринки, гулять по городу, по паркам и танцевать. Я шесть лет занималась танцами и потом еще точно пойду, уже в студию для взрослых. Я умею хорошо готовить салаты и печь красивые торты, а еще делаю красивый декупаж салфетками и всем дарю. У меня с прошлого года есть мальчик Федя, он учится в училище на строителя и говорит, что, когда совсем вырастем, мы поженимся, но это я еще посмотрю на его поведение (так тоже всегда моя бабуля говорила). Я хочу его уговорить пойти со мной заниматься танцами как пара, он пока упирается. Но если любит меня, пойдет, куда он денется. Я покупаю себе вещи в секонд-хенде, перешиваю и украшаю их по-разному. Все говорят, что у меня есть свой стиль. Кому-то он нравится, а кто-то говорит, что он ”я у мамы дурочка”. Но мне самой нравится, и лучшим подругам, и Феде, а это главное.
Еще мне очень нравится мой город, я бы даже хотела когда-нибудь научиться его рисовать. Но я бы хотела и другие города посмотреть. Я пока была только в Москве, Пскове и Новгороде. Они тоже красивые. Потом обязательно съезжу еще куда-нибудь. Мы с подружками и с Федей часто придумываем, куда потом поедем и что там будем делать.
Я уже решила, что буду работать там, где помогают людям — вот прямо конкретным людям. Где и в чем именно, я еще не придумала, но мне кажется, что есть много разных возможностей, и я, наверное, некоторые из них попробую.
Я почти совсем не могу читать книжки, разве что комиксы иногда, но очень люблю сериалы “про жизнь”. Жизнь вообще — очень интересное явление, и мне нравится думать, сколько всего увлекательного еще ждет меня впереди. Я — Ксюша».