Лучшее за неделю
19 мая 2022 г., 16:33

Три балета и семейные отношения. Как прошел фестиваль «Золотая Маска» в Самаре

Читать на сайте
Виды Самары
Виды Самары Фото: Андрей Савельев

Космос, Шостакович и самарские дворики

Самара (в советское время Куйбышев) стоит на левом берегу Волги. В начале ХХ века это был торговый, купеческий городок, и сегодня в старом центре сохранились двух- и трехэтажные особнячки. Особая гордость горожан — здания в стиле модерн и дворы: похожие на одесские — с внешними крутыми лестницами, и почти питерские «колодцы»; узкие, глухие, длинные с нагромождением сараев и пристроек, и рядом — просторные, засаженные яблонями и вишнями, как у дворянских усадеб. «По самарским дворам можно водить экскурсии», — говорят местные жители.

Виды Самары
Виды Самары Фото: Андрей Савельев

Но сегодня Самара — это еще и большой промышленный центр. Активное развитие города пришлось на Великую Отечественную, когда Куйбышев стал «запасной столицей» и местом эвакуации для десятка предприятий, в том числе авиационной промышленности. Самарский РКЦ «Прогресс» — один из главных заводов страны по производству ракетно-космического оборудования, а один из брендов города — музей «Самара Космическая». 

Тема космоса прослеживается и в архитектуре городского пространства: улицу Льва Толстого венчает здание вокзала (высота со шпилем — 101 метр), построенное в стиле хай-тек из стекла и металла и по форме напоминающее космический корабль. А в конце проспекта Ленина, на площади Козлова, установлена настоящая ракета-носитель. Внутри нее находится Музей космонавтики.

Самарский академический театр оперы и балета
Самарский академический театр оперы и балета Фото: Андрей Савельев

На войну, как ни удивительно, пришелся и культурный бум.  В Куйбышев были эвакуированы иностранные посольства, техническая и творческая интеллигенция, артисты, писатели, композиторы. Именно здесь Дмитрий Шостакович завершал 7-ю «Ленинградскую» симфонию, и первое ее исполнение состоялось 5 марта 1942 года в Самарском (тогда Куйбышевском) театре оперы и балета. Спустя 80 лет, в 2022-м, театр добавил в свое официальное название имя композитора, а балет «Фортепианный концерт» на музыку Шостаковича стал номинантом «Золотой Маски».

Сергей Филиппов
Сергей Филиппов Фото: Андрей Савельев

В мае театр принял «Золотую Маску» на своей сцене. «Мы счастливы, что региональная программа фестиваля спустя много лет вернулась в Самару, — говорит Сергей Филиппов, гендиректор Самарского академического театра оперы и балета им. Д. Шостаковича. — Тот факт, что “Золотая Маска” проходит на площадке именно нашего театра, позволил привезти не только драматический, но и музыкальный спектакль наших коллег — театра “Урал Опера Балет”. Мы давно знаем этот театр, следим за его успехами и победами, и нам крайне интересно посмотреть на их балетную труппу».

Вариации в балете

Екатеринбургский театр привез в Самару три одноактных балета: «Неаполь», Brahms Party и «Вариации Сальери», показав не только классический танец, к которому самарская публика привыкла, но и неоклассику, соединяющую отточенный академизм и современность.

Балет «Неаполь»
Балет «Неаполь» Фото: пресс-служба фестиваля

«Что такое классический или современный танец, сложно сказать. Настолько уже стерты грани, что мне кажется, это не поддается классификации, — говорит художественный руководитель балетной труппы Вячеслав Самодуров. — Имея в основе классику, современный балет экспериментирует с новыми возможностями, с новой эстетикой. И даже классический танец, такой как наш “Неаполь”, артисты танцуют очень современно».

Вячеслав Самодуров
Вячеслав Самодуров Фото: Андрей Савельев

«Вариации Сальери» — знаковый спектакль для «Урал Балета», принесший театру первую известность и первые «Золотые Маски» в 2014 году. В спектакле читается некая ирония по отношению к академическому балету и, возможно, сожаление об ускользающей эпохе академического танца. Есть что-то трагически притягательное в белых точеных фигурках балерин и их огромных черных тенях на красно-кровавом заднике. «Не бывает трагедии без комедии, и наоборот. Мир хорош полнотой ощущений. Мне в этой работе видится и патетика — и бытовое, и ироничное — и высокопарное», — говорит хореограф-постановщик Самодуров.

Балерины — в белоснежных белых пачках, на пуантах, но хореография порой рваная, ломаная. Движения солистов пафосные, академически отточенные  — и вдруг танцовщицу утаскивают за боковые кулисы чуть ли не за ноги.

Фото: пресс-служба фестиваля
Фото: пресс-служба фестиваля Балет «Вариации Сальери»

Все три постановки на первый взгляд бессюжетные. Но, по словам Самодурова, в балете танец важнее.

Почему именно эти спектакли отобрали для гастролей в Самаре, объяснил президент «Золотой Маски» Игорь Костолевский. «Мы всегда исходим из нескольких критериев. Это, во-первых, готовность театров, их техническая оснащенность, и, во-вторых, насмотренность публики, то, насколько она готова воспринимать тот или иной спектакль», — сказал он на пресс-конференции.

Самара к сложным спектаклям оказалась готова во всех отношениях. Сам театр оперы и балета, построенный в 1931 году как дворец культуры, 12 лет назад пережил серьезную реконструкцию, в результате которой обрел вид действительно роскошный, театральный. Интерьеры оформлены в золотом и терракотовом цветах и богато отделаны, самое главное — практически заново отстроенная сцена снабжена теперь новейшим сценическим оборудованием. Теперь театр действительно может себе позволить любые фантазии художников и приезжих коллективов.

Балет Brahms Party
Балет Brahms Party Фото: пресс-служба фестиваля

Реконструкция театра положительно повлияла и на художественную составляющую. С середины 2010-х спектакли регулярно номинируются на Российскую Национальную театральную премию «Золотая Маска», а в 2021 году театр получил первую в своей истории «Золотую Маску» за работу художника по костюмам в балете «Бахчисарайский фонтан».

Сын и папа — кто старше? 

Вторым в программе «Золотой Маски» стал спектакль РАМТа «Сын» по пьесе Флориана Зеллера в постановке Юрия Бутусова. В прошлом году в Самарском театре драмы им. М. Горького ставили «Папу» — вторую пьесу из трилогии Зеллера «Папа. Мама. Сын». И вот теперь публика увидела «Сына» — претендента на «Золотую Маску» 2022 года в семи номинациях.

Спектакль «Сын»
Спектакль «Сын» Фото: Антон Сенько

Исполнитель роли Пьера Александр Девятьяров — лауреат премии за лучшую мужскую роль второго плана, говорит, что этот спектакль — энергетически очень затратный, требующий особого настроя и длительного выхода и роли. «Порой после спектакля я долго сижу в гримерке, долго не ухожу домой, — рассказывает актер. — Именно на этом спектакле я чувствую некую связь со зрителями, колоссальный обмен энергией. Это дает дополнительные силы. Юрий Николаевич Бутусов попросил наш театр, чтобы “Сына” ставили в афишу несколько дней подряд. Казалось бы, тяжело, но, как ни странно, второй спектакль идет еще хлеще».

Театр — искусство синтетическое, и многие актеры при работе над ролью ищут вдохновения в живописи, кинематографе, скульптуре. «Но мой главный проводник в любой спектакль — музыка, — говорит Девятьяров. — Иногда я сам пишу для постановок. Написал музыку к фильму “День мертвых” Виктора Рыжакова. В музеи хожу, к сожалению, нечасто. Но если удается, то мое любимее место — Третьяковка: там каждый раз открываешь что-то новое».

Александр Девятьяров
Александр Девятьяров Фото: Антон Сенько

В Самаре мы отправились за вдохновением в галерею современного искусства «Виктория», которая появилась здесь в 2005 году стараниями мецената Леонида Михельсона, председателя правления ПАО «Новатэк» (партнер «Золотой Маски»). В дни региональной программы фестиваля в «Виктории» проходила выставка «После фотографии», где в числе прочего была затронута тема семьи и семейных отношений.

А вечером самарская публика увидела «Сына» — историю подростка, тяжело переживающего развод родителей. Александр Девятьяров — бодрый, подвижный, экспрессивный отец, пытающийся понять своего сына. Евгений Редько (почти вдвое старше своего партнера по сцене) — угловатый, мрачный подросток, еще не умеющий справляться со своим горем. Словно состарившийся раньше времени, понимающий, чувствующий много больше своих молодых родителей.

Спектакль «Сын»
Спектакль «Сын» Фото: Антон Сенько

Спектакль прошел в космических клубах дыма, в космического масштаба декорациях и был сыгран с невероятной актерской энергией. Да, на аплодисментах публика вставала. Впрочем, как всегда на этом спектакле.

Прошлое и будущее театра «СамАрт»

Сегодня в Самаре, городе с населением более миллиона человек, два академических театра — оперы и балета и Театр драмы им. Горького (обладатель двух «Золотых Масок»), областной и городской театры кукол, четыре муниципальных драматических и ТЮЗ «СамАрт». Последний неоднократно номинировался на «Золотую Маску», дважды получал премию, выезжал со спектаклями на «Детский weekend». В 2011 году именно на сценах самарского Театра драмы и «СамАрта» проходили показы спектаклей региональной программы «Золотой Маски».

Сергей Соколов
Сергей Соколов Фото: Андрей Савельев

«В начале 90-х театру дали новое здание — бывший кинотеатр “Тимуровец”, — рассказывает заслуженная актриса России Ольга Агапова. — А потом случилась судьбоносная встреча Сергея Филипповича Соколова, директора театра, с режиссером Адольфом Яковлевичем Шапиро. Шапиро стал нашим куратором, художественным руководителем, привел художника Юрия Харикова, и театр вступил в новую эпоху. Спектакли стал ставить не один главный режиссер со своим стилем, почерком, узнаваемым языком — к нам стали приезжать лучшие режиссеры страны. Мне очень повезло: приехав из Екатеринбурга в Самару по распределению, я застала рождение и расцвет “СамАрта”».

Именно Шапиро в середине 90-х уговорил директора театра сломать классическую сцену-коробку и сделать вместо нее два небольших зала-трансформера. Новый театр-ателье открылся в 1997 году. Его первой постановкой стал спектакль «Бумбараш» (лауреат «Золотой Маски» 1998 года за лучшую работу художника), а после уже не ТЮЗ, а «СамАрт» поехал со спектаклями по стране и дальше — в Англию, Францию, Японию. Больше десяти лет в «СамАрте» играла Роза Хайруллина, правда, первый раз на «Золотую Маску» актриса ездила еще в качестве реквизитора.

Театр «СамАрт»
Театр «СамАрт» Фото: Андрей Савельев

Сегодня театр вступает в новый жизненный этап и вновь перестраивается. Четыре года назад была открыта его новая сцена. К «Тимуровцу» пристроили современное театральное здание. Внутри — зрительный зал на 400 мест, телескопические кресла, поворотный круг, плунжера, интерактивные стены и прочая машинерия, обустроенные цеха и гримерки, фантастическое фойе, которое напоминает скорее космический корабль, нежели театральное пространство. А рядом — рушат стены того самого «Тимуровца».

Театр «СамАрт»
Театр «СамАрт» Фото: Андрей Савельев

Изначально ломать ничего не собирались, рассказывает директор театра Сергей Соколов, предполагалась только реконструкция. Но строительство нового театра растянулось на 20 лет. За это время здание «Тимуровца» сильно поизносилось — решили сносить. «Вам повезло, вы можете запечатлеть просто исторический момент», — говорит Соколовов. На момент нашего с ним разговора от старого здания осталась одна стена зрительного зала и кусочек фойе.

К 2024 году строительство должно завершиться, и тогда соединятся в единый квартал театральная гостиница, новая и историческая сцены. В Самаре появится многофункциональный фестивальный центр с несколькими сценическими площадками и внутренним театральным двориком. И тогда, по словам Сергея Соколова, театр сможет принять у себя любой фестиваль и самые невероятные постановки.

Региональная программа фестиваля «Золотая Маска» проводится при поддержке Министерства культуры РФ, Правительства Самарской области и лично губернатора Дмитрия Азарова. Генеральные партнеры — Благотворительный фонд Михаила Прохорова и Сбер. Партнер программы фестиваля «Золотая Маска» в Самаре — ПАО «Новатэк».

Автор: Татьяна Грузинцева

Обсудить на сайте