![Аватар](/_nuxt/img/none.b96e764.png)
Три балета и семейные отношения. Как прошел фестиваль «Золотая Маска» в Самаре
За всю историю фестиваля «Золотая Маска» его региональная программа приезжала в Самару только однажды, в 2011 году. Спустя 11 лет спектакли, отмеченные премией, вновь показывают в городе на Волге. «Сноб» присоединился к гастролям и поговорил с артистами и режиссерами о театре и музыке, классике и современности, а также о самарской идентичности
![Виды Самары](https://0d314c86-f76b-45cc-874e-45816116a667.selcdn.net/3664f46a-61e4-4218-8e9e-f8e98f41ded2.jpg)
Космос, Шостакович и самарские дворики
Самара (в советское время Куйбышев) стоит на левом берегу Волги. В начале ХХ века это был торговый, купеческий городок, и сегодня в старом центре сохранились двух- и трехэтажные особнячки. Особая гордость горожан — здания в стиле модерн и дворы: похожие на одесские — с внешними крутыми лестницами, и почти питерские «колодцы»; узкие, глухие, длинные с нагромождением сараев и пристроек, и рядом — просторные, засаженные яблонями и вишнями, как у дворянских усадеб. «По самарским дворам можно водить экскурсии», — говорят местные жители.
![Виды Самары](https://0d314c86-f76b-45cc-874e-45816116a667.selcdn.net/bfb53c8f-dd2a-46fb-96a8-73104d8e4d43.jpg)
Но сегодня Самара — это еще и большой промышленный центр. Активное развитие города пришлось на Великую Отечественную, когда Куйбышев стал «запасной столицей» и местом эвакуации для десятка предприятий, в том числе авиационной промышленности. Самарский РКЦ «Прогресс» — один из главных заводов страны по производству ракетно-космического оборудования, а один из брендов города — музей «Самара Космическая».
Тема космоса прослеживается и в архитектуре городского пространства: улицу Льва Толстого венчает здание вокзала (высота со шпилем — 101 метр), построенное в стиле хай-тек из стекла и металла и по форме напоминающее космический корабль. А в конце проспекта Ленина, на площади Козлова, установлена настоящая ракета-носитель. Внутри нее находится Музей космонавтики.
![Самарский академический театр оперы и балета](https://0d314c86-f76b-45cc-874e-45816116a667.selcdn.net/625679af-954f-4658-96ab-dbe3e701af20.jpg)
На войну, как ни удивительно, пришелся и культурный бум. В Куйбышев были эвакуированы иностранные посольства, техническая и творческая интеллигенция, артисты, писатели, композиторы. Именно здесь Дмитрий Шостакович завершал 7-ю «Ленинградскую» симфонию, и первое ее исполнение состоялось 5 марта 1942 года в Самарском (тогда Куйбышевском) театре оперы и балета. Спустя 80 лет, в 2022-м, театр добавил в свое официальное название имя композитора, а балет «Фортепианный концерт» на музыку Шостаковича стал номинантом «Золотой Маски».
![Сергей Филиппов](https://0d314c86-f76b-45cc-874e-45816116a667.selcdn.net/aae56a50-a234-4d55-888c-8d1c425d4e74.jpg)
В мае театр принял «Золотую Маску» на своей сцене. «Мы счастливы, что региональная программа фестиваля спустя много лет вернулась в Самару, — говорит Сергей Филиппов, гендиректор Самарского академического театра оперы и балета им. Д. Шостаковича. — Тот факт, что “Золотая Маска” проходит на площадке именно нашего театра, позволил привезти не только драматический, но и музыкальный спектакль наших коллег — театра “Урал Опера Балет”. Мы давно знаем этот театр, следим за его успехами и победами, и нам крайне интересно посмотреть на их балетную труппу».
Вариации в балете
Екатеринбургский театр привез в Самару три одноактных балета: «Неаполь», Brahms Party и «Вариации Сальери», показав не только классический танец, к которому самарская публика привыкла, но и неоклассику, соединяющую отточенный академизм и современность.
![Балет «Неаполь»](https://0d314c86-f76b-45cc-874e-45816116a667.selcdn.net/60b73f63-72e2-4bed-81e3-e481ea951e2c.jpg)
«Что такое классический или современный танец, сложно сказать. Настолько уже стерты грани, что мне кажется, это не поддается классификации, — говорит художественный руководитель балетной труппы Вячеслав Самодуров. — Имея в основе классику, современный балет экспериментирует с новыми возможностями, с новой эстетикой. И даже классический танец, такой как наш “Неаполь”, артисты танцуют очень современно».
![Вячеслав Самодуров](https://0d314c86-f76b-45cc-874e-45816116a667.selcdn.net/3f5e924d-bbd8-4558-894b-7d39478b69e1.jpg)
«Вариации Сальери» — знаковый спектакль для «Урал Балета», принесший театру первую известность и первые «Золотые Маски» в 2014 году. В спектакле читается некая ирония по отношению к академическому балету и, возможно, сожаление об ускользающей эпохе академического танца. Есть что-то трагически притягательное в белых точеных фигурках балерин и их огромных черных тенях на красно-кровавом заднике. «Не бывает трагедии без комедии, и наоборот. Мир хорош полнотой ощущений. Мне в этой работе видится и патетика — и бытовое, и ироничное — и высокопарное», — говорит хореограф-постановщик Самодуров.
Балерины — в белоснежных белых пачках, на пуантах, но хореография порой рваная, ломаная. Движения солистов пафосные, академически отточенные — и вдруг танцовщицу утаскивают за боковые кулисы чуть ли не за ноги.
![Фото: пресс-служба фестиваля](https://0d314c86-f76b-45cc-874e-45816116a667.selcdn.net/b61cf1d5-21e7-425b-a3f6-016fc89bb95e.jpg)
Все три постановки на первый взгляд бессюжетные. Но, по словам Самодурова, в балете танец важнее.
Почему именно эти спектакли отобрали для гастролей в Самаре, объяснил президент «Золотой Маски» Игорь Костолевский. «Мы всегда исходим из нескольких критериев. Это, во-первых, готовность театров, их техническая оснащенность, и, во-вторых, насмотренность публики, то, насколько она готова воспринимать тот или иной спектакль», — сказал он на пресс-конференции.
Самара к сложным спектаклям оказалась готова во всех отношениях. Сам театр оперы и балета, построенный в 1931 году как дворец культуры, 12 лет назад пережил серьезную реконструкцию, в результате которой обрел вид действительно роскошный, театральный. Интерьеры оформлены в золотом и терракотовом цветах и богато отделаны, самое главное — практически заново отстроенная сцена снабжена теперь новейшим сценическим оборудованием. Теперь театр действительно может себе позволить любые фантазии художников и приезжих коллективов.
![Балет Brahms Party](https://0d314c86-f76b-45cc-874e-45816116a667.selcdn.net/fb515983-f23d-4bc3-b636-4fcf4aa1ae26.jpg)
Реконструкция театра положительно повлияла и на художественную составляющую. С середины 2010-х спектакли регулярно номинируются на Российскую Национальную театральную премию «Золотая Маска», а в 2021 году театр получил первую в своей истории «Золотую Маску» за работу художника по костюмам в балете «Бахчисарайский фонтан».
Сын и папа — кто старше?
Вторым в программе «Золотой Маски» стал спектакль РАМТа «Сын» по пьесе Флориана Зеллера в постановке Юрия Бутусова. В прошлом году в Самарском театре драмы им. М. Горького ставили «Папу» — вторую пьесу из трилогии Зеллера «Папа. Мама. Сын». И вот теперь публика увидела «Сына» — претендента на «Золотую Маску» 2022 года в семи номинациях.
![Спектакль «Сын»](https://0d314c86-f76b-45cc-874e-45816116a667.selcdn.net/ccfe2e6a-7968-4f87-abfa-a0c75cd48967.jpg)
Исполнитель роли Пьера Александр Девятьяров — лауреат премии за лучшую мужскую роль второго плана, говорит, что этот спектакль — энергетически очень затратный, требующий особого настроя и длительного выхода и роли. «Порой после спектакля я долго сижу в гримерке, долго не ухожу домой, — рассказывает актер. — Именно на этом спектакле я чувствую некую связь со зрителями, колоссальный обмен энергией. Это дает дополнительные силы. Юрий Николаевич Бутусов попросил наш театр, чтобы “Сына” ставили в афишу несколько дней подряд. Казалось бы, тяжело, но, как ни странно, второй спектакль идет еще хлеще».
Театр — искусство синтетическое, и многие актеры при работе над ролью ищут вдохновения в живописи, кинематографе, скульптуре. «Но мой главный проводник в любой спектакль — музыка, — говорит Девятьяров. — Иногда я сам пишу для постановок. Написал музыку к фильму “День мертвых” Виктора Рыжакова. В музеи хожу, к сожалению, нечасто. Но если удается, то мое любимее место — Третьяковка: там каждый раз открываешь что-то новое».
![Александр Девятьяров](https://0d314c86-f76b-45cc-874e-45816116a667.selcdn.net/1f06bf9d-5fbe-438b-a3f8-572cf628bf11.jpg)
В Самаре мы отправились за вдохновением в галерею современного искусства «Виктория», которая появилась здесь в 2005 году стараниями мецената Леонида Михельсона, председателя правления ПАО «Новатэк» (партнер «Золотой Маски»). В дни региональной программы фестиваля в «Виктории» проходила выставка «После фотографии», где в числе прочего была затронута тема семьи и семейных отношений.
А вечером самарская публика увидела «Сына» — историю подростка, тяжело переживающего развод родителей. Александр Девятьяров — бодрый, подвижный, экспрессивный отец, пытающийся понять своего сына. Евгений Редько (почти вдвое старше своего партнера по сцене) — угловатый, мрачный подросток, еще не умеющий справляться со своим горем. Словно состарившийся раньше времени, понимающий, чувствующий много больше своих молодых родителей.
![Спектакль «Сын»](https://0d314c86-f76b-45cc-874e-45816116a667.selcdn.net/b552a418-5abc-4f01-8952-856a91b3eb22.jpg)
Спектакль прошел в космических клубах дыма, в космического масштаба декорациях и был сыгран с невероятной актерской энергией. Да, на аплодисментах публика вставала. Впрочем, как всегда на этом спектакле.
Прошлое и будущее театра «СамАрт»
Сегодня в Самаре, городе с населением более миллиона человек, два академических театра — оперы и балета и Театр драмы им. Горького (обладатель двух «Золотых Масок»), областной и городской театры кукол, четыре муниципальных драматических и ТЮЗ «СамАрт». Последний неоднократно номинировался на «Золотую Маску», дважды получал премию, выезжал со спектаклями на «Детский weekend». В 2011 году именно на сценах самарского Театра драмы и «СамАрта» проходили показы спектаклей региональной программы «Золотой Маски».
![Сергей Соколов](https://0d314c86-f76b-45cc-874e-45816116a667.selcdn.net/07eb6855-e258-46d8-8cdb-c86c0db97f61.jpg)
«В начале 90-х театру дали новое здание — бывший кинотеатр “Тимуровец”, — рассказывает заслуженная актриса России Ольга Агапова. — А потом случилась судьбоносная встреча Сергея Филипповича Соколова, директора театра, с режиссером Адольфом Яковлевичем Шапиро. Шапиро стал нашим куратором, художественным руководителем, привел художника Юрия Харикова, и театр вступил в новую эпоху. Спектакли стал ставить не один главный режиссер со своим стилем, почерком, узнаваемым языком — к нам стали приезжать лучшие режиссеры страны. Мне очень повезло: приехав из Екатеринбурга в Самару по распределению, я застала рождение и расцвет “СамАрта”».
Именно Шапиро в середине 90-х уговорил директора театра сломать классическую сцену-коробку и сделать вместо нее два небольших зала-трансформера. Новый театр-ателье открылся в 1997 году. Его первой постановкой стал спектакль «Бумбараш» (лауреат «Золотой Маски» 1998 года за лучшую работу художника), а после уже не ТЮЗ, а «СамАрт» поехал со спектаклями по стране и дальше — в Англию, Францию, Японию. Больше десяти лет в «СамАрте» играла Роза Хайруллина, правда, первый раз на «Золотую Маску» актриса ездила еще в качестве реквизитора.
![Театр «СамАрт»](https://0d314c86-f76b-45cc-874e-45816116a667.selcdn.net/5ffa76df-555c-4a40-817b-63e80fc5e530.jpg)
Сегодня театр вступает в новый жизненный этап и вновь перестраивается. Четыре года назад была открыта его новая сцена. К «Тимуровцу» пристроили современное театральное здание. Внутри — зрительный зал на 400 мест, телескопические кресла, поворотный круг, плунжера, интерактивные стены и прочая машинерия, обустроенные цеха и гримерки, фантастическое фойе, которое напоминает скорее космический корабль, нежели театральное пространство. А рядом — рушат стены того самого «Тимуровца».
![Театр «СамАрт»](https://0d314c86-f76b-45cc-874e-45816116a667.selcdn.net/5558bd47-d029-43b6-9c9b-9b039451cccc.jpg)
Изначально ломать ничего не собирались, рассказывает директор театра Сергей Соколов, предполагалась только реконструкция. Но строительство нового театра растянулось на 20 лет. За это время здание «Тимуровца» сильно поизносилось — решили сносить. «Вам повезло, вы можете запечатлеть просто исторический момент», — говорит Соколовов. На момент нашего с ним разговора от старого здания осталась одна стена зрительного зала и кусочек фойе.
К 2024 году строительство должно завершиться, и тогда соединятся в единый квартал театральная гостиница, новая и историческая сцены. В Самаре появится многофункциональный фестивальный центр с несколькими сценическими площадками и внутренним театральным двориком. И тогда, по словам Сергея Соколова, театр сможет принять у себя любой фестиваль и самые невероятные постановки.
Региональная программа фестиваля «Золотая Маска» проводится при поддержке Министерства культуры РФ, Правительства Самарской области и лично губернатора Дмитрия Азарова. Генеральные партнеры — Благотворительный фонд Михаила Прохорова и Сбер. Партнер программы фестиваля «Золотая Маска» в Самаре — ПАО «Новатэк».
Автор: Татьяна Грузинцева