Лучшее за неделю
28 февраля 2024 г., 16:33

Почему искусство уже не представить без NFT

Читать на сайте
Art Dubai, 2024 год
Art Dubai, 2024 год Фото: Cedric Ribeiro / Getty Images for Art Dubai Fair FZ LLC

Хайп или тренд

Рынок NFT, ставший настоящей сенсацией несколько лет назад, сейчас гораздо меньше обсуждают. Хотя серьезные коллекционеры как раз начали им интересоваться.  Технология NFT появилась в 2014 году, а за рекордный 2021 год объем торгов на NFT-рынке, по данным NonFungible, вырос в 213 раз — с $82,5 млн до $17,7 млрд. Количество «активных кошельков» за тот же период достигло 2,5 млн. Но в 2023 году объем торгов снизился и составил $11,8 млрд. Это дало скептикам повод говорить о закате технологии, которая, по их мнению, была просто хайпом. 

Однако утверждать так — значит не различать хайп и тренд. Их ключевое отличие в том, что первый сформирован вокруг нового явления за счет маркетинга и часто с нуля. Тогда как тренд — это ответ на глубокие и устойчивые социальные, политические или экономические изменения в обществе.

Смотреть на NFT и блокчейн стоит именно через призму тренда, и тогда мы увидим, что суть вовсе не в продаже на аукционе «крипто-обезьян». Эти технологии стали ответом на большой общественный запрос, и в первую очередь — запрос на децентрализацию. Кроме того, NFT — это решение проблемы с сохранением цифрового искусства. И наконец, это возможность зафиксировать портрет нашего времени — первой цифровой эпохи в истории человечества. Прибавьте к этому решение важнейшего вопроса цифрового искусства с определением подлинности, и вы увидите, что речь идет не о сиюминутном хайпе, а об универсальном инструменте для решения сразу нескольких задач современного арт-рынка.

Почему мир искусства ждал именно NFT

Технология NFT применяется не только в цифровом искусстве, которое развивалось и раньше, но именно в этой сфере она стала по-настоящему прорывной. Здесь можно провести параллель с классической живописью, которая тоже существовала до использования холста, но именно холст сделал удобнее транспортировку произведений и увеличил срок их хранения в различных условиях, тем самым упростив коллекционирование. 

Themes and Variations, Vera Molnár
Themes and Variations, Vera Molnár Иллюстрация: Sotheby's

Цифровое искусство, развивавшееся с 1960-х годов, с самого начала было вызовом музейному хранению из-за быстрой устареваемости носителей и своей экспериментальной природы. Жесткие или оптические диски очень хрупкие, и иногда срок жизни такой работы может составлять всего несколько лет. Сейчас мы знаем, что потери цифрового искусства 1990-х годов сопоставимы с потерями живописи XVII века. Произведения NFT за несколько лет сделали институциональный прорыв, войдя в мировые коллекции, например Центра Жоржа Помпиду или Эрмитажа. NFT стал оптимальной формой институциональной дистрибуции для многих форм медиаискусства. NFT — базовое условие не только для оборота медиаискусства на рынке, но и для его сохранения. Музей, фонд, публичная коллекция — это те институции, которые увеличивают шансы галериста, коллекционера и художника оставить след в истории. Поэтому можно говорить о том, что технология NFT дала ощутимый сдвиг во всей системе дистрибуции и сохранения цифрового искусства.

Подтверждением того, что NFT является ответом на устойчивый запрос мира цифрового искусства, стала история венгерской медиахудожницы Веры Мольнар. Она была пионером компьютерного искусства, начав эксперименты с ним еще в 1968 году. А в 2023 году Вера создала свою первую NFT-работу, приурочив это к своему 99-летию. В том же году ее художественная серия из 500 уникальных NFT под названием «Темы и вариации» была продана менее чем за час на аукционе Sotheby’s. Общая стоимость серии составила 631 ETH, или $1,2 млн. Этот пример показывает, что традиционно нишевое цифровое искусство, помещенное в форму NFT c ясным институциональным бэкграундом, может вызывать ажиотаж в мире коллекционеров.

Арт-рынок становится демократичнее

Появление новых технологий расширяет творческие возможности. Так, до наступления глобальной цифровой эпохи большинство из нас выступало исключительно в роли потребителей контента. Профессионалы писали книги, эксперты создавали интернет-сайты, художники выставлялись в галереях. Но появление цифровых платформ все изменило. Теперь каждый стал не только потребителем, но и автором. Больше не нужно иметь договор с издательством или арт-дилером, чтобы стать признанным писателем или художником. И в этом смысле NFT сделал рынок цифрового искусства более демократичным. Для молодых художников или тех, кто находится за пределами мировых художественных центров, порог входа в индустрию стал ниже: достаточно выпустить токен, зафиксировав свое авторство, подлинность работы и ее место в блокчейне навсегда. Это подтверждается и тем, что в списке крупнейших и признанных NFT-художников мы увидим много имен, не известных миру до 2020–2021 года. Например, звезда торгов Christie's, художник из Нигерии Osinachi, создавший свои работы с помощью Microsoft word. Или Sasha Stiles, американская художница калмыцкого происхождения, которая вдохновила целую волну визуальных поэтов.

Man in Pool I / Man in Pool II
Man in Pool I / Man in Pool II Иллюстрация: Osinachi

Возможности стали шире и для коллекционеров. Сейчас практически невозможно собрать качественную коллекцию живописи, способную занять свое место в истории, как это было, например, в 1950-е, когда на послевоенных рынках находили работы больших художников. И даже у тех, кто обладает внушительным капиталом, довольно мало шансов стать серьезным коллекционером: на крупных художественных ярмарках не так просто что-то купить. Приоритет часто отдается владельцам больших признанных собраний или тем, кто уже успел открыть свой частный музей. Но собрать коллекцию актуального NFT-искусства, которая будет отражать вашу индивидуальность и сделает вас заметным, все еще сравнительно легко. Это в своих интервью подтверждают, например, известные коллекционеры, которые входят в закупочный комитет МОМА. Харо Камбусян и Бильге Огут-Камбусян сознательно выбрали цифровое искусство, чтобы избежать высокой конкуренции в классических медиа. По их словам, большая часть актуального искусства нашей эпохи будет создана в среде, позволяющей художникам использовать гораздо больше способов для выражения своих идей. Важно, что NFT и цифровые технологии сокращают дистанцию с автором, предполагая механизмы прямой поддержки художника и этичного коллекционирования.

Все это стало ответом на запрос общества на децентрализацию и усталость от иерархий. Для людей во всем мире важно осознавать себя полноправными субъектами глобальных процессов: творческих, экономических, социальных. Это позволяет рассчитывать на то, что блокчейн не даст цифровому искусству закостенеть, повторив путь современного арт-рынка, где есть топ-10 имен и топ-10 галерей, которые задают вектор развития для всего мирового искусства. Участники NFT-рынка хотят видеть будущее, в котором новые имена поддерживаются локальным сообществом и коллекционерами, а художники живут в разных странах, но имеют равные возможности войти в историю искусства.

Cursive Binart
Cursive Binart Иллюстрация: Sasha Stiles

NFT как билет в вечность

Технология NFT пережила хайп и стала неотъемлемой частью мира цифрового искусства, а значит, частью нашей цифровой эпохи. Рынок переходит от количественных показателей к качественным: среди покупателей NFT становится все меньше спекулянтов, на смену им приходят энтузиасты, для которых важна сопричастность к сегодняшнему дню и актуальным процессам. Все, кто активно занимается созданием, продажей, покупкой и коллекционированием NFT, четко осознают, что человек в современном мире — это еще и цифровая личность, которая тоже имеет свои потребности в творчестве и созидании. Это наша реальность, созданная технологиями. Через 300 лет нас никто не станет оценивать по тому, сколько стоили работы Пикассо и де Кунинга на рекордных торгах. Нас запомнят как поколение, открывшее новые формы искусства и создавшее для него среду, способную отвечать вызовам будущего. 

Обсудить на сайте