Заштрихованные послания. Как в работах Александра Константинова отразилось творчество известных художников
Альбрехт Дюрер
В творчестве Александра Константинова в значительной мере отразилась его любовь к европейской гравюре XV–XVI веков, к резцовым работам Альбрехта Дюрера и другим художникам нюрнбергской школы. Многие из них рисовали виды городов — Нюрнберга, Венеции, Падуи, Праги и других. «Они [города] давно вертелись у меня в голове, — говорил Александр Константинов, рассказывая о своем проекте «Нюрнбергский стол», сделанном в 2000 году, — и в этой работе соединились с геометрией логарифмической бумаги, неравномерная структура которой сама по себе напоминает городской план или ландшафт».
Для создания этой работы художник поместил на прозрачную поверхность стола с подсветкой выполненный тушью на полупрозрачной бумаге рисунок, который имитировал гравюру на дереве. Это стало своеобразной ассоциацией со столами для просмотра карт в военном штабе, таким образом, категории войны, ужаса и города замкнулись в одном понятии — «Нюрнберг».
За проектом «Нюрнбергский стол» и экспериментами с линейным рисунком последовали и другие оммажи Константинова художникам нюрнбергской школы — публичные скотчевые проекты. В 2002 году он создал свою первую масштабную инсталляцию в городском пространстве на фасаде Государственного центра современного искусства. Минималистическая скотчевая сетка напоминала штриховку на средневековых гравюрах с изображениями городов. Так Константинов переместил графический рисунок в пространство реального города.
Этот проект на здании ГЦСИ повлек за собой несколько других, которые были объединены в серию «Вид города N». Похожую структуру из скотча, но в красном цвете Константинов поместил на фасад центра современного искусства «Арсенал» в Нижнем Новгороде в 2003 году. Годом позже его синяя скотчевая сетка появилась на зданиях в швейцарском городе Штайн-на-Рейне. Геометрические структуры Константинова естественным образом вписались в местную фахверковую архитектуру, присущую Нюрнбергу и запечатленную на гравюрах Дюрера.
Джорджо Моранди
Инсталляции на зданиях Александра Константинова связаны с именем еще одного художника — Джорджо Моранди. В 1984 году в Пушкинском музее прошла ретроспективная выставка этого итальянского живописца и графика. Многие художники тогда были под большим впечатлением от нее, в том числе и Константинов. Особенно его восхитили офорты Моранди. Как и гравюры Дюрера, они вдохновляли его «рисовать на городе» и использовать урбанистический пейзаж как пространство для искусства.
С августа 2004 по ноябрь 2005 года Константинов работал в Женеве над инсталляцией на Вилле Бернаскони в парке Ланси. На каркасе старой теплицы красным скотчем он «нарисовал» дом в натуральную величину. Простыми и точными линиями художник создал обобщенный образ здания, который, как он сам говорил, отсылал к графическим работам Джорджо Моранди и Альбрехта Дюрера.
Плоский рисунок был вписан в трехмерное пространство света и тени. Яркий красный цвет и синтетический материал скотча словно вступали в дискуссию с естеством окружающей природы и вместе с тем становились ее частью. Издалека инсталляция выглядела как фотомонтаж: огромный красный рисунок в зелени фруктового сада.
Джованни Баттиста Пиранези
«„Белый квартал“ во дворе Кабинета гравюр ГМИИ — гигантский негатив итальянской гравюры, похищенной из соседнего здания» — так описывал свой проект Александр Константинов. В 2005 году его пригласили сделать работу для Пушкинского музея, несколько зданий которого тогда находились на реконструкции. Художнику предложили создать инсталляцию на их фасадах. Так в Москве появился и просуществовал несколько лет целый квартал-фантом.
Закрыв стены зданий черным полотном, Константинов нанес на него белым скотчем свою фирменную штриховку. Получился рисунок в натуральную величину дома, но сделанный как будто в негативном изображении — словно это отпечаток рентгеновского снимка здания музея, внутри которого хранятся старые рисунки и гравюры. Черно-белый контраст придавал постройкам невесомость. Перекрестный рисунок белых линий обозначал очертания окон, дверей и карнизов. Легкий и ажурный, он растворялся в ткани города.
Образ этих эфемерных построек создавал ассоциации с графическими сериями Пиранези, чьи гравюры и рисунки хранятся в коллекции ГМИИ им. А. С. Пушкина. Итальянский рисовальщик и архитектор вдохновлялся архитектурой Рима, не только реальной, но и фантастической, возникающей в его воображении. Константинов же в проекте для Пушкинского музея деликатно поместил вымышленный им образ зданий в реальное пространство. «Определенно, я вышел в город через дверь кабинета гравюр», — говорил он о своем проекте.
Виктор Васнецов
В 2006 году Государственная Третьяковская галерея обратилась к Константинову с предложением преобразить здание на Крымском валу к празднованию 150-летия музея. Мастер инверсии придумал, как при помощи художественных средств объединить архитектуру Новой Третьяковки и главного корпуса в Лаврушинском переулке.
Фасад исторического здания был перестроен в «русском стиле» по эскизам Виктора Васнецова в 1902–1904 годах, а позже стал эмблемой Третьяковской галереи. По мотивам работ Виктора Михайловича Александр Константинов создал инсталляцию «Блуждающие стены». Восемь «нарисованных» синим скотчем фрагментов фасада Васнецова были сделаны в натуральную величину из белого полотна, натянутого на деревянный каркас. Их как будто принесли и прислонили к стенам Новой Третьяковки, как прислоняют работы к стенам галереи при развеске выставки. Так художнику удалось объединить советский модернизм и неорусский стиль начала XX века. В «Блуждающих стенах» без труда угадывались элементы сказочного терема, декоративных кокошников и старинной вязи, украшающей вход исторического здания музея.
Утагава Хиросигэ
Один из самых масштабных художественных проектов Александр Константинов создал в японском городке Сузу, куда его пригласили для участия в триеннале Oku-Noto. Кураторы хотели, чтобы художник сделал работу, которая преобразила бы городское пространство и была интересна всем жителям, а не только тем, кто интересуется искусством. Тогда мастер предложил несколько функциональных вариантов. В основе всех проектов лежала любимая Константиновым конструкция «вторых фасадов», а реализована была идея трансформации автобусных остановок.
Художник назвал свой проект «53 автобусные станции в Сузу» — по аналогии с гравюрами «53 станции Токайдо» Утагавы Хиросигэ. Японский мастер создал знаменитую серию после двухнедельного пешего путешествия по дороге Токайдо в 1832 году, которая пролегала между местом резиденции сегунов — городом Эдо — и старой императорской столицей Киото.
Константинов перестроил четыре остановки в Сузу. Сам их образ отсылает к японской гравюре: ее характер передают тонкие и частые линии вертикальных алюминиевых реек. Их переливающийся под дождем и солнцем перламутровый свет отсылает к иероглифу «Жемчужный коралл», заложенному в названии города Сузу. В тонких алюминиевых линиях угадывается и сахарный тростник — знаковое для Японии растение.
Идея проекта Константинова заключалась в том, что начатая им история может быть продолжена другими художниками триеннале Oku-Noto. Таким образом, 49 остановок в Сузу еще ждут своих мастеров.
Автор: Ольга Богданова