Продюсер Анастасия Приц: Встретились с Цыпкиным — он с порванным ахиллом, а я — на шестом месяце беременности, и через месяц сделали первые «Чтения» в Москве
Расскажи, куда сейчас ходят модные московские продюсеры, что тебе самой интересно, что вдохновляет?
Я мало куда хожу, не успеваю. Но мне нравится, как сейчас все оживает: и светская жизнь, и светские издания. Во время пандемии, да и после, было затишье.
Из московских событий мне понравилась трансформация спектакля «Сережа» Дмитрия Крымова. Спектакль не новый, но, увидев его с Константином Хабенским в главной роли, была поражена. Еще Театр им. Маяковского изменился с приходом нового художественного руководителя: мне импонирует неформальный подход Егора Перегудова.
Вообще, должна отметить, я очень неусидчива, мне часто скучно. Когда спектакль больше полутора часов, мне уже тяжело!
Помню, когда первые «Чтения» шли дольше трех часов, ты переживала, что зрители не выдержат. Расскажи, как вы с Цыпкиным познакомились?
Тысячу лет назад в Петербурге, когда я работала журналистом, а Саша — пиарщиком. А после долгого перерыва в общении встретились уже в Москве: он с загипсованной ногой, а я — беременная на шестом месяце. Дело было в октябре, а в ноябре мы уже сделали первые «Чтения» в Москве.
И ты взяла на себя организационную часть?
Я тогда буквально уговорила «Гоголь-центр» (сейчас — Московский драматический театр им. Гоголя) дать нам площадку для первых театральных «Чтений». С театрами очень тяжело договориться, но нам повезло, видимо, благодаря моему упрямству и адекватной молодой команде «Гоголь-центра». Если бы мы тогда попали на другую площадку, куда-нибудь на окраину города или в полуподвал, думаю, нас бы такой успех не ждал.
Почему?
«Гоголь-центр» был на подъеме, а мы своим появлением здорово реанимировали «чтецкий формат». Ведь такого, чтобы читать произведения современных авторов со сцены, ни у кого не было. Да, это длилось 3,5 часа, но ощущение причастности к рождению современной литературы и отличные тексты захватили зал.
А почему с арендой театров такие сложности?
Театры не хотят сдавать в аренду залы, им это не нужно. Я сейчас учусь на Executive MBA, и педагогам пытаюсь объяснить, что в России театральная история очень закостенелая, в театры сложно пробраться «с улицы». Важно, с кем ты учился, с кем дружишь. Театры не очень открыты новому, там своя «мафия», которая формировалась десятилетиями. Например, когда я ездила во Владивосток, было ощущение, что я попала в 90-е годы.
Мы очень ценим наших партнеров, к нам хорошо относятся, но это далось непросто. Сейчас система меняется, и я очень надеюсь, что со временем она окончательно трансформируется.
Зачем MBA, если у тебя и так прекрасные организаторские способности?
Пошла, чтобы немножко систематизировать мозг. И, может быть, какие-то другие формулы успешного бизнеса перенести в нашу сферу. Я сейчас наблюдаю некий хаос в культуре: устаревшая система сильно тормозит развитие. Представляешь, сколько идей разбивается о стену в попытке быть услышанными? Вся система грантов неповоротливая, чтобы туда пробиться, нужно быть подкованным юридически. Для людей, которые занимаются творчеством, это тяжело. Поэтому хочется все упорядочить в голове. Русская культура и русское слово очень важны, и сейчас то самое время, когда надо дать молодым талантам проявить себя.
А у вас же есть фестиваль с чтением произведений начинающих авторов. Можно сказать, что у «Чтений» — миссия по развитию современной прозы?
Как говорится, не хлебом единым сыт человек. У человека, который зарабатывает деньги любимым делом, должна быть миссия. Мы с Сашей придумали, что нам хочется дать возможность начинающим авторам заявить о себе. Тем более когда тексты читают со сцены известные артисты, они могут почувствовать себя настоящими писателями. Понятно, что это не сделает их суперпопулярными, но это старт, который можно использовать. У нас есть успехи! Например, мы дали по-новому себя почувствовать Саше Бессонову, Айдилю Юлдашеву, Кети Сапович и другим. Это фестиваль про возможности. В этом году будем проводить его в саду «Эрмитаж».