Анастасия Приц
Фото: предоставлено из личного архива
Анастасия Приц

Расскажи, куда сейчас ходят модные московские продюсеры, что тебе самой интересно, что вдохновляет?

Я мало куда хожу, не успеваю. Но мне нравится, как сейчас все оживает: и светская жизнь, и светские издания. Во время пандемии, да и после, было затишье. 

Из московских событий мне понравилась трансформация спектакля «Сережа» Дмитрия Крымова. Спектакль не новый, но, увидев его с Константином Хабенским в главной роли, была поражена. Еще Театр им. Маяковского изменился с приходом нового художественного руководителя: мне импонирует неформальный подход Егора Перегудова. 

Вообще, должна отметить, я очень неусидчива, мне часто скучно. Когда спектакль больше полутора часов, мне уже тяжело!

Помню, когда первые «Чтения» шли дольше трех часов, ты переживала, что зрители не выдержат. Расскажи, как вы с Цыпкиным познакомились?

Тысячу лет назад в Петербурге, когда я работала журналистом, а Саша — пиарщиком. А после долгого перерыва в общении встретились уже в Москве: он с загипсованной ногой, а я — беременная на шестом месяце. Дело было в октябре, а в ноябре мы уже сделали первые «Чтения» в Москве.

Александр Цыпкин и Анастасия Приц
Фото: предоставлено из личного архива
Александр Цыпкин и Анастасия Приц

И ты взяла на себя организационную часть?

Я тогда буквально уговорила «Гоголь-центр» (сейчас — Московский драматический театр им. Гоголя) дать нам площадку для первых театральных «Чтений». С театрами очень тяжело договориться, но нам повезло, видимо, благодаря моему упрямству и адекватной молодой команде «Гоголь-центра». Если бы мы тогда попали на другую площадку, куда-нибудь на окраину города или в полуподвал, думаю, нас бы такой успех не ждал.

Почему?

«Гоголь-центр» был на подъеме, а мы своим появлением здорово реанимировали «чтецкий формат». Ведь такого, чтобы читать произведения современных авторов со сцены, ни у кого не было. Да, это длилось 3,5 часа, но ощущение причастности к рождению современной литературы и отличные тексты захватили зал.

А почему с арендой театров такие сложности?

Театры не хотят сдавать в аренду залы, им это не нужно. Я сейчас учусь на Executive MBA, и педагогам пытаюсь объяснить, что в России театральная история очень закостенелая, в театры сложно пробраться «с улицы». Важно, с кем ты учился, с кем дружишь. Театры не очень открыты новому, там своя «мафия», которая формировалась десятилетиями. Например, когда я ездила во Владивосток, было ощущение, что я попала в 90-е годы.

Мы очень ценим наших партнеров, к нам хорошо относятся, но это далось непросто. Сейчас система меняется, и я очень надеюсь, что со временем она окончательно трансформируется.

Анастасия Приц
Фото: предоставлено из личного архива
Анастасия Приц

Зачем MBA, если у тебя и так прекрасные организаторские способности?

Пошла, чтобы немножко систематизировать мозг. И, может быть, какие-то другие формулы успешного бизнеса перенести в нашу сферу. Я сейчас наблюдаю некий хаос в культуре: устаревшая система сильно тормозит развитие. Представляешь, сколько идей разбивается о стену в попытке быть услышанными? Вся система грантов неповоротливая, чтобы туда пробиться, нужно быть подкованным юридически. Для людей, которые занимаются творчеством, это тяжело. Поэтому хочется все упорядочить в голове. Русская культура и русское слово очень важны, и сейчас то самое время, когда надо дать молодым талантам проявить себя.

А у вас же есть фестиваль с чтением произведений начинающих авторов. Можно сказать, что у «Чтений» — миссия по развитию современной прозы?

Как говорится, не хлебом единым сыт человек. У человека, который зарабатывает деньги любимым делом, должна быть миссия. Мы с Сашей придумали, что нам хочется дать возможность начинающим авторам заявить о себе. Тем более когда тексты читают со сцены известные артисты, они могут почувствовать себя настоящими писателями. Понятно, что это не сделает их суперпопулярными, но это старт, который можно использовать. У нас есть успехи! Например, мы дали по-новому себя почувствовать Саше Бессонову, Айдилю Юлдашеву, Кети Сапович и другим. Это фестиваль про возможности. В этом году будем проводить его в саду «Эрмитаж».

В общем, чтобы попасть в театр, надо приложить огромные усилия, а вы решили сократить путь для начинающих авторов?

Да. Если ты не родился в какой-то прекрасной семье, или у тебя дикая популярность, то, чтобы тебе дали поставить спектакль, могут пройти годы. И когда известные актеры рассказывают, как они сидели без работы десятилетиями, а потом им чудом повезло, ты понимаешь, что за этими актерами стоят тысячи других актеров. И они никогда не расскажут, что чего-то добились. Потому что мы их не знаем.

Как вы выбираете актеров для «Чтений»? У вас они всегда известные, а можете, например, позвать какого-нибудь модного блогера, инфлюенсера, как это делают некоторые театры?

У нас разные актеры, которые подходят под формат. Помимо Константина Хабенского, Виктории Исаковой, Екатерины Шпицы, Юра Борисов у нас был, сейчас Саша общается с Юлей Снигирь. Если ориентироваться только на хайп, мы не туда пойдем. Самое ужасное, если к нам придет аудитория, которая нас не поймет. 

Если будет, например, условная Оля Бузова, мы соберем зал, но публика Оли и наша аудитория не поймут, что происходит. Для бизнеса это означает не оправдать ожидания своего клиента. Один раз ты чего-то добьешься, а потом потеряешь. Нет, конечно, если появятся какие-то хайповые талантливые ребята, которые захотят работать с нами, мы открыты. Кстати, Саша делал с Олей Бузовой интервью для одного журнала, ему очень понравилось. Она большая молодец и настоящий трудоголик. Для нашей аудитории, конечно, можно попробовать ее трансформировать. Но хайпа все равно не будет, ведь у нас спокойный формат.

Что это вообще за аудитория, которая готова по 3 часа слушать рассказы со сцены?

Мы ушли от трехчасовых чтений, сейчас не более двух часов, а стандартная программа у Саши час сорок. Нашей аудитории в России немного, не больше 3–7%, но нам хватает. Это думающие люди, они интересуются новым. У меня на учебе спрашивают: как вы узнаете своего гостя? Я говорю: по голым ногам даже в сорокаградусный мороз! «Чтения» — праздник. И для молодых парней, и для бабушек, которые с Сашей фотографируются. Это актуально, ни на что не похоже и, если ты врубаешься, значит, ты в теме.

Фото: пресс-служба

У тебя как у продюсера да и в целом креативного человека какие еще амбиции?

Первый раз в этом году будем делать «Беспринцыпные чтения. Дети». Читают рассказы современных маленьких авторов тоже дети — актеры. Сейчас тинейджерская тема развивается, и вот мы решили сделать такую историю. 

Еще мы с Сашей продюсируем спектакли. «Не скажу» по его пьесе уже поставлен в Барнауле и Воронеже, гастролирует и в Петербурге, и в Нижнем Новгороде, планируем еще Новосибирск, Пермь, Екатеринбург. Помогаем молодым режиссерам, например Грише Артамонову, Семену Баркову. Выпускаем первый музыкальный детский комикс-спектакль на ВДНХ в «Зеленом театре» на 3000 человек.

И недавно придумали сделать «Беспринцыпные чтения. Друзья» — такой клуб привилегий, где среди наших сумасшедших в хорошем смысле зрителей будем разыгрывать разные прикольные призы.

Фото: предоставлено из личного архива

Все очень бурно, а были ведь моменты, когда ты говорила, что хочешь уйти из проекта?

Я очень эмоциональная и нетерпеливая. А Саша человек спокойный в этом плане: если бы он не был терпелив, ничего бы не получилось. Я терпению только учусь, мне всегда хочется, чтобы все было быстро. Я бы даже открыла курсы по терпению и осознанному принятию ситуации, на которые сама бы пошла. И уж точно не в качестве учителя.

Беседовала Анна Сметанина