Прививка от рака: предотвратить нельзя вылечить
Вирус оспы и дендритная вакцина
Вакцина, о которой говорила Елена Малышева в своей передаче, не предотвращает, а лечит болезнь уже на терминальной стадии. Для создания такой вакцины ученые берут у больного образец крови. Из него медики выделяют дендритные иммунные клетки, которые нужно размножить в специальном инкубаторе. Затем клетки тренируются распознавать рак на примере девяти разновидностей опухолей. После этого ученые вводят «обученные» дендритные клетки обратно в организм. В 40% случаев метод срабатывает и иммунитет пациента уничтожает раковые клетки.
Два года назад появились новости о терапевтической вакцине от рака груди от этого же института. Тогда СМИ сообщали о начале клинических испытаний. Разработали вакцину сотрудники Института химической биологии и фундаментальной медицины СО РАН и центра «Вектор» Роспотребнадзора в партнерстве с ООО «Онкостар» (резидент «Сколково»). Первая фаза клинических испытаний, где проверяется безопасность и переносимость препарата, а также его превращения в организме, должна была занять около двух лет. Ген, с которого синтезируется белок — убийца раковых клеток, стал главным компонентом вакцины. Его носителем ученые сделали инактивированный, то есть обезвреженный, рекомбинантный вирус осповакцины VV-GMCSF-Lact.
На шаг впереди
Существуют ли прививки, которые предотвращают рак? И да, и нет. На мировом рынке доступны вакцины от вызывающих рак шейки матки и другие онкологические заболевания вирусов папилломы человека, а также от гепатита В, хроническая форма которого приводит к циррозу и раку печени. То есть они защищают не от рака, а от некоторых причин, его вызывающих.
Вакцины от гепатита В в мире начали применять еще с восьмидесятых годов. В России зарегистрированы полтора десятка таких препаратов. Моновакцины защищают только от вируса гепатита В и немного отличаются по составу. Комбинированные совмещают в себе антигены к гепатиту и нескольким другим заболеваниям. Некоторые препараты подойдут только детям, другие — детям и взрослым старше определенного возраста, третьи можно использовать всем. Они входят в календарь прививок, а значит, медики вакцинируют ими бесплатно.
Клинические испытания полностью отечественной вакцины от ВПЧ на детях и подростках в России стартовали в марте этого года, а закончить их планируют до октября 2025-го. В случае успеха прививка станет доступна людям. Производить препарат, который защитит от четырех распространенных разновидностей вируса (с номерами 6, 11, 16 и 18) будет компания «Нанолек» в Кировской области. В стране уже доступны вакцины «Гардасил» и «Церварикс» от зарубежных компаний, однако в ОМС они не входят. Поэтому, за исключением специальных программ в некоторых регионах, прививка будет платной.
Рак органов мочеполовой системы
За рубежом доступны не только прививки от вызывающих рак вирусов, но и некоторые терапевтические вакцины. Американское Управление по контролю качества пищевых продуктов и лекарственных средств одобрило несколько таких препаратов. Четыре из них помогают вылечить рак органов мочеполовой системы. Sipuleucel-T (Provenge®) борется с раком простаты, который уже метастазировал, то есть распространился на другие органы и ткани. Метод похож на разработку петербургских ученых: медики тоже создают эту вакцину индивидуально, тренируя иммунитет пациента распознавать опухоли. Препарат тестируют и на пациентах с более ранними стадиями заболевания.
Два препарата помогают победить рак мочевого пузыря на ранней стадии. Одна из них — вакцина БЦЖ, названная в честь бациллы Кальмета — Геррена (второй ученый, кстати, стал одним из создателей прививки). Изначально медики разработали препарат для защиты от туберкулеза, и содержит он убитые бактерии, которые вызывают это заболевание. Для этой цели врачи и сегодня вводят вакцину под кожу новорожденным и повторно прививают взрослых. Но для борьбы с раком врачи доставляют ее в мочевой пузырь через катетер. Такая процедура заставляет иммунную систему «взбодриться», чтобы затем заняться борьбой с раковыми клетками с удвоенной силой. Если БЦЖ не помогает остановить рост опухоли, больным могут назначить вакцину под названием Nadofaragene firadonevec (Adstiladrin®), которую вводят в организм тем же способом. Только вместо туберкулезных палочек в нее добавлен генетически измененный вирус, который стимулирует иммунитет, но не может заразить человека.
В состав вакцины от меланомы под названием T-VEC (Imlygic®) входит онколитический вирус, способный проникать в раковые клетки, не затрагивая здоровые. Вирус генетически изменен таким образом, чтобы вызывать усиленный иммунный ответ. Препарат используется в терапии меланомы на поздних стадиях, в случаях, когда хирургам не удается полностью удалить опухоль.
Некоторые препараты пока не получили «мировое признание», например вакцина от рака почек «Онкофаг», которую разработали российские ученые. Действующим веществом в ней стал БTШ-HSPPC-96, один из белков теплового шока, полученный из опухолевых тканей пациента. Эти молекулы распознают следы патологического разрушения тканей и активируют иммунную систему, чтобы уничтожить переродившиеся клетки. В 2009 году препарат получил награду Всемирного конгресса по вакцинам, однако в том же году биотехнологическая компания Antigenics Inc. отозвала заявление на его регистрацию, поданное в Европейское агентство лекарственных средств. Ни в Европе, ни в США его так и не одобрили, да и в России препарат сейчас не продается. Препараты от рака на основе белков теплового шока разрабатывают давно. Но периодические сенсационные заявления газет и телеканалов о том, что БТШ волшебным образом спасут пациентов от любого онкологического заболевания, остаются далеки от реальности.
Похожая участь постигла и разработанную на Кубе вакцину CimaVax-EGF — не помогло и то, что вторая стадия ее испытаний подошла к концу. Препарат, в основе которого — эпидермальный белок роста (английская аббревиатура — EGF), действует против немелкоклеточного рака легкого. На родине вакцина получила одобрение еще в 2011 году. Власти зарегистрировали ее и в Колумбии, Перу, Парагвае и Боснии и Герцеговине. А вот в США и других странах законодатели не спешат выдавать разрешения на использование препарата.
В начале долгого пути
Терапевтические вакцины от рака могут остановить рост опухоли и образование метастазов, а также уберечь пациента от возвращения болезни. Но есть и сложности, которые мешают их разрабатывать. Из-за больших размеров некоторых опухолей и умения раковых клеток «прятаться» от иммунной системы, видоизменяя свои белки, даже «тренированные» клетки в терапевтических вакцинах не всегда могут достичь своей цели. У некоторых пациентов собственный иммунитет может быть слишком слабым. Найти антигены — белки, по которым компоненты терапевтических вакцин могут распознать врага, но не повредить нормальные клетки, — тоже бывает непросто.
С 2016 года ученые развивают это направление в международной коллаборации Human vaccine project. Цели проекта — расшифровать человеческий иммуном (совокупность генов, кодирующих связанные с иммунитетом белки) и исследовать молекулы-антигены, по которым иммунная система отличает здоровые клетки от дефектных, ступивших на кривую дорожку. В будущем ученые хотят разобраться, от чего зависит и по каким правилам работает долгосрочный иммунный ответ, который можно использовать против рака. Благодаря этому можно будет понять, как вакцинировать людей, чтобы эффект продлился как можно дольше.
Ученые не отчаиваются, ведь немало вакцин доходит до клинических испытаний. Продолжается тестирование терапевтической вакцины от рака мочевого пузыря, которая тренирует иммунитет распознавать клетки опухоли при помощи обезвреженного вируса — носителя антигена HER2. При лечении колоректального рака медики обучают иммунитет пациентов активнее реагировать на антигены CEA, MUC1, guanylyl cyclase C и NY-ESO-1. Кроме того, до тестирования дошли терапевтические вакцины от рака почек, легких, поджелудочной железы, мозга, груди и шейки матки, а также от разных видов лейкемии и миеломы. Немецкая компания BioNTech ведет клинические испытания вакцин от 30 разновидностей рака и собирается выпустить первые из них на рынок в 2026 году. Но нужно понимать, что клинические испытания длятся годами. Разработчики должны тщательно протестировать препарат, чтобы убедиться в его безопасности и в том, что он эффективнее других методов или может дополнить их, улучшая результат, и проследить за последствиями лечения.
Каждый раз, когда СМИ путают узконаправленную терапевтическую вакцину с защитой от всех видов рака, где-то плачет безнадежный пациент. В большинстве случаев такие препараты очень индивидуальны. И не только потому, что их персонально подбирают для пациентов, что, кстати, делает такое лечение очень дорогим. Типов злокачественных опухолей у людей не меньше сотни, и конкретная разновидность зависит и от вариантов генетических «поломок» в клетках человека, и от того, в каких тканях они произошли. Разные виды рака требуют своего подхода к лечению. Поэтому большим событием становится выход на рынок каждой новой вакцины — одной из огромного множества тех, которые нам нужны.