Проза жизни. Театральные премьеры по неочевидным произведениям
«Люблинский штукарь», театр «Шалом»
По одноименному роману Исаака Башевиса-Зингера
Режиссер: Яна Тумина
Написанная на идише книга нобелевского лауреата Исаака Башевиса-Зингера логично встраивается в репертуарную политику театра «Шалом». С историей об исключительно одаренном и очень обаятельном циркаче, который запутался в собственных любовях и философии, работала Яна Тумина — петербургский режиссер, создающий спектакли на стыке визуального и драматического театра.
«Голод», МХТ им. А. П. Чехова
По одноименному роману Кнута Гамсуна
Режиссер: Елизавета Бондарь
Роман, частично основанный на биографии самого Гамсуна, лег в основу спектакля Елизаветы Бондарь. Герой «Голода» — человек в пограничном состоянии. Голодающий писатель, чей талант не востребован, заполняет мир вокруг фантомами собственных фантазий.
Этот текст Гамсуна вызвал неожиданный всплеск интереса: эскиз по роману полтора года назад в Воронежском камерном театре делал Дмитрий Лимбос, а Сергей Тонышев выпустил по нему студенческий спектакль «Илаяли», который идет в Театральном центре СТД РФ «На Страстном».
«Ночные дороги», фестиваль «Твой шанс | ГИТИС fest»
По одноименному роману Гайто Газданова
Режиссер: Ася Князева
Гайто Газданов поддерживал Белую армию, поэтому в 1920 году был вынужден эмигрировать во Францию, где больше двадцати лет проработал таксистом. Собранные за это время истории о ночных поездках, пьющих философах и философствующих пьяницах, о дамах, время которых уходит, и проститутках, которые берут свое, несмотря ни на что, превратились в роман «Ночные дороги».
Ася Князева, в свою очередь, превратила его в поэтичный спектакль, который окутает зрителей парижским мороком и создаст на сцене не город любви с открыток, но томно текущую ночную жизнь ХХ века.
«Приглашение на казнь», Театр им. М. Н. Ермоловой
По одноименному роману Владимира Набокова
Режиссер: Марина Брусникина
Автора трудно назвать неочевидным, а вот роман «Приглашение на казнь» — не самое известное произведение Набокова. Театральный по своей природе, миражный, построенный на антитезе очевидного притворства и усталой честности, на переодеваниях, воспоминаниях, множащихся мирах, текст легко вписался в пространство сцены. Марина Брусникина часто работает с прозой разной степени современности и умеет это делать так, что слово заполняет театр, но не подвергается иллюстративному упрощению.
«Симон», Театр им. Вл. Маяковского
По одноименному роману Наринэ Абгарян
Режиссер: Денис Хуснияров
Наринэ Абгарян — одна из самых заметных русскоязычных писательниц и потенциально театральный автор. Самую известную ее повесть, «Манюню», поставила в РАМТе Рузанна Мовсесян, а спектакль по книге «С неба упали три яблока» в зеленоградском Ведогонь-театре выпустила Татьяна Тарасова.
«Симон» — бестселлер четырехлетней давности. Это история о бедном каменщике Симоне из горного армянского городка. Вернее, пять историй, которые расскажут влюбленные в него женщины.
«Деревянные кони», Театр на Таганке
По мотивам повестей «Деревянные кони», «Пелагея» и «Алька» Федора Абрамова
Режиссер: Светлана Землякова
Материал, важный для театра. 50 лет назад по этим текстам Федора Абрамова была поставлена премьера спектакля Юрия Любимова. Сам автор сидел на репетициях и был вовлечен в творческий процесс.
Полвека спустя Светлана Землякова ищет новый театральный язык, который продолжал бы традиции, но не казался архаичным. Спектакль про три поколения женщин в замкнутом, словно запечатанном вне времени мире деревенской прозы.
«Десять посещений моей возлюбленной», Театр Наций
По одноименному роману Василия Аксенова
Режиссер: Мурат Абулкатинов
Еще одним автором «деревенской прозы» занялся Мурат Абулкатинов. Не самый известный роман Василия Аксенова режиссер поставил как «сцены из вчерашней юности», сохранив обаятельно-ностальгическую интонацию автора. В спектакле про первую любовь заняты совсем молодые артисты: почти все — выпускники прошлого года разных театральных вузов.
Подготовила Алиса Литвинова