«Люблинский штукарь», театр «Шалом»

По одноименному роману Исаака Башевиса-Зингера 

Режиссер: Яна Тумина

Афиша спектакля «Люблинский штукарь»
Фото: пресс-служба
Афиша спектакля «Люблинский штукарь»

Написанная на идише книга нобелевского лауреата Исаака Башевиса-Зингера логично встраивается в репертуарную политику театра «Шалом». С историей об исключительно одаренном и очень обаятельном циркаче, который запутался в собственных любовях и философии, работала Яна Тумина — петербургский режиссер, создающий спектакли на стыке визуального и драматического театра.

«Голод», МХТ им. А. П. Чехова 

По одноименному роману Кнута Гамсуна

Режиссер: Елизавета Бондарь

Сцена спектакля «Голод»
Фото: Александра Торгушникова
Сцена спектакля «Голод»

Роман, частично основанный на биографии самого Гамсуна, лег в основу спектакля Елизаветы Бондарь. Герой «Голода» — человек в пограничном состоянии. Голодающий писатель, чей талант не востребован, заполняет мир вокруг фантомами собственных фантазий.

Этот текст Гамсуна вызвал неожиданный всплеск интереса: эскиз по роману полтора года назад в Воронежском камерном театре делал Дмитрий Лимбос, а Сергей Тонышев выпустил по нему студенческий спектакль «Илаяли», который идет в Театральном центре СТД РФ «На Страстном». 

«Ночные дороги», фестиваль «Твой шанс | ГИТИС fest»

По одноименному роману Гайто Газданова

Режиссер: Ася Князева

Сцена спектакля «Ночные дороги»
Фото: пресс-служба
Сцена спектакля «Ночные дороги»

Гайто Газданов поддерживал Белую армию, поэтому в 1920 году был вынужден эмигрировать во Францию, где больше двадцати лет проработал таксистом. Собранные за это время истории о ночных поездках, пьющих философах и философствующих пьяницах, о дамах, время которых уходит, и проститутках, которые берут свое, несмотря ни на что, превратились в роман «Ночные дороги». 

Ася Князева, в свою очередь, превратила его в поэтичный спектакль, который окутает зрителей парижским мороком и создаст на сцене не город любви с открыток, но томно текущую ночную жизнь ХХ века.

«Приглашение на казнь», Театр им. М. Н. Ермоловой

По одноименному роману Владимира Набокова

Режиссер: Марина Брусникина

Сцена спектакля «Приглашение на казнь»
Фото: пресс-служба
Сцена спектакля «Приглашение на казнь»

Автора трудно назвать неочевидным, а вот роман «Приглашение на казнь» — не самое известное произведение Набокова. Театральный по своей природе, миражный, построенный на антитезе очевидного притворства и усталой честности, на переодеваниях, воспоминаниях, множащихся мирах, текст легко вписался в пространство сцены. Марина Брусникина часто работает с прозой разной степени современности и умеет это делать так, что слово заполняет театр, но не подвергается иллюстративному упрощению.

«Симон», Театр им. Вл. Маяковского

По одноименному роману Наринэ Абгарян 

Режиссер: Денис Хуснияров

Репетиция спектакля «Симон»
Фото: пресс-служба
Репетиция спектакля «Симон»

Наринэ Абгарян — одна из самых заметных русскоязычных писательниц и потенциально театральный автор. Самую известную ее повесть, «Манюню», поставила в РАМТе Рузанна Мовсесян, а спектакль по книге «С неба упали три яблока» в зеленоградском Ведогонь-театре выпустила Татьяна Тарасова.

«Симон» — бестселлер четырехлетней давности. Это история о бедном каменщике Симоне из горного армянского городка. Вернее, пять историй, которые расскажут влюбленные в него женщины.

«Деревянные кони», Театр на Таганке 

По мотивам повестей «Деревянные кони», «Пелагея» и «Алька» Федора Абрамова

Режиссер: Светлана Землякова

Актеры спектакля «Деревянные кони»
Фото: пресс-служба
Актеры спектакля «Деревянные кони»

Материал, важный для театра. 50 лет назад по этим текстам Федора Абрамова была поставлена премьера спектакля Юрия Любимова. Сам автор сидел на репетициях и был вовлечен в творческий процесс.

Полвека спустя Светлана Землякова ищет новый театральный язык, который продолжал бы традиции, но не казался архаичным. Спектакль про три поколения женщин в замкнутом, словно запечатанном вне времени мире деревенской прозы.

«Десять посещений моей возлюбленной», Театр Наций

По одноименному роману Василия Аксенова

Режиссер: Мурат Абулкатинов

Сцена спектакля «Десять посещений моей возлюбленной»
Фото: пресс-служба
Сцена спектакля «Десять посещений моей возлюбленной»

Еще одним автором «деревенской прозы» занялся Мурат Абулкатинов. Не самый известный роман Василия Аксенова режиссер поставил как «сцены из вчерашней юности», сохранив обаятельно-ностальгическую интонацию автора. В спектакле про первую любовь заняты совсем молодые артисты: почти все — выпускники прошлого года разных театральных вузов.

Подготовила Алиса Литвинова