Лучшее за неделю
6 сентября 2024 г., 17:17

Квадроберы, хоббихорсеры и «черные академики»: топ-5 самых необычных молодежных движений

Читать на сайте

Фурри, квадроберы и териантропы

Девушка в маске кошки играет с собакой
Девушка в маске кошки играет с собакой Фото: Максим Богодвид / РИА Новости

Квадробика и териантропия — направления фурри-движения. Фурри переводится как «пушистый». Представители этой субкультуры (фурсоны) переодеваются в выдуманных или очеловеченных животных. Например, в волка или зайца из «Ну, погоди!», кота Леопольда, Чипа и Дейла, Микки Мауса. Костюм фурри называется фурсьют.

Движение зародилось в Америке в конце 1970-х годов XX века, а в России начало набирать популярность с 2000-х годов. В Москве даже есть официальное сообщество — Московское объединение фурри. Участники, возраст которых от 9 до 20 лет, ходят на встречи, фурри-фестивали и конвенции.

Квадробика — неофициальный вид спорта. Первопроходцем в нем считается японец Кенити Ито по прозвищу «Человек-обезьяна». В 2015 году он попал в Книгу рекордов Гиннесса за то, что на четвереньках пробежал 100 метров за 15 секунд. Квадроберы (чаще всего это дети в возрасте от 9 до 14 лет) надевают маски кошек, лис или собак и прикрепляют к одежде хвосты. В отличие от фурсон, они стараются не просто выглядеть как животные, но и подражать их повадкам: передвигаются на четвереньках, мяукают, лают и даже кусаются.

Териантропы, в отличие квадроберов, отождествляют себя с животными на ментальном уровне, то есть это не хобби, как в случае фурри или квадробики. Терианы внутренне не чувствуют себя людьми. Это может проявляться в их характере и поведении. При этом не все представители этой субкультуры носят специальные костюмы, они могут ходить и в обычной одежде.

Фурри, квадробику и териантропию часто критикуют. Например, детский омбудсмен Татарстана Ирина Волынец говорит, что этой субкультурой руководят злоумышленники, негативно влияя на подростков, а депутат Татьяна Буцкая и вовсе считает, что эти движения нужно запретить, поскольку под них «мимикрирует сатанизм».

Но есть и другое мнение. «Такие игры у детей были всегда. Помню, 30 лет назад мне на прием приводили девочку, которая воображала себя белочкой, жила на шкафу и требовала, чтобы ей давали орешки, — вспоминает детский психолог Катерина Мурашова. — Эта девочка не психически больная, через некоторое время это увлечение закончилось. Девочки-кошечки тоже ко мне приходили».

По мнению Мурашовой, сегодняшним родителям «надо пугаться меньше», потому что к базовой тяге к переодеваниям добавилась мода. «Многие дети это делают не из-за особенностей своей личности, а просто подчиняясь моде. Подружки так делают — я тоже буду. То есть сегодняшним родителям проще, чем тем, которые воспитывали детей 20-30 лет назад, когда ни одной белочки в поле зрения, и вдруг мой ребенок начинает постоянно жить на шкафу и требовать орешки. В каких случаях мы можем встревожиться? Когда мода уже прошла, а ребенок так и живет на шкафу». 

Впрочем, говорит психолог,  «если родителей раздражает, что по квартире кто-то бегает на четвереньках или прыгает, как лягушка, родитель от своего имени должен совершенно честно сказать об этом. Не надо делать вид, что подобное самовыражение доставляет вам удовольствие. Любому человеку важна обратная связь, ребенку особенно».

Хоббихорсеры

Соревнования по хоббихорсингу в Санкт-Петербурге
Соревнования по хоббихорсингу в Санкт-Петербурге Фото: Дмитрий Ловецкий / AP / ТАСС

Это молодежное движение уже давно разошлось на мемы в соцсетях. Хоббихорсинг представляет собой «езду» на деревянной палке с лошадиной головой. Такая голова называется хоббихорсом. Хоббихорсинг похож на конный спорт и повторяет его дисциплины — «выездку» и «конкур». В выездке участница должна сымитировать элементы, которые делает лошадь на манеже — диагональ, вольт, серпантин. В конкуре наездница проходит полосу препятствий с барьерами высотой до полутора метров, также повторяя поведение лошади.

Эти «скачки» появились в Финляндии в 2010 году, а спустя 7 лет пришли и в Россию. Сегодня есть несколько организаций — Ассоциация хоббихорсинга России, Федерация хоббихорсинга Московской области, Федерация хоббихорсинга Санкт-Петербурга. Для любителей такого увлечения проводят соревнования, секции по хоббихорсингу открываются в конных клубах, школах и даже детских садах. Тренер Валентина Лукошкина предполагает, что хоббихорсинг скоро станет официальным видом спорта в России.

«Количество детей, которые им занимаются, растет. Например, в соревнованиях нашего центра уже принимают участие по 100 спортивных пар, — говорит председатель Федерации хоббихорсинга Санкт-Петербурга Гавриил Морковкин. — По поводу насмешек могу сказать: хорошо смеется тот, кто смеется последним. По крайней мере, дети не сидят в гаджетах, а заняты делом: помимо самих занятий, они шьют уздечки, делают выкройки хоббихорсов, изучают породы, потому что у каждого хорса есть своя порода. Этот вид спорта развивает физические данные, дыхание, мышцы. Половина тела имитирует лошадь, половина — всадника, а это очень тяжело».

«Черные академики»

Кадр из фильма «Убей своих любимых», культового для среды «темных академиков»
Кадр из фильма «Убей своих любимых», культового для среды «темных академиков» Фото: Benaroya Pictures

Субкультура «Dark Academia» или «Темная Академия» зародилась в 2017-2018 годах в соцсетях, но настоящую популярность приобрела на платформах Tumblr, Pinterest, TikTok и Instagram* после карантина в 2020 году. Студенты не знали, когда вновь вернутся за парты, и начали романтизировать в соцсетях атмосферу университетской среды, классической литературы и преппи-стиля. С каждым годом популярность субкультуры растет — в августе 2024-го число постов с хэштегом #darkacademia в Instagram* превысило 2,5 миллиона, а в TikTok — 98 миллионов.

Приверженцев этого молодежного течения отличает стремление к знаниям — они интересуются историей искусств, классической литературой и музыкой, учат латинский и французский языки, любят готику. Выглядят «темные академики» как стереотипные студенты Оксфорда. Твидовые костюмы, клетчатые юбки и брюки — отличительные элементы стиля представителей этой субкультуры.

Кейпоперы

Фанаты в ожидании начала тура k-pop группы BTS Permission To Dance On Stage на Олимпийском стадионе в Сеуле, 10 марта 2022 года
Фанаты в ожидании начала тура k-pop группы BTS Permission To Dance On Stage на Олимпийском стадионе в Сеуле, 10 марта 2022 года Фото: Chung Sung-Jun / Getty Images Entertainment / предоставлено Getty Images

Кейпоперы — это люди, которым нравится корейская поп-музыка K-pop. Её отличительная черта в смешении жанров: дабстеп, электроденс, хип-хоп, джаз, рок-н-ролл. Исполнители поют о любви, а каждое их выступление сопровождается синхронной хореографией.

Музыкальный стиль K-pop существовал давно, но популярность приобрел после выхода в 2012 году клипа «Gangnam Style» азиатского рэпера Psy. Среди фанатов жанра K-pop не только подростки, но и взрослые люди в возрасте 30-40 лет. Они изучают корейский язык, историю и культуру Южной Кореи. Самые популярные группы среди фанатов молодежного направления — BTS, NewJeans, Stray Kids, TXT.

Участников группы кейпоперы называют «айдолы», самого любимого из них — «биас», а самого красивого — «вижуал». На концерты представители субкультуры носят лайтстики — фонарики, похожие на жезлы из аниме «Сейлор Мун». Фанаты K-pop часто коллекционируют карточки с любимыми герл или бойз-бэндами, объединяются в фандомы, смотрят дорамы (корейские сериалы), а ещё слушают Cover Dance — кавер-версии авторского танца любимой группы в исполнении другого коллектива.

Косплееры

Участники фестиваля современной культуры, комиксов и игр Bubble Comics Con
Участники фестиваля современной культуры, комиксов и игр Bubble Comics Con Фото: Алексей Майшев / РИА Новости

Фанаты косплея переодеваются в персонажей из комиксов, художественных фильмов или сериалов, компьютерных игр или мультсериалов. Самые популярные — женщина-кошка, Гарри Поттер, Белоснежка, Супермен, Фредди Крюгер. При этом человек должен «сыграть» выбранного героя, сымитировав его голос, интонацию и поведение.

Косплей получил распространение в 1970-х годах в Японии, где аниме и манга уже давно находятся на пике популярности. В России первые косплееры появились в 1999 году, когда в журнале о видеоиграх «Великий Дракон» опубликовали статью об этом хобби.

Интерес к аниме и косплею начал расти в связи с бурным развитием интернета. Появились первые аниме-фестивали, а в сентябре 2001 года заработал первый русскоязычный сайт о косплее. В крупных городах начали проходить встречи фанатов аниме (например, в парках Фили в Москве и Московском парке Победы в Санкт-Петербурге).

Сейчас косплей — это целое комьюнити, участники которого проводят тематические фотосессии, посещают выставки аниме, переписываются в специальных группах в соцсетях и ходят на фестивали.

«До определенного возраста такие “игры в переодевание” даже поощряются. Например, костюмы зайчиков на Новый год уже стали элементом нашей культуры. Родителям важно проявлять уважение к подростку, считаться с его мнением, поддерживать в стремлении самовыражаться. Важно понять, почему ребенок выбрал именно такое увлечение? Это действительно просто способ самовыражения или бегство от реального мира? А если бегство, не сталкивается ли их ребенок с буллингом? Важно разговаривать с ребенком. Если у него сформировалась сильнейшая эмоциональная зависимость от хобби, когда он перестает общаться со сверстниками или семьей, здесь родителям стоит задуматься и, возможно, даже обратиться к специалисту», — говорит психолог Юлия Каминская.

Подготовила Ирина Филиппова

* Соцсеть Instagram принадлежит компании Meta, признана экстремистской и запрещена на территории РФ

Обсудить на сайте