Лучшее за неделю
11 апреля 2025 г., 10:09

Игра на контрасте. В Норильске стартовал фестиваль современного искусства «Норильские сезоны»

Читать на сайте

«Сказки по нотам» выросли из масштабного проекта Московской филармонии «Весь Стравинский». Его автор, музыковед Ярослав Тимофеев, умело адаптировал наработки под фестивальную программу. 7 апреля на сцене Заполярного театра драмы прозвучали сюита из балета «Щелкунчик» Петра Чайковского и «Сказка о беглом солдате и черте, играемая, читаемая и танцуемая» Игоря Стравинского. Свободных мест в зале не было, а билеты, по словам организаторов, раскупили за несколько дней.

Чайковский был одним из последних представителей романтизма, тогда как Стравинский стал известен благодаря новаторскому подходу и любви к экспериментам. Чайковский умело сочетал в своей музыке простоту и глубину, сделав «Щелкунчика» неотъемлемой частью рождественских традиций многих стран. Стравинский использовал разнообразные музыкальные языки и стили, мастерски играл с ритмами, создавая неожиданные акценты. На музыкальный стиль партитуры сказки — и об этом говорил сам Стравинский — повлияло его знакомство с американским джазом.

«Между написанием этих произведений прошло не так много лет, но по языку и музыкальным идеям это два совершенно разных мира, которые, однако, очень интересно сочетаются. Вся концертная программа построена на контрасте», — поясняет дирижер, лауреат международных конкурсов Федор Безносиков. 

Ярослав Тимофеев подчеркивает, что Чайковский стал одной из ключевых фигур в творчестве Стравинского. «Их музыкальный мир кажется разным, но в произведениях, которые прозвучали сегодня на сцене, много перекрещивающихся сюжетных мотивов. При этом если в “Щелкунчике” вера в счастье абсолютна и безусловна, то в “Истории солдата” бывает сложно отличить счастье от несчастья, а добро от зла», — говорит Тимофеев. 

Стравинский создал «Историю солдата» будучи уже всемирно известным композитором. По его словам, это единственное сочинение, прямо связанное с современностью. Оставшись без средств к существованию после Первой мировой войны и революции в России, Стравинский мечтал собрать небольшой оркестр из семи исполнителей и гастролировать с ним по швейцарским деревням. Премьера «Истории солдата» состоялась 28 сентября 1918 года в Лозанне. Однако гастролям не суждено было сбыться, но не из-за войны, которая к тому времени уже закончилась, а из-за эпидемии испанки. «Сегодня нам с вами выпадали те же испытания, но в обратном порядке», — проводит аналогию и резюмирует актуальность сказки Тимофеев. 

В роли чтецов выступили актеры Евгений Цыганов (солдат), Юлия Хлынина (черт), а также педагог Школы-студии МХАТ и по совместительству режиссер-постановщик «Сказок по нотам» Виктор Рыжаков (рассказчик). Актрису на роль черта выбрали специально. «Для женщины свойственно быть стихийной, страстной и искушающей. Ева искушает Адама, как черт — солдата», — объясняет Хлынина задумку режиссера. К слову, актриса выступила в роли чтеца в музыкальном произведении впервые: «Для меня как для драматического артиста заключить себя в строгие музыкальные рамки было очень непросто, тем более что у меня нет музыкального образования. Но задача оказалась интересной». 

Проводником в мир музыки для актрисы стал один из старейших симфонических коллективов страны, которому в этом году исполняется 89 лет, — Государственный академический симфонический оркестр России имени Светланова, выступавший на крупнейших мировых площадках, в том числе в Большом театре России, Карнеги-холле в Нью-Йорке, Музикферайне в Вене, Альберт-холле в Лондоне, зале Плейель в Париже, Сантори-холле в Токио. Оркестр впервые прилетел в Норильск. Часть инструментов музыканты привезли из Москвы.

«Норильские сезоны» не ограничились только музыкальной программой: Виктор Рыжаков встретился со студентами Норильского колледжа искусств и пообщался с ними о творчестве, а доцент Московской государственной консерватории имени Чайковского, лауреат международных конкурсов Аркадий Старков устроил мастер-класс по игре на тромбоне. 

По словам замглавы города Норильска по социальной политике Натальи Коростелевой, норильчане всегда открыты к новым культурным событиям: «Знаю, что многие перенесли отпуска, чтобы попасть на фестиваль».

«Норильские сезоны» приурочены к 90-летию компании «Норникель» и стали одной из ключевых культурных инициатив в ее юбилейный год. «Для “Норникеля” этот фестиваль — мощнейший инструмент развития социальной и культурной жизни города. Фактически мы углубили программу прошлогодних “Театральных сезонов”, дополнив ее музыкальными постановками. Программа “Норильских сезонов” включает в себя концерт симфонической музыки, спектакли столичных театров, а также образовательные проекты и перформансы, которые должны привлечь внимание молодежи к театру и современному искусству. Если людей вовлечь, они остаются. Подростки после таких мероприятий буквально живут в театре — а значит, мы все делаем правильно», — резюмировала заместитель директора Заполярного филиала «Норникеля» Анастасия Перфильева.

Автор: Анна Алексеева

Обсудить на сайте