«Улучшить контент и наладить связь со зрителем». В Норильске проходит фестиваль «Театральные сезоны»
Местом проведения фестиваля стал Норильский Заполярный театр драмы — самый северный театр в мире, основанный в 1941 году заключенными Норильлага, среди которых были Лев Гумилев, Ольга Бенуа, Евдокия Урусова, Георгий Жженов, Иннокентий Смоктуновский.
Открылись «Театральные сезоны» спектаклем «Старший сын» по одноименной пьесе Александра Вампилова 1967 года в постановке Московского театра имени Владимира Маяковского. Главную роль в нем играет народный артист России Игорь Костолевский. Сюжет прост: студент Бусыгин, загуляв с приятелем, опаздывает на последнюю электричку и прикидывается внебрачным сыном главы семейства, чтобы его пустили переночевать в чужой дом. В итоге персонажи проникаются друг к другу теплыми чувствами, которые не может разрушить даже вскрывшийся обман. «Старший сын» — трагикомичная история о человеке, искавшем ночлег, но нашедшем дом и семью.
Еще одним событием фестиваля стал моноспектакль или, как его еще окрестили слушатели, музыкальный стендап актрисы Театра имени Пушкина Александры Урсуляк «Хорошие песни»: 15 советских и зарубежных песен 60–80-х годов переплетаются с воспоминаниями актрисы о детстве, юности, разбитом сердце, счастливой любви, рождении детей и, конечно, театре. Простые и местами наивные, но такие близкие и понятные всем, эти истории не лишены юмора и самоиронии. Все песни исполняются под аккомпанемент небольшого джаз-бенда, а живая музыка в декорациях летнего театра создает особую камерную атмосферу.
Зрители тепло приняли оба спектакля и не спешили уходить из зала на поклонах, как это часто бывает в больших городах.
Важная часть фестиваля — образовательный проект, задачей которого стала популяризация театра среди детей и подростков, а также поиски новых способов привлечения аудитории и работы со зрителем. Лекции и семинары провели приглашенные эксперты из Москвы и Петербурга.
Создатель агентства «Перформатив» Сергей Першин вместе с менеджерами Заполярного театра разбирал результаты анкетирования зрителей и рассказывал о тонкостях маркетинговых стратегий в сфере культуры. «Мало театров и культурных организаций в принципе рассказывают про своих зрителей и общаются с ними. Комментарии в соцсетях — хороший способ работы с аудиторией. Поинтересуйтесь у зрителей, чего им не хватает в театре, какие изменения нужно внести. Условно, кому-то не хватает кофейного автомата. Поставьте его в буфет и напишите об этом, чтобы зрители понимали, что их мнение важно и будет услышано», — объясняет Першин. В рекламе спектаклей он предлагает использовать эмоциональные зрительские отзывы, возможно, даже с грамматическими ошибками, потому что им охотнее верят. «Отзыв может дать человеку эмоцию, за которую он зацепится, перейдет на сайт и, возможно, купит билет на спектакль». По словам эксперта, важно анализировать, куда ходят отдыхать зрители, потому что с популярными заведениями для отдыха можно организовать коллаборации. А информацию о том, какие, например, сериалы и фильмы особенно популярны у зрителей, можно использовать для спецпроектов. «Если что-то популярное появляется в инфополе, театр может это обыграть. Только сначала посмотрите, соотносится ли тема с вашими целями и позиционированием».
В комментарии «Снобу» Першин подчеркнул, что Заполярному театру нужно не искать новую аудиторию, а научиться как можно глубже работать с уже сложившейся и донести до нее ценность академического и современного искусства. «Среднестатистический зритель считает современный театр чем-то непонятным, а значит, враждебным. “Классика” привычнее, поэтому кажется понятной. Но правда в том, что и в академическом искусстве очень много отсылок, которых обыватель не видит и о которых не знает. Поэтому важно прорабатывать отношение к искусству через сообщество: личная коммуникация, общение, встречи, дискуссии здесь будут иметь большую ценность, чем в крупном городе, где театры работают на охват и удержание аудитории», — объясняет он. По словам эксперта, заниматься современным искусством и собирать вокруг себя людей в маленьком городе, где большей части населения это не особо интересно, — настоящий героизм.
Участница семинара, менеджер по рекламе Заполярного театра Анастасия Носырева рассказала «Снобу», что встречи с экспертами по теме маркетинга в городе случаются не так часто, поэтому особенно ценны. «Теперь понятно, как улучшить контент и наладить связь со зрителем. Мы убедились, что движемся в правильном направлении, просто кое-что нужно скорректировать, — сказала Носырева. — Приятно, что в разборе и обсуждении участвовали и другие городские культурные и креативные пространства. С некоторыми по итогам встречи мы планируем наладить партнерство».
Лекция и семинар руководителя образовательного кластера московского театра «Новая Опера» Алисы Спириной были посвящены взаимодействию школы и театра, а также эффективным техникам и методам коммуникации с подростковой аудиторией. «У меня самые замечательные впечатления от общения с участниками. Проблем в коммуникации, которая иногда присутствует между театром и школой, в Норильске нет. Обе стороны уже находятся в активном диалоге и слышат друг друга. То, как они работают и как ориентированы друг на друга, — абсолютно точно уровень большого города», — поделилась Спирина со «Снобом».
По словам эксперта, часто работе мешает стереотипное представление взрослых о подростках. Это видно даже по лексикону, например, «как затащить ребенка в театр?». Мы заранее моделируем реакцию ребенка, ошибочно предполагая, что ему точно будет там скучно. А зачастую ребенок просто мало что знает про театр. Поэтому с детьми надо разговаривать, приглашать, показывать, объяснять. Дети копируют поведение значимых взрослых, а ведь и взрослых людей, которые регулярно посещают театры, не так много. При этом театр конкурирует за зрителей не только с другими театрами, но и с кино, видеоиграми, общением со сверстниками, поэтому важно дать подростку почувствовать, что в этом месте будет что-то про него, что он поучаствует в чем-то интересном.
Спирина рассказала об интересном зарубежном музыкальном проекте для подростков — групповой композиции, — который по аналогии можно использовать и в театре. Каждый из участников напевает мелодию, которая играет у него в голове, а композитор собирает эти мелодии в одно музыкальное произведение. Все начинается с выбора темы: подростков спрашивают, что их волнует, о чем они думают. Затем им объясняют, что такое ритм и гармония, общее настроение композиции и так далее. Важно услышать каждого ребенка и включить в проект все идеи. Если ребенок заранее думает о том, как его предложение оценит педагог, примет его или нет, он может ничего не предложить. Плохих идей не существует, просто некоторые требуют доработки. Каждую мелодию пропевает хор и дальше сам подросток решает, нравится ли ему, как она звучит, и хочет ли он, чтобы эта мелодия была включена в композицию. Такой подход дисциплинирует: дети не предлагают «ленивые решения».
Еще одним интересным проектом для привлечения подростков в театр может стать подкаст о театральных профессиях, который записывают и монтируют сами же подростки под руководством специалиста. Участвуя в таком проекте, ребята получают вполне практические навыки.
После лекции начался семинар. Участники, среди которых были и подростки, разбились на группы и обсудили, чего им не хватает в культурных учреждениях, что нужно менять, какие есть трудности во взаимодействии между поколениями. В конце семинара участники предложили идеи для новых проектов в театре и школе: косплей-спектакль и перевод классической русской литературы на современный язык с последующей читкой.
Школьницы Полина Триценко и Мария Переведенцева активно участвовали в дискуссии. Они говорят, что им понравилось общаться со взрослыми на равных, что на них не смотрели свысока и к их мнению прислушивались. «Приятно, что меня тоже слышат, что я важна», — говорит Полина. «К нам не относились как к маленьким, мы чувствовали себя комфортно и работали в команде — это здорово», — добавляет Мария.
Режиссер и педагог, художественный руководитель проекта «Театральный дом» фонда «Подари мне крылья» Дмитрий Крестьянкин ведет лабораторию, посвященную исследованию мира современного подростка и театру как инструменту познания и осмысления реальности. Один из его важных принципов — создание безопасной среды, в которой подросток может говорить то, что считает нужным. Крестьянкин рассказал о документальном спектакле, в котором подростки делились историями из своей жизни. Некоторые из юных актеров пережили насилие, от кого-то отказались родители. «Если у подростка есть история, которую он хотел бы поведать миру, но не готов рассказать ее лично, за него это может сделать кто-то другой. Это часто дает терапевтический эффект».
Крестьянкин не предлагает подросткам темы спектаклей, а спрашивает у них, про что они сами хотели бы рассказать. «Я вспоминаю себя подростком и могу сказать, что и у меня тоже есть травмирующий опыт посещения театра: пришел, увидел что-то скучное, непонятное и подумал, что никогда в жизни не пойду в театр. Чтобы заинтересовать ребенка театром, надо услышать, чего хочет он. Может, это будет спектакль по аниме. Никаких проблем! Да, говорить с подростком непросто. Он может послать, но ты должен быть готов к этому».