Фестиваль «Архстояние» в арт-парке «Никола-Ленивец» Фото: официальная группа фестиваля «Архстояние» в социальной сети «ВКонтакте»
Все дороги ведут в современную культурную среду
Россияне все чащеоткрываютдля себя новые малые города, регионы или направления внутри страны. Количество туристических поездок по России выросло с 59,45 миллиона в 2022 году до 74,03 миллиона в 2024 году — рост составил 24,5%. Прогноз на 2025 год — 98,2 миллиона человек. Все это приводит не только к росту государственных вложений в инфраструктуру, новые проекты и объекты во всех регионах РФ, но и к росту частных инвестиций: открываются новые гостиницы, рестораны и кафе, формируется обновленный культурный и городской ландшафт.
Синергия всех вложений в развитие территорий в ряде случаев приводит к обновлению или даже формированию самобытной культурной среды, где-то, напротив, культурная инициатива становится причиной инвестиций и выступает драйвером изменений — не только культурных, но и экономических.
Виктория Тарасова
Так, например,арт-парк «Никола-Ленивец», который располагается вокруг одноименной деревни в Калужской области, начался как инициатива нескольких художников, поселившихся в деревне. Это вылилось вежегодный фестиваль современного искусства и архитектуры «Архстояние», а затем и в создание целого кластера гостевой инфраструктуры благодаря частным инвестициям. Сейчас к развитию данного района подключилось государство: например, была обновлена трасса, ведущая в арт-парк. В итоге мы получили место, главной причиной для посещения которого является созданная культурная среда.
Другой пример — Альметьевск — город в Республике Татарстан, нефтяная столица и месторасположение головного офиса компании «Татнефть». Программа инфраструктурного развития помогла сделать его привлекательным для местных жителей и гостей. В рамках этой инициативы, например, Институт исследования стрит-арта запустилпаблик-арт-программу «Сказки о золотых яблоках»— так в городе появилось 30 муралов и в целом более 40 арт-объектов. Сюжетом для них послужили татарские сказки и исторические события, осмысленные художниками со всего мира.
Мурал «Госпожа гусыня» в Альметьевске Фото: официальный сайт almetpublic.art
Одна из работ — мурал «Госпожа гусыня» — символ женского начала в татарской культуре, прежде никогда не изображавшийся таким образом. Другой мурал «Без контакта», расположенный на гипермаркете, отсылает к истории Альметьевской ярмарки как к месту встреч в прошлом — здесь изображены сцены народного быта с героями, одинаково возможные как в прошлом, так и в настоящем, выполненные в современной технике «глитч».
Альметьевск — это пример, когда культурная среда стала развиваться вследствие инфраструктурных изменений. Здесь работают одна из лучших в России система велодорожек, большой скейт-парк с арт-объектами, а такжепространство для художников и единомышленников «Открытые мастерские».
Другой пример региона, который также развивает культурный ландшафт, — Салехард. В городе работаетмузейно-выставочный комплекс имени И. С. Шемановского, который служит фундаментом, пожалуй, всей культуры Ямала. В 2020 году была созданаарт-резиденция «Полярис», работающая проводником современной культуры в регионе. На ее базе в 2024 году прошла первая Ямальская биеннале современного искусства, где приглашенные художники показали историческую и культурную уникальность региона.
Инсталляция «Сигнал» на ионосферной станции в Салехарде, арт-резиденция «Полярис» Фото: официальная группа арт-резиденции «Полярис» в социальной сети «ВКонтакте»
Например, инсталляция «Сигнал» Анны Червонной теперь украшает фасад ионосферной станции, превратив здание в круглосуточный арт-объект. Масштабная роспись — а это более 200 квадратных метров — визуализирует данные исследований полярного сияния. Проект посвящен работнице станции Раисе Сухановой, изучавшей это явление в Салехарде более 50 лет. Подобные проекты формируют новый культурный ландшафт и делают Салехард привлекательнее для местных жителей и туристов.
Тула
Тула — еще один яркий пример города, который, не являясь ни столицей, ни городом-миллионником, попадает во все музейные рейтинги. Прежде всего это произошло благодаря тому, что в региональном центре появился Музейный квартал.
В 2017 году началась масштабная реконструкция улицы Металлистов, в ходе которой были отреставрированы здания, модернизированы коммуникации, высажены деревья и кустарники, установлено 800 светильников. О том, какая колоссальная работа стоит за обустройством и поддержанием городского хозяйства, можно узнать вМузее городского хозяйства Москвы на ВДНХ. Все эти работы были проведены к 500-летию Тульского кремля, тогда же открыли Музейный квартал.
Сегодня на улице Металлистов можно посетить научный центр «Археология и реставрация» и музей-лабораторию «Археология»Государственного музея-заповедника «Куликово поле»,филиал Государственного исторического музея, впервые открытый вне столицы,Центр семейной истории— филиал Музея-заповедника В. Д. Поленова и многое другое. Но особенно хочется выделить проект Тульского историко-архитектурного музея с загадочным названием«Нимфозориум»(читатьего манифест— отдельное удовольствие), экспозиция которого выстроена вокруг художественного произведения «Левша». Выставка предполагает изучение и интерпретацию текста Николая Лескова средствами современной культуры, приглашение зрителя к тщательному его прочтению и непредвзятым размышлениям о замысле.
Экспозиция «Мой адрес всегда: Тула» Фото: официальный сайт бюро музейной сценографии «Метаформа» / meta-forma.ru
Экспозиция «Мой адрес всегда: Тула» Фото: официальный сайт бюро музейной сценографии «Метаформа» / meta-forma.ru
Культурно-выставочный комплекс «Л. Н. Т.»— представительство музея-усадьбы «Ясная Поляна», открытое к 100-летию музея. Это пример хорошего современного комплексного подхода к проектированию функционала пространства: здесь работает туристско-информационный центр с небольшой экспозицией и возможностью проведения мероприятий, проходное пространство холла знакомит посетителей с историей тульского транспорта, апостоянная интерактивная экспозиция «Мой адрес всегда: Тула»рассматривает историю города через разные тематические слои — «Медицина», «Торговля», «Госслужба», «Искусство» и т. д. В каждой из 12 тем представлен фасад ключевого здания. Он наполнен предметами, текстами и объектами, связанными с именем Льва Толстого.
При выставочном комплексе открылся магазин сувениров «Пьер» илитературное кафе «Стива», в котором подают литературные обеды по мотивам блюд из романа «Анна Каренина» и приглашают на исторические чаепития с дегустацией пирога «Анке» по семейному рецепту Толстых. На таких примерах видно, как бизнес совершенно органично продолжил линию, заданную филиалом «Ясной Поляны». От такой синергии выигрывают абсолютно все участники этого процесса: музей, бизнес, город, а самое главное — посетители.
Городское пространство «Искра» Фото: официальная группа пространства «Искра» в социальной сети «ВКонтакте»
На пару лет раньше музейного квартала в Туле открыли творческий индустриальный кластер «Октава» с«Музеем станка»игородское пространство «Искра», где есть различные кафе, рестораны, магазины и прочие места досуга. Все они также находятся в историческом центре города. В итоге — увеличение туристического потока и развитие культуры, в том числе гастрономической.
Музей станка Фото: официальная группа Музея станка в социальной сети «ВКонтакте»
Например, в Туле уже четыре года проходитисторико-гастрономический фестиваль «Левшинский обед», поддерживающий традиции русской кухни на основе рецептов из книги «Русская поварня» тульского литератора, ученого-энциклопедиста и кулинара Василия Левшина, жившего в конце XVIII — начале XIX веков. Шеф-повара 19 ресторанов и кафе Тулы и области предлагают на время фестиваля современные интерпретации блюд по историческим рецептам.
Крапивна
Музей земства в Крапивне Фото: официальный сайт visittula / visittula.com
Дело в том, что Крапивна — это старинное село, которое оказалось включено в список федеральных объектов культурного наследия благодаря усилиям музея-усадьбы «Ясная Поляна» (село связано с жизнью Льва Толстого). Здесь писатель работал мировым посредником, занимался земскими вопросами, служил почетным судьей и способствовал развитию местного образования. Именно Крапивну можно считать тем самым символическим уездным городом N, в истории которого видна не только судьба земского самоуправления, но и в целом судьба России.
Новый период в жизни Крапивны начался несколько лет назад, когда произошла череда реставраций исторических зданий, а их тут сохранилось немало. Может звучать странно, но сохранение аутентичной городской топологии с регулярной планировкой — заслуга годов забвения.
Экспозиция Музея земства Фото: официальный сайт бюро музейной сценографии «Метаформа» / meta-forma.ru
Экспозиция Музея земства Фото: официальный сайт бюро музейной сценографии «Метаформа» / meta-forma.ru
Индустриализация обошла Крапивну стороной, 90-е не принесли множества странных новых строений, поэтому теперь город обладает внешним обликом, максимально близким к историческому, и именно тут возникли современные музейные пространства. Например, в Музее земства появилась первая в России экспозиция, посвященная истории и наследию земского самоуправления. Здесь становится понятно, как реформа самоуправления сказалась на каждой сфере жизни и почему и сегодня мы наблюдаем это влияние, как она отразилась на архитектурном облике села и какую роль играл в этих процессах Лев Николаевич Толстой.
Село начало осознавать и позиционировать себя как старинный уездный город. Благодаря росту туристического потока здесь, прямо над выставочным залом, открыласьнебольшая историческая гостиница «Вернисаж».
Коломна
Вид на Кремль в Коломне Фото: Юлия Батурина / Фотобанк «Лори»
Коломна — ровесница Москвы — входит в десятку крупнейших городов Подмосковья. Главная достопримечательность города — Коломенский кремль, чьи древние стены и башни частично сохранились до наших дней.
Популярность Коломне принесло возрождение производства местной пастилы. Произошло это в конце нулевых, когда две предпринимательницы, Елена Дмитриева и Наталья Никитина, обнаружили в романе уроженца Коломны Ивана Лажечникова «Ледяной дом» упоминание особенной коломенской пастилы. Рецепт нашли в архивах Российской государственной библиотеки и решили возродить производство. В результате появилась «Музей-фабрика коломенской пастилы», где в театрализованной манере рассказывали о происхождении лакомства, истории города и предлагали продегустировать разные виды этого десерта. Сейчас Елена Дмитриева и Наталья Никитина разделили бизнес, и в городе теперь два похожих по концепции учреждения:Музей коломенской пастилыиМузей истории со вкусом «Коломенская пастила».
Появление подобной культурной инициативы оказалось успешным, и далее стали возникать пространства со схожей концепцией: например,музей «Калачная», где можно испечь калач и заодно узнать про старинные техники его приготовления;музей «Кузнечная слобода», где рассказывают историю кузнечного дела;музейная «Лавка-кондитерская кухмейстера П. П. Шведова», где проводят экскурсии, посвященные кондитерскому делу, и предлагают попробовать сладости, приготовленные по старинным рецептам.
Музей коломенской пастилы Фото: официальный сайт kolomnavisit.ru
Музей «Калачная» Фото: официальный сайт kolomnavisit.ru
Арт-квартал «Патефонка» Фото: официальная группа арт-квартала «Патефонка» в социальной сети «ВКонтакте»
В 2021 году на территории бывшего завода «Текстильмаш» и патефонного завода открылся арт-квартал «Патефонка». Теперь здесь работают кафе, рестораны и магазины местных брендов.
Плес — город на Волге в Ивановской области. Это пример небольшого российского города, в котором не была забыта история и сейчас интерес к ней получил новый импульс. Здесь, как и в примерах выше, довольно богатая музейная среда, а ведь музеефикация — это один из самых эффективных способов сохранить и показать историю и культуру места. В Плесе это делали еще в советское время, и планомерная работа с окружающей средой привела к тому, что сейчас на территории музея-заповедника почти 300 памятников истории, культуры и даже природы, что, конечно, сделало Плес одним из популярнейших туристических мест.
Гостевой дом «Софи» Фото: официальный телеграм-канал гостевого дома «Софи»
В Плесе можно остановитьсяв гостевом доме «Софи», который переносит в атмосферу купеческих усадеб Серебряного века. Еще один вариант размещения — арендовать один из12 бутик-домов «Соборной слободы». Каждый из них обладает своим, отличным от других, интерьерным решением и ненавязчиво погружает постояльцев в историю прежних владельцев.«Соборная слобода» — это результат работы командпроекта «Потаенная Россия»: семья Шевцовых уже более 25 лет занимается возрождением Плеса. За это время отреставрировали и привели в порядок более 50 зданий.
Кофейня Софьи Петровны Кувшинниковой Фото: официальный сайт plios.ru
Возрождается и особенная плесская кухня. Втрактире «Крутояр»гости Плеса могут попробовать лепешки-крутояры с разными начинками и в целом блюда волжской кухни в современной интерпретации. Или, например, зайти и угоститься пирогами и десертами в«Кофейне Софьи Петровны Кувшинниковой», названной в честь ученицы и подруги Левитана. Взакусочной «Рыбный угол»можно попробовать (и обязательно взять с собой) плесские углы — пирожки особой патентованной формы с разнообразными рыбными начинками. И конечно, особенное удовольствие после, например, посещения музея — пообедать или поужинать вгастрономическом проекте «Икра». В старинном деревянном доме подают сеты блюд, представляющие собой гастрономическое наследие Ивановской области.
Рыбинск
Вид на Рыбинск Фото: Игорь Низов / Фотобанк «Лори»
Рыбинск — еще один город на карте России, где развитие городской среды и социокультурных проектов нельзя не заметить. Он образовался в конце XVIII века из Рыбной слободы как город торговли. В те времена купцы были самые «насмотренные» люди в стране, имели возможность сравнить, как живут в разных регионах, и потому старались выделиться среди других. Возможно, что это, а также умение договариваться, предпринимательская жилка и страсть к инновациям сформировали особый рыбинский характер. От слов к делу, не просто мечтать, а действовать — кажется, именно этим и славятся жители города. Например, сейчас в историческом центре города почти не найти вывесок в современном дизайне — почти все они выполнены в стиле ретро.
Ретровывески появились в 2017 году по инициативе музыканта Мити Кузнецова. Тогда он договорился с букмекерской компанией и сделал для них вручную первую деревянную вывеску, которая впечатлила городские власти. Это привело к разработке нового городского дизайн-кода с историческими шрифтами и материалами, который был принят администрацией Рыбинска. Сейчас в центре уже более 300 ретровывесок, а город называютмузеем живой старинной вывески под открытым небом.
Пример вывески в Рыбинске, магазин сети «Пятерочка» Фото: Виктор Карасев / Фотобанк «Лори»
Экспозиция Рыбинского музея-заповедника «Рыбинск в XX веке», расположенная в здании Мучного гостиного двора, раскрывает историю города в XX веке. Каждый из исторических отрезков раскрывается ключевым событием, позволяющим понять и почувствовать проявления рыбинского характера.
Экспозиция «Рыбинск в XX веке» Рыбинского музея-заповедника Фото: официальный сайт бюро музейной сценографии «Метаформа» / meta-forma.ru
Экспозиция «Рыбинск в XX веке» Рыбинского музея-заповедника Фото: официальный сайт бюро музейной сценографии «Метаформа» / meta-forma.ru
Рыбинский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник Фото: Андрей Бойков / Фотобанк «Лори»
Проявлением того самого рыбинского характера можно назвать, например, строительство одной из передовых гидроэлектростанций СССР довоенного периода. Но характер проявился не только в желании создать мощнейшую ГЭС, но и в той цене, которую пришлось за это заплатить: были затоплены многие земли, утрачены города, деревни и села. Сейчас в городе ежегодно проходит«Мологафест», основанный на реконструкции праздника «Ершовая неделя», проходившего в утраченном городе Молога. Фестиваль проходит по инициативе частногомузея «Рыбинские рыбы», задачей которого является сохранение художественных промыслов.
Макет Мологи Фото: официальный сайт проекта / maketmologi.ru
В центре Рыбинска появилось много пекарен, действующийпивзавод «Богемия»приглашает всех на экскурсию по производству, а также попробовать местное пиво и квас. Во многих ресторанах предлагаются рыбные блюда, а, например, в«Центре употребления пельменей»можно даже попробовать борщ с пельменями.
Пушкинские Горы
Музей-усадьба «Михайловское» Фото: официальный сайт Пушкинского заповедника / pushkinland.ru
Музей-усадьба «Петровское» Фото: официальный сайт Пушкинского заповедника / pushkinland.ru
Пушкинские Горы — поселок городского типа в Псковской области. Его название говорит само за себя: это место связано с жизнью Александра Сергеевича Пушкина. Здесь располагаетсяГосударственный мемориальный историко-литературный и природно-ландшафтный музей-заповедник А. С. Пушкина «Михайловское», или просто «Пушкинский заповедник». Это яркий пример тщательно проделанной работы по музеефикации всего, что было связано с поэтом. В первую очередь — музей-усадьба «Михайловское» — дважды воссозданный дом Пушкина, родовое имение матери Александра Сергеевича; музей-усадьба «Тригорское» — также воссозданное имение семейства Осиповых — Вульф, друзей Пушкина, в котором угадываются памятные места из романа «Евгений Онегин»; музей-усадьба «Петровское» — родовое имение Ганнибалов, предков поэта; «Пушкинская деревня» — единственный в Псковской области музей деревянного зодчества, где воссоздан быт псковских крестьян; реконструированная по воспоминаниям о Пушкине мельница в Бугрово; некрополь Ганнибалов-Пушкиных.
Интерактивная выставка «Эмоции природы, природа эмоций. Пушкинский литературный ландшафт» Фото: официальный сайт бюро музейной сценографии «Метаформа» / meta-forma.ru
Интерактивная выставка «Эмоции природы, природа эмоций. Пушкинский литературный ландшафт» Фото: официальный сайт бюро музейной сценографии «Метаформа» / meta-forma.ru
В поселке также ежегодно проходитфестиваль «Дни пушкинской поэзии и русской культуры»— ключевое и наиболее значимое событие для всего туристического потока в эти места. Обширная фестивальная программа включает в себя литературные чтения, спектакли, выставки, а также выступления писателей и поэтов.
Театрализованное шествие по улицам Пскова в рамках фестиваля «Дни пушкинской поэзии и русской культуры» Фото: официальная группа фестиваля «Дни пушкинской поэзии и русской культуры» в социальной сети «ВКонтакте»
Пушкинские Горы связаны не только с Пушкиным, но и с другим знаменитым писателем — Сергеем Довлатовым. В 1976 и 1977 годах он работал экскурсоводом в местном музее, а также написал в этих краях свою повесть «Заповедник». Довлатов жил в селе Березино — сейчас тут открытдом-музей Сергея Довлатова, а еще проходитфестиваль «Дом Довлатова в Пушкинских Горах».
Экспозиция дома-музея Сергея Довлатова в Пушкинских горах Фото: официальный сайт музея / dovlatovland.ru
Бурная музейно-фестивальная жизнь не могла не отразиться на остальной деятельности города. Так, например, в Пушкинских Горах работаетсидродельня «Заповедник»,предлагающая посетить производство сидра и продегустировать продукцию. Сам основатель, Александр Казаков, называет сидродельню самой литературной, ведь яблоки он собирает на территории «Михайловского», где «нет-нет да и встретятся дух Александра Сергеевича с духом Сергея Донатовича».
Вечер в литературном отеле «Арина Р» Фото: официальная группа отеля «Арина Р» в социальной сети «ВКонтакте»
Из других примечательных мест Пушкинских Гор —литературный отель «Арина Р»и кафе «Корзинка» при нем, где можно попробовать любимые блюда поэта.
Суздаль
Ночь музеев в Суздале, 2025 год Фото: официальная группа Владимиро-Суздальского музея-заповедника в социальной сети «ВКонтакте»
Ночь музеев в Суздале, 2025 год Фото: официальная группа Владимиро-Суздальского музея-заповедника в социальной сети «ВКонтакте»
Суздаль — город с древней историей и уникальными образцами классической русской архитектуры. Он расположен в 220 километрах от Москвы и входит в Золотое кольцо России. Был основан в XI веке и постепенно превратился в центр ремесел и торговли.
В советское время в городе прошла музеефикация, и он стал одним из главных мест «Золотого кольца». Тогда же появился и один из его символов — медовуха. Ее варили еще в XIX веке на медоварнях купца Василия Жинкина, но в революцию производство было разрушено. В советское время утерянный рецепт нашли и возродили промышленное производство. В 90-е оно остановилось, но уже в следующем десятилетии удалось восстановить технологию приготовления. С тех пор медовуху можно найти почти в каждом магазине города.
К 1000-летию Суздаля, в 2024 году, местные власти благоустроили город, преобразилась и музейная среда. В ее основе — представительстваВладимиро-Суздальского музея-заповедника: музейные комплексы «Кремль», Спасо-Евфимиев монастырь и Музей деревянного зодчества — комплекс деревянных изб под открытым небом. Эти уникальные памятники архитектуры входят в перечень объектов Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО.
Одна из самых заметных частных инициатив —культурный центр «МИРА», созданный на средства мецената Дмитрия Разумова в 2022 году. Здесь проходят самые разные мероприятия: от выставок современных художников, концертов и кинопоказов до публичных встреч и кураторских экскурсий. При этом центр старается не спорить с традиционной культурной средой, а существовать органично с ней. Так, например, на территории открылись экспериментальные площадки «Ларец» — жилая изба XIX века, где проходят выставки современного искусства, и «Коллайдер» — внутри суздальского деревянного дома начала ХХ века представлены проекты цифрового искусства. Готовится к открытию музей «Гастева, 1», посвященный революционеру-подпольщику, журналисту, поэту, визионеру и одной из знаковых фигур эпохи авангарда — Алексею Гастеву, уроженцу Суздаля.
Культурный центр «Мира» Фото: официальный сайт культурного центра «Мира» / myra.ru
Культурный центр «Мира» Фото: официальный сайт культурного центра «Мира» / myra.ru
Свой вклад в развитие Суздаля внес и бизнесмен Вадим Дымов. Он открыл в городекерамическую школу, организовал производство керамики для ресторанов и дома — здесь также проводят экскурсии, посвященные русским художественным традициям и гончарному делу. Сам Вадим поселился с семьей в старинном доме, который сам реконструировал. При этом он также восстановил идругие дома, где теперь предлагает остановиться туристам. Кроме того, бизнесмен открыл несколько ресторанов, среди которыхГостиный двори творческое пространство«Дом русского чаепития», отреставрированное вместе с куратором и художницей Катей Бочавар и передающее атмосферу усадебной жизни.
Фабрика и школа «Дымов Керамика» в Суздале Фото: официальный сайт dymovceramicschool.ru
Другой бизнесмен, Игорь Кехтер, организовал в соседнем городе Гаврилов Посад в здании бывших конюшенмузейно-дегустационный центр «Дворцовый завод». Здесь есть и гостиница, и ресторан, и бар, и музейные экспозиции об истории лошадиной породы «Владимирский тяжеловоз» и о гусарах. Кехтер также открыл в Суздалересторан «Винокурня»имузей «Духи и самогон»— если в музее раскрывают тему истории дистилляции, то в ресторане предлагают эти дистилляты попробовать.
Летний фестиваль Дениса Мацуева Фото: официальная группа летнего фестиваля Дениса Мацуева в социальной сети «ВКонтакте»
С 1993 года в Суздале проходитМеждународная летняя творческая школа «Новые имена», созданная для молодых художников и музыкантов. В этом году в рамках проекта впервые состоялсяЛетний фестиваль Дениса Мацуева. Почти неделю звезды классической музыки и музыканты мировой величины исполняли симфонические программы, концерты камерной академической музыки и джаза.