“Индюшата - 2021”: что смотр грядущий нам готовит
Молодые, горячие, ни разу не игравшие сольники в Москве (или вообще нигде) участники - концепт фестиваля “Индюшата” с момента его основания в 1990 году. На минуточку, старейший российский музыкальный смотр-конкурс. Взлетная полоса для дерзких и независимых. Тех, у кого в загашнике есть только рвение и авторский материал, но нет наработанных контактов и погружения в музыкальную индустрию. Выпускниками этого “Хогвартса” в свое время стали теперь уже завсегдатаи инди-сцены: «Курара», «Обе Две», Женя Любич, Вадик Королёв (OQJAV), Владимир Золотухин (Zoloto), «Jack Wood»... В более ранние времена “палеолита” это были “Восточный синдром” (Магадан), “Комитет Охраны Тепла” (Калининград), “Рада и Терновник” (Москва), “Казма-Казма” (Харьков), “Иванов Даун” и “Раббота Хо” (Киев) и многие-многие другие.
Некоторые так называемые «люди» считают, что фестиваль “Индюшата” делают конченные лохи. Безусловно, они правы. И я тоже желаю всем беспокойным критикам «Индюшат» умиротворения, радости и баланса. В своей романтичной попытке на протяжении тридцати лет создать идеальную модель мира мы все – организаторы и участники – выглядим порой, мягко говоря, странновато. В своем чистом энтузиазме мы похожи на красавицу-корову, которая ежедневно своим горячим выменем безвозмездно отдает людям молоко. Что мы делаем? Пропагандируем музыку детства. Как правило, это музыка без мозгов, но с большим и порой болезненным сердцем. И поэтому мы делаем самый личный фестиваль в России, по крайней мере, из тех, которые мне известны.
28 и 29 сентября на сцене Мумий Тролль Music Bar решится судьба конкурсантов разлива 2021. Вот несколько слов о ярких “индюшатах”, дошедших до финала.
Москвичи
У московских коллективов было значимое преимущество (а если с другой стороны посмотреть - дополнительное испытание). Только в столице проводились очные полуфиналы, где мы познакомились с участниками лично.
“Смотри, как я танцую”, - под этот трек московской певицы с карельскими корнями Lera Loma танцевал почти весь зал. Места под сценой решительно не было. И дело тут даже не в мощнейшем академическом бэкграунде певицы. У нее за плечами три образования: Карельский колледж культуры и искусств им. Лисициной, Петрозаводская государственная консерватория им. Глазунова и аспирантура ПетрГУ. Но не это решает. И даже не то, что она театральная актриса и служит в Театре драмы РК "ТВОРЧЕСКАЯ МАСТЕРСКАЯ". И даже не то, что она играет Царицу в "Сказке о мёртвой царевне и о семи богатырях" и старшую дочь главной героини - Людмилу - в драме "Васса".
Я думаю, секрет Lera Loma в том, как она ругается с парнями. Даже это Лера делает музыкально. Например, когда после тяжёлого дня она обнаруживала своего бывшего на диване, посреди полного бардака, то уже с порога надрывно вступала, в стиле Дженис Джоплин:
«Ну, твою мать почему-у-у
Я с работы домой прихожу-у-у
В этот проклятый дом, где лишь мусор кругом
И воняет недельным носко-о-ом!?»
И он всегда подхватывал, порой не в рифму:
«Да, я только пришёл, не ори
Я пожрать наварил, посмотри!»
И как после такого ссориться, не обратив все это в шутку?
Одним словом, неординарная личность во всем. Свой дебют многие вспоминают с трепетом. А Лера первое выступление в ДК посёлка Зеленоборский в составе труппы Детского музыкальный театра «Тилли-Бом» описывает как позор и пытку. Прямо со сцены юное дарование рвануло - нет, не на поклон, а куда глаза глядят. Первую подаренную розу от поклонников она вспоминает с ужасом. Светские беседы не входили в ее планы - просто хотелось убежать.
А вот худшее выступление в ее жизни связано с экс-бойфрендом, с которым встречалась тайно (такие персонажи всегда подливают масла в огонь). Его присутствие в первом ряду на одном из гастрольных спектаклей в Барнауле смутило певицу. Она забыла текст песни “I Will Survive” Глории Гейнор. Пришлось бубнить под музыку что попало: «э-э сомпо-вутифез юно пэрисайд». Или азбучные фразы из учебников в черт знает каком порядке: «Because а table me the three and there is you don’t believe ”. А в финале всего этого действа краски настолько сгустились, что на весь зал было произнесено бранное слово.
Кто еще отличился на столичных полуфиналах? КНД! На втором московском отборе они выступали последними, а по секрету, эта роль отводится заведомо сильным участникам. И что бы вы думали! На сцене - 5 или 6 человек (настоящая “музыкальная лаборатория” и саунд соответствующий) но нет …. lead vocal! Она опоздала - по личным причинам, так бывает. И роль фронтвумен в спешке взяла на себя бэк-вокалистка. Как же все удивились, что она впервые исполняла эти партии.
Еще у группы очень дерзкая клавишница, зубастая, прямо скажем. И на сцене, это, конечно, тоже проявляется. Она порой затмевает собой вокалистов, бодро играет и при этом еще успевает зажигательно танцевать.
Отдельного упоминания заслуживает вокалист Орсон. Он немного “в космосе”, не от мира сего - в хорошем смысле. Поет, намеренно отвернувшись от зала, объясняя все тем, что он “социопат”.
Гости столицы
Ладно - москвичи. Наш фестиваль всегда был заявлен как поддержка независимой музыки в регионах.
Бэнд из Новосибирска ATMO5 позиционирует себя как “пространственный инди-рок из сердца Сибири”. Их лидер, вдохновитель и вокалист Николай Леонов до 16 лет профессионально занимался футболом. Это заметно и в треках: техничность, дисциплина и выверенность. Ребята оттачивают все: от текстов до сведения - и идут в этом на принцип. В общем, в музыкальной индустрии они в роли нападающих.
Методичные, не сходят с пути. Говорят, что шли к тому, чтобы стать арт-резидентами “Тавриды” целых 2,5 года. А начало было положено в 2018 году - тогда они отправились на форум в роли подопечных у рок-группы “Мураками”.
В Новосибирске они уже узнаваемые персонажи в местных клубах, и что удивительно, даже гастролируют по регионам. Например, выступали в Белгороде и общались с прессой. Планы амбициозные - говорят, их интересуют саундтреки в кино и теперь прицельно “бьют в эту точку”.
Стиль группы формируется на стыке личных предпочтений каждого из участников. В интервью они рассказали, кто что уважает. “Артем — классику, я (Николай Леонов - Прим. Ред.) — акустику больше, Паша — тяжелый рок, а Леша — легкий”.
В своих высказываниях они без следа робости теснят мэтров: «Сплин», «Машина времени» или «Аквариум» — они больше пели про быт, а мы поем про любовь”.
Самая интересная и многообещающая песня у группы - как всегда, из неизданного. Трек “Эйфория” в несвойственном им жанре регги был написан ребятами за одну перемену , когда они учились еще в 10 классе. До сих пор песня лежит “в столе”. Несправедливо?
“Не дают уснуть” и участники из Питера БИБН с сет-листом, который приличные люди “запикивают”. Они заявили о себе одной лишь аббревиатурой. Казалось бы, “Без Имени Без Названия”, но нет, это ребус. Отсылка к песне “No Name No Number” Кита Флинта. Представляются незамысловато и односложно - как парни со двора:
“Марс - гитара, вокал; Орион - бас-гитара; Славик - барабаны”. Но при этом саунд очень мощный и незаезженный - на стыке рока, электроники и панка. Кстати, барабанщика нашли буквально по объявлению - через таргетинг ВКонтакте. “Это самое удачное вложение 500 рублей в нашей жизни”, - признался Марс.
Однажды у Марса в голове зазвучала готовая песня «Человек» - целиком с текстом и музыкой. Это произошло, когда он варил пельмени. «У меня накипело, я хочу чтоб все горело...» Забавно, что потом именно эту песню взяли в сериал «Мастер» для Premier и НТВ.
В этом году БИБН вошли в список финалистов шоукейс-фестиваля New Open в Екатеринбурге. Для музыкантов стало большим удивлением, что они оказались героями нашумевшего фильма «Член», снятого на этом мероприятии.
Нельзя развидеть и мерч БИБН 18+ в стиле пост-пост-постмодерн. Пощечина общественному вкусу или наоборот, лютейший авангард.
Наш фестиваль в этом году в гордом статусе “международный” - благодаря Poni Malta из Минска. Это сольный проект - философская лирика с проникновенным женским вокалом.
“Колибри - это единый организм, которым являемся мы все. Это о том, как мы нужны друг другу. О том, как сегодня, наблюдая и ощущая всю боль нашего мира, важно помнить, что нет «меня» и «его», нет «мы» и «они». Все вокруг - едино”, - так Poni Malta описывает свой недавний сингл “Колибри”.
В общем, о финалистах можно рассказывать вечно, все они самобытные, со своей историей… Обращаюсь к участникам: не обижайтесь те, кого не упомянул - это совсем ничего не значит.
Вот список всех, кто поборется за звание лучших в этом году. Оставлю здесь, вдруг кто-то захочет погуглить, чтобы под сценой в день финала подпевать на всю.
Едва Ли (Саратов)
ЕЯ (Воронеж)
КНД (Москва)
Twinhead Pony (Москва)
Poni Malta (Минск)
ДОМА ПОД СНОС (Тверь)
ATMO5 (Новосибирск)
БИБН (Санкт-Петербург)
Lera Loma (Москва)
Аптагай (Чехов)
Хэдлайнеры
Хедлайнеров первого дня целых два. Намбер ван: пост-панки “Всадники ЖКХ”, правда с оговоркой. Они по-модному ломаются: “Мы избегаем этого понятия, потому что есть ощущение, что в России пост-панк существует в определенных стилистических границах”.
Стас Кордонов, Сережа Голиков и Борис Шкарпов продолжают записывать ироничную гитарную музыку, а критики их уже деконструируют как “применяющих практически годаровские методы коллажа и цитирования”.
Творческое кредо - предельная откровенность. “Если честно, я никогда не задумывался о том, что мы вкладываем в нашу музыку”, - и на таком вайбе залетели в колоритные фестивали с бунтарской экспериментальной программой. “Форма” на Басманном дворе, TRIBE FEST на Флаконе, Фестиваль «музыкального интертейнмента» ГОНГОФЕР, бар-хоппинг Tour de Bar команды Svoboda Zvuka и NOOR BAR, фестиваль Signal в Никола-Ленивце - далеко не весь “послужной список” недавних выступлений “Всадников ЖКХ”.
Сборники у них с говорящими названиями: EP “Ноль культуры” и альбом “Дегенерат”. Поговаривают, последний так вообще писался с одного дубля живьем без всяких студийных примочек. А я, так уж случилось - заценил группу на одном из многочисленных шоукейсов Moscow Music Week.
И еще одна хэдлайнер - MARKINA - уступает по возрасту даже некоторым участникам конкурсного отбора. Выпускнице MOSCOW MUSIC SCHOOL всего 18, и она уже заняла вакантное место перед АИГЕЛ на MOSCOW MUSIC SCHOOL FEST. Не лишена самоиронии. “Маркина пишет стишки, просто отвал башки”, - о себе в третьем лице и без серьезных щей. Созданный между Москвой и Зарайском релиз "Пойдём гулять" в сообществе “Родной звук” назвали “потусторонним R'n'B в духе FKA twigs.” А сингл «Рвусь вперёд» сама MARKINA рекомендует слушать, если опустились руки, ноги, да и в целом ты тяготеешь к земле.
29 сентября у нас зажгут “Конус Маха” - свои люди в культовом Рowerhouse. Уже пять лет на слуху, исполняют тяжёлую акустику с элементами прогрессивного инди-фолка - для хтонической русской и не только души. Но акцент делали на выступлениях, а не на студийных релизах. Два года ковали вышедший в этом году дебютный альбом “Состояние” из 10 треков. И все для того чтобы критики дали пластинке новое жанровое определение “темпераментный арт-рок”.
Гвоздь программы - необычные инструменты. Вместо бас-гитары (и не только) - контрабас. Участники группы уже шутят, что знают всех контрабасистов столицы. Иногда выслеживали “своих” в метро по огромному кофру и прямо с ходу приглашали на репетиции. Одна из таких находок - Карлос. Поиграв с “Конус Маха”, он в итоге перешел в оркестр Теодора Курентзиса musicAeterna. Теперь проводит музыкантов “Конус Маха” через черный ход на дорогие концерты. Ой, я этого не говорил, дал маху!
Р. S. Пожелайте нам удачи, даже если кому-то не понравится эти группы. Так будет круче с точки зрения дзена. Фестиваль “Индюшата” продолжается. Всем радостного и свободного ума.