Лучшее за неделю
Anna Bistroff
9 июля 2022 г., 14:36

Тренды, бренды, дивиденды: кому выгодно? Часть 1-ая

Итак, модные тренды: откуда они берутся, зачем это нужно и есть ли резон следовать чужим директивам в это чрезвычайно волатильное время. Может, проще залечь на дно, перейти на пижамный дресс-код и переждать?

Читать на сайте

Для начала определимся с формулировками. Мода (фр. mode, лат. modus  мера, образ, способ, правило, предписание): совокупность привычек, ценностей и вкусов, принятых в определённой среде в определённое время – это самое простое определение (из Википедии). А модные тренды и тенденции – что это такое, в чём сходство и различие? На самом деле, это почти синонимы (to trend, англ. – иметь тенденцию, склоняться). Тренды существуют во многих социальных сферах: культуре, политике, экономике и т.д. В моде трендом считается «последний писк» – некое новшество, лидирующее в умах потребителей. Обычно тренды живут недолго – один-два сезона. Если тренд становится более устойчивым, то это уже тенденция. К примеру, мода на «звериный» принт то приходит, то начисто исчезает: это тренд. А стиль оверсайз как воцарился что на подиумах, что в жизни, так и не собирается сдавать позиций: это тенденция.         

Считается, что современная мода как социальный институт возникла с домом моды Ч.Ф.Уорта. Чарльз Фредерик Уорт родился в 1825 года в провинциальной Англии, в семье нотариуса. Юношей он попадает в Лондон, где начинает работать продавцом в магазине тканей. Очень скоро Уорт осознаёт: всё, что связано с процессом создания одежды, и есть его жизнь.  

В 21 год он переезжает в Париж и поступает на службу в известный магазин шляп и аксессуаров, где вскоре женится на одной из продавщиц, Мари Верне. Мари демонстрировала для клиентов шляпки и шали, и Чарльз специально для неё сшил несколько платьев – в унисон к этим аксессуарам. Клиентки сразу обратили внимание на свежие фасоны и стали заказывать себе такие же. Вскоре Уорт настолько продвинулся, что стал младшим партнером в фирме, а затем нашёл инвестора и вместе с ним создал собственный бизнес: «Швейные мастерские Уорта и Боберга».

Известность и финансовый успех пришли к Уорту очень быстро. У него стали одеваться буквально все, кто мог себе это позволить – от королевских особ до дам полусвета.

В чём заключались инновации Уорта:

– он первым отказался от диктата богатых клиенток и стал изготавливать регулярные коллекции, то есть задал сезонный ритм в швейном деле;

– именно он считается родоначальником дефиле, где первой манекенщицей стала его жена;

– до Уорта новые фасоны, точнее, их уменьшенные копии, демонстрировались на деревянных куклах-пандорах.  Он первым отважился показывать наряды не на манекенах, а на живых моделях;

 – Уорт первым стал подписывать свои творения – нашивать на них фирменные ярлыки;

– из-за своей историчности, платья House of Warth сейчас кажутся почти театральными (перегруженными декором), однако именно Уорт первым стал использовать более дорогие ткани для создания более простых, лаконичных фасонов;

– в наше время это уже не актуально, но именно он изобрёл турнюр;

– кроме этого, Уорт придумал сменные лифы: к одной пышной юбке их прилагалось несколько, и их можно было менять в зависимости от тематики мероприятия;

– он первым ввёл институт лицензий: стал продавать права на изготовление копий своих моделей другим салонам;

– именно он является зачинщиком такого понятия, как тренды: он придумывал новые фасоны, демонстрировал их знати (то есть трендсеттерам), те выходили в свет – и общество начинало им подражать;

– в конечном счёте, именно Уорт возвел статус портного в ранг кутюрье.

Что же было дальше? В последующие сто пятьдесят лет мода сделалась дайджестом изменений в мире: стили и эпохи вам всем хорошо известны. Что интересно и важно: мода – вовсе не диктатор. Скорее, она – собирательный портрет коллективного бессознательного: в ней, как в зеркале, отражается эволюция современного человека – или его деструкция.

Возвращаясь к стилевым направлениям: задолго до пандемии... ещё до кризиса 2008-2009 годов всё стало разворачиваться на 180 градусов. Диктат модельеров (всех – даже уровня Ива Сен-Лорана и К. Лагерфельда) начал терять силу, и этот процесс крепчал исподволь. Вдруг обнаружилось, что модельер больше не свободный художник – не демиург, чье воплощённое вдохновение (т.е. вещи) воспринимается как Божий промысел. Люди больше не готовы платить деньги за воздух, за идею. Они хотят иметь вещи, которые прежде всего просто вещи: качественные, стильные, актуальные утром, днём и вечером, да ещё не один сезон.  В конце концов, именно потребитель, перемещая вещь из магазина к себе домой, вдыхает в неё жизнь. Повторюсь: в наше время дизайнер утратил свой королевский статус. Теперь он сам служит своим подданым – покупателям и клиентам.

Во что это вылилось на сегодняшний день – в следующем посте.

 Чарльз Фредерик Уорт
 Первая "живая" модель - жена Уорта, Мари Верне, в платье его исполнения
Ателье Уорта
Первый в мире официальный Дом Моды - House of Warth
Первый в мире ярлык
Эскизы Уорта
 Клиентка первого в мире кутюрье

Постскриптум: 19 июля приглашаю на квартирник в своей студии.

Где: Москва, Центр, М. Тверская, Б. Палашевский пер.   

ТемаКоко Шанель, великая и могучая.

История жизни и карьеры: дружба, любовь, мужчины, заоблачные высоты, катастрофические падения и способность возродиться из пепла, когда, казалось бы, всё потеряно. Шанель – беспримерная птица Феникс в истории мировой моды, единственная женщина-модельер, вошедшая в топ-100 самых влиятельных людей ХХ-го века (по версии журнала TIME).

Последователи бренда и продолжатели её дела: кто они? Бренд Chanel сегодня, его ДНК: почему на протяжении века вещи от Chanel вожделеют миллионы поклонниц марки от мала до велика?

Как девочка из бедной провинциальной семьи смогла создать великолепную империю моды?

Почему К. Шанель (страстная, увлекающаяся натура) любила-любила, но не вышла замуж и не стала матерью?

Существует ли оно – заклятье успешной, красивой, умной женщины? Ещё: что наиболее важно для триумфа модного бизнеса - деньги, талант, работоспособность, связи? Или всё же это синтез всех составляющих?

Стиль Шанель: аристократичность, демократичность или что-то ещё? Каковы главные, самые узнаваемые черты? И для поклонников бренда: как заточить свой гардероб под Шанель, выглядеть дорого и при этом не разориться?

Стать «мадемуазель» стиля под силу каждой моднице, главное, чтобы этот стиль был органичен её собственной природе.

В программе: непринуждённое общение, приветственный коктейль, эксклюзивные закуски от хозяйки вечера.

19 июля, начало в 19.00.

Вход: 5000 руб. Для членов клуба Сноб скидка 50%. Оплата наличными на месте.  

Записаться и узнать адрес можно по тел. 8 926 760 05 65 arbistroff@gmail.com

Обсудить на сайте