Лучшее за неделю
Катерина Мурашова
23 сентября 2022 г., 13:49

Люди пишут письма - 5

Новые письма и объявления о лекциях
Читать на сайте

Уважаемые люди!

Я сначала о лекциях скажу - вдруг кому пригодится.

Только хочу предупредить: если кто куда соберется - накануне гляньте, не отменилось ли чего в результате какой-нибудь очередной волны ковидных свершений или общественно-политического креатива, а также моих личных, по здоровью, обстоятельств - если что, я обязательно постараюсь предупредить.

24 сентября - это будет в Выборге, в библиотеке А.Алто с 11 до 12 часов. Там тема заявлена про мою книжку «Понаехали тут!», но говорить будем о том, что всем собравшимся окажется интересным. Это бесплатно конечно.

11 октября - это будет в Питере в моей поликлинике, ул.Костюшко, дом 4, в 18 часов, в конференц-зале, там тема «воспитание детей в эпоху нестабильности. Что делать родителям?» Это тоже бесплатно.

18 октября, вечер - это Тверь, лекторий Живое слово. Там тема про травмы всякие. Заказ был про коллективные и личные. Ну попробуем.

 - вот здесь вот ссылка на их расписание и билеты.

19 октября, вечер - это Москва, лекторий Прямая речь.

Вот ссылка. Там будет про подростков - они сейчас прямо очень уязвимыми оказались, обсудим чего можно сделать.

Теперь письма.

Пишет Светлана про альтернативное образование:

Я своим традиционным образованием была разочарована настолько, что всю жизнь интересовалась альтернативами и их результатами, хотя и не системно.

Общий вывод - массовая классическая школа настолько «дидактогенична», что едва ли не любая альтернатива ей является несомненным благом.

Дальше всё индивидуально. В одной многодетной семье мама, хороший школьный учитель, предоставила детям выбор. Четверо выбрали домашнее обучение, один - классическое школьное, все к пятому классу дозревали до физико-математической школы, где работала мама, туда и уходили, обучаясь в вольном режиме: хочу - иду на уроки, хочу - не иду. Под мамину ответственность, без лишних вопросов. Кто-то в старших классах попадал на обучение по обмену (в США), у прочих были олимпиадные успехи… Дальнейшего не знаю, но скорее всего не хуже, чем у сверстников.

В нашей собственной семье все попробовали всего, у одних внуков приличный опыт анскулинга, у других только традиционная школа, закономерностей не обнаружено.

По нынешним временам я бы даже экстремального аутскулинга не боялась, никаких вариаций. Потому что гарантий нет ни при каком раскладе. «Что воля, что неволя…». Можно по струночке пройти все ступени традиционного образования и оказаться несчастным неудачником, а можно наоборот. Тем более что сейчас в любом возрасте и при любых способностях можно чему угодно выучиться и что угодно наверстать.

*****

Татьяна из СПб. Статья об альтернативном образовании и трудном подростке "надо будет Пашку как-нибудь трудоустроить", - "В 13 лет нигде не берут на работу. Мы пробовали пять раз. Два раза нас надули, один раз вообще — еле ноги унесли." Огромная проблема на самом деле. Множество подростков из проблемных семей мечтают о возможности работать. И для самореализации, и для обеспечения своих базовых потребностей, которые не закрывают горе-родители. Но законодательство таково, что возможности работать у подростков нет. Совсем. Даже 16-летних официально трудоустроить - огромная головная боль для работодателя. Да ту же банальную санитарную книжку в детской поликлинике не оформляют, а взрослые медцентры подростков не имеют права обслуживать - лицензии на педиатрию нет! А если и есть, в ней нет пункта про сан.книжки. А ведь всяческий общепит и мелкое социальное обслуживание - самый подходящий для начала рынок труда. Подруга из Германии рассказывала, как подрабатывали ее дочери-школьницы - я рыдала от зависти. Никаких сан.книжек. Рабочие смены - от 1 часа. Девочки работали 3 раза в неделю по 2-3 часа, все смены  в трех (!) разных точках.  Одна - близко от школы, вторая - близко от спорткомплекса, где занимались, третья - в выходной около дома.  При этом нормально было и им, и владельцам точек. Главное - строго выходить на смену в оговоренные часы. А там как-то хозяева составляли расписание загрузки приходящего персонала, складывая мозаику из 10-20 человек.  У нас же работа для юных возможна только нелегальная. Значит, все связанные с этим риски.  Лучший вариант из возможных - когда родственники имеют свое дело, привлекают ребенка на подхват и за это выделяют ему денежку малую. Но это обычно благополучные семьи. Да, есть какие-то проекты на каникулах типа Молодежной биржи труда. На многомиллионный город считанные десятки мест в озеленении, на прополке клумб. Заработок копеечный, суеты море, полезных навыков и социальной адаптации никакой. Конечно, обязательное всеобщее среднее образование - это благо. Но многим важнее банально выживать, нежели на натянутые тройки сдавать ЕГЭ.

******

Пишет Евгения из Москвы. С опозданием хочу откликнуться на Ваш материал о тонкостях инклюзивного обучения, поскольку с учителями-инвалидами сталкивалась и как коллега, и как ученица. В этой очень деликатной сфере огромную роль играет то, как сами инвалиды себя воспринимают. Если как нормального человека с некоторыми особенностями, то всё у них нормально и получается. У меня в вузе была преподаватель с гематомой буквально на всём лице, и в первый момент, когда она вошла в аудиторию, всей группе дружно захотелось спрятаться под столы от страха. Эффект от её появления был примерно такой же, как в фильме "Призрак оперы", когда этот призрак под конец снимает маску и все от него шарахаются. Я не знаю, является ли такой сильный дефект внешности формальным поводом для инвалидности, но совершенно очевидно, что женщина не может не чувствовать ущербности, пугая своим видом окружающих при первой встрече. Однако наша преподавательница и вида не подавала, что с ней что-то не так, и вскоре оказалось, что лучшего учителя ещё поискать. Эта дама вела у нас семинары 3 года, и я вспоминаю её как настоящего мастера своего дела, которой я обязана многими полезнейшими компетенциями. И по человеческим качествам она тоже была на голову выше многих "нормальных". А если инвалид ощущает себя несчастной жертвой судьбы, то, увы, он ей и становится. Однажды в школу, где я работала, одновременно взяли на работу 2-х учительниц. Одна была симпатичная и прекрасно одевалась, а другая очень сильно хромала на одну ногу, прямо припадала. ДЦП наверное, но точно не знаю. Через некоторое время её попросили написать заявление по собственному желанию. Обливаясь слезами, она доказывала мне наедине, что её увольнение -  козни той самой коллеги, которую приняли одновременно с ней. Якобы та специально стильно одевалась, красиво стриглась и ходила с прямой осанкой, тем самым производя хорошее впечатление на директора, чтобы навредить бедному инвалиду, которому и так весь мир только и делает, что вредит. Обвинение было тем более абсурдно, что эти учительницы преподавали разные языки: одна немецкий, а другая - английский. К тому же у  симпатичной был действительно высокий профессиональный уровень, в то время как учительница с ДЦП была явно не на высоте как специалист. Такая вот "жертва несправедливого мира". Словом, "как вы яхту назовёте, так она и поплывёт". 

******

Пишет Светлана:

Какая классная закономерность, однако! Дети В СРЕДНЕМ начинают говорить позже, чем пару поколений назад… При этом довольно рано осваивают гаджеты и связанные с ними новые способы коммуницирования. Что-то меняется в человечестве. И так «нам» подаётся об этом сигнал. Не слишком ли мы преувеличиваем значение речи у малышей?Супруги Никитины в своих книгах о воспитании детей отмечали, что их старшие дети начали говорить рано, а средние гораздо позже, потому что много общались с понимавшими их без слов братьями и сёстрами. Лена Алексеевна и Борис Павлович прибегли к тем же методам, которые рекомендует Екатерина Вадимовна, и исправили дело. Второй пример из нашей с мужем личной биографии. Он, пятый ребёнок в коми семье, оказался математически одарённым, рано поступил в физико-математический интернат при ЛГУ… и жил в убеждении, что вообще-то люди должны понимать друг друга без слов. А я, старшая (и дочка старшего ребёнка в своей семье), полагала, что словами и только словами должны общаться люди. Про понимание без слов до сих пор мало что понимаю, хотя в будущем году у нас золотая свадьба, т.е. разные способы коммуницирования любви не помеха. В идеале, по-видимому, в ребёнке следует развивать и то, и другое (понимать со словами/без слов), но не всякому исполняющему роль наставника при ребёнке это по руке, да и дети разные. Теперь о будущем. Мне кажется, преуспевать В ОБЩЕСТВЕ не то же самое, что стать счастливым В ЖИЗНИ. В своей собственной жизни. Для последнего умение молчать и слушать себя ничуть не менее важно. Может, этому тоже надо учиться сызмальства? Может, полезность несколько более позднего освоения речи - про это, раз оно распространилось так повсеместно?

******

Пишет Марина:

Здравствуйте, Екатерина.

У меня есть сводный брат с ДЦП, на пару лет меня младше. (Мне 57). Ходит в ортопедической обуви характерной походкой. Руки не дают свободно писать, слегка заикается.

Закончил отлично (за исключением русского по понятным причинам) обычную школу, истфак «Герцена», преподавал в школе несколько лет в 90-е когда никаких тьюторов и скидок на инвалидность не было, самому нравилось и дети любили. Потом физически не потянул увеличивающуюся нагрузку. Ушел в институт усовершенствования учителей, написал кандидатскую (настоящую), читает лекции, пишет статьи в журналы, есть книжка рассказов.

*****

Пишет Сергей:

У нас сыну Артему уже почти три года и он почти не говорит - показывает на все пальцем или сам берет что ему надо. Мы обращались к трем специалистам и все они сказали, что «надо ждать». Жена очень волнуется, потому что ее старший сын от первого брака в два года уже читал стишки Агнии Барто и есть видео. Спасибо, что вы это написали. Мы теперь решили взять быка за рога, уже начали с ним заниматься и ищем настоящего специалиста-логопеда.

*****

Пишет Олена:

Я где-то читала, что у детей речь стала поздно развиваться из-за памперсов, потому что позднее все сразу - произвольный контроль и общее развитие. Раньше не было памперсов и в целом детям меньше внимания уделяли и им ничего не оставалось, как раньше заговорить, чтобы заявить о себе, чтобы взрослые внимание обратили. А теперь он только пальцем тыкнет и все уже бегут. Я вижу это у сына и невестки - у меня внук с рождения король в королевстве и говорить ему просто незачем. Дала им почитать вашу статью, сын отмахнулся, а невестка, кажется, задумалась. Парню уже три с половиной года, а речь уровня «дать пить». И миллион игрушек, которые ему низачем не нужны, он в них и не играет толком.

*****

Спасибо всем за отклики и мнения!

Адрес для писем 

Katgift12@gmail.com

Обсудить на сайте