Лучшее за неделю
Игорь Попов
13 февраля 2023 г., 12:09

Мой милый папочка

140 лет назад, 13 февраля 1883 года умер Вильгельм Рихард Вагнер, великий немецкий композитор, дирижёр. Крупнейший реформатор оперной сцены, оказавший внушительное влияние на европейскую музыкальную культуру, особенно немецкую. И в значительной степени — на развитие оперно-симфонического жанра
Читать на сайте

Вверх тормашками

Перефразируя В. Стасова, если новый русский язык, музыкальный и поэтический, создали Глинка с Пушкиным, то реформатором европейского и в большей степени немецкого симфонизма, также оперного искусства, был, конечно, Рихард Вагнер.

Вообще Вагнер, если можно так сказать, был катастрофически гениален! Причём не только в оперном жанре. Но и в литературе, философии, истории музыки, эссеистике.

На своих концертах он поражал публику феноменальной памятью, дирижируя огромные по масштабу произведения наизусть. Без нот.

Однажды в Лондоне (в 1855-м) после такого «фокуса» с тремя симфониями Бетховена публика — с непривычки — как-то уж очень сдержанно встретила дирижёра. Не оценив выступления «по памяти». Почувствовав в том какую-то иррациональность. Подвох…

Назавтра Вагнер, выйдя на авансцену, как положено, разложил бетховенские ноты. В итоге произведя фурор!

Всё было на своих местах — дирижёр, оркестр, великолепное исполнение. Объёмная партитура на пульте. Одно лишь «но»…

История умолчала, что — когда закрылся занавес, внимательный глаз мог заметить то, что было у Вагнера вместо нот.

Это была партитура оперы «Иван Сусанин» русского композитора Глинки. Но и это ещё не всё.

Глинка стоял на пульте… вверх тормашками! Ведь Вагнер абсолютно не нуждался ни в чьих подсказках.

Мой милый папочка

Как известно, Ференц Лист был тестем почти одногодку Рихарду Вагнеру. С которым сблизился в начале 1850-х гг. на почве создания новаторского Союза «веймарцев». В противовес более академичным «лейпцигцам» (Шуман, Мендельсон, Брамс). Что-то наподобие российских «карамзинистов» и «шишковистов» — прогнившей, по мнению оппонентов, державинско-крыловской «Беседы» и продвинуто-модного юморного «Арзамаса» начала XIX века.

Будучи прогрессивным философом, Вагнер, соответствуя веянию времён, был ещё и немалым шутником.

Посему один из ведущих музыкальных мотивов во втором акте «Валькирии» он полностью сплагиатил из листовского «Фауста».

Когда на одном из званых вечеров Лист исполнял своего «Фауста» и дошёл до этого места в партитуре, к фортепьяно приблизился Вагнер и честно, но скабрезно ухмыляясь, признался:

— Мой милый папочка, именно этот мотив я и слямзил у вас.

Добродушный Лист, который абсолютно без зависти относился к необычайным успехам своего зятя, ответил:

— Это замечательно, сынок. По крайней мере, люди смогут его лучше расслышать.

Примечание:

Рисунки обложки и в тексте: великий художник Ярослав СОЛОНИН

Обсудить на сайте