ООН как базис будущего мирового правительства
11 февраля 1945 г. по итогам знаменитой Ялтинской конференции лидеры США, Великобритании и СССР Франклин Рузвельт, Уинстон Черчилль и Иосиф Сталин заявили о своей решимости учредить "всеобщую международную организацию для поддержания мира и безопасности". Договоренность о целях, структуре и функциях всемирной организации была достигнута представителями США, Великобритании, СССР и Китая еще ранее, на Вашингтонской конференции, проходившей в особняке "Думбартон-Оукс" с 21 сентября по 7 октября 1944 г.
Колесо истории завертелось, и 25 апреля 1945 г. представители 850 делегатов из 50 стран, представляющих свыше 80% населения земного шара, собрались в Сан-Франциско на Конференции Объединенных Наций, в ходе которой подготовили устав из 111 статей. Он был принят 25 июня 1945 г., подписан 26 июня и вступил в силу 24 октября 1945 года. Так появилась Организация Объединенных Наций.
Возникшая как реакция-осмысление самой кровопролитной в истории человечества Второй мировой войны, ООН стала несущей конструкцией нового миропорядка, а ее Устав – ключевым источником норм международного права. Как писал в своей статье «Мир на перепутье и система международных отношений в будущем» Министр иностранных дел РФ Сергей Лавров о роли ООН: «Она – своего рода «страховочная сетка», гарантирующая мирное развитие человечества в условиях – во многом естественного – несовпадения интересов и соперничества ведущих держав».
В сложившейся ситуации не следует забывать, что накопленного на планете ядерного оружия с лихвой хватит, чтобы раз и навсегда оборвать историю человечества как таковую. Это не может не вызывать серьезную обеспокоенность у всех здравомыслящих граждан Земли. И единственным международным инструментом, несмотря на всю его доказанную несовершенность, который имеет возможность воздействовать на зачинщиков и способен предотвратить глобальный мировой конфликт, остается все та же Организация Объединенных Наций. Именно ей суждено выполнять крайне проблемную роль гаранта, который удержит человечество на краю вырытой им же самим ямы безудержной конфронтации, ведущей к окончательной гибели всего живого.
К сожалению, за прошедшие семьдесят пять лет ООН продемонстрировала, что понимает миротворчество исключительно в военном аспекте. Миротворцы – это не дипломаты и обладающие общественным весом деятели культуры и политики, которые прилагают все усилия ради достижения и поддержания мира в той или иной точке земного шара. По версии ООН, миротворцы – это крепкие парни в броне и касках, которые посылаются в зоны уже действующих конфликтов, а там по обстоятельствам – либо разводят враждующих по разные стороны, либо бесславно наблюдают за происходящим.
Международно-правовым основанием проведения операций по принуждению к миру должно быть решение Совета Безопасности ООН (и только оно!), принятое на основании главы VII Устава ООН, предусматривающей принудительные действия (меры) в случае угрозы миру. Однако, если агрессору было выгодно, вторжение проходило и без санкции Совета Безопасности ООН, как действия НАТО в Боснии в 1995 году, или же бомбардировки Югославии в 1999 году.
Справедливости ради следует отметить, что в 2008 году Россия тоже обошлась без обращения к ООН, когда вмешалась в конфликт в Южной Осетии в августе 2008 года, объявив это именно операцией по принуждению к миру. И пусть действия нашей страны показали свою эффективность – вооруженный конфликт был полностью исчерпан всего за пять дней, но это не избавило нас от ожесточенных споров и обвинений во вмешательстве во внутренние дела Грузии.
Некоторые теоретики международного права оправдывают подобные действия необходимостью защиты человеческой жизни и полагают, что санкции Совета Безопасности ООН, как и разрешение законного правительства данного государства, здесь не нужны. Однако сама ООН выразилась на этот счет предельно конкретно. Международный суд ООН в связи с действиями США по поддержке никарагуанских «контрас», указал, что без одобрения Совета Безопасности ООН международное право не санкционирует использование вооруженной силы одного государства в другом государстве. И серьезные нарушения прав человека не могут быть оправданием для таких действий.
Видимо, чтобы раз и навсегда расставить все точки над спорной буквой, в 2005 году ООН приняла концепцию «Обязанность защищать» (R2P), где провозгласила суверенитет не привилегией, но обязанностью правящего режима. Суверенитет не только предоставляет государствам право вести свои внутренние дела, но и прямо обязывает их защищать людей, проживающих в этих государствах.
Есть лишь единственный вариант в случае принуждения к миру обойтись без введения войск вовсе, и этот вариант – санкции: экономические, правовые, финансовые. И это, к сожалению, тоже порочный путь, не имеющий ничего общего с истинным миротворчеством. Либо попавшая под санкции страна оказывается слишком слабой, чтобы дать ответ, отчего начинают страдать простые жители, либо начинается взаимная санкционная война, серьезно тормозящая технологический прогресс и приводящая к ухудшению уровня жизни во всех участвующих в этом странах.
Неужели ООН сама загнала себя в тупик? А может, дело в отсутствии каких-либо важных нормализующих актов, позволивших бы иначе взглянуть на проблему «немирного миротворчества» и эффективно действовать в условиях бесповоротно меняющейся в сторону полицентризма модели международных отношений?
Вернемся ненадолго в 1978 год. Нас интересует 15 декабря, когда Генеральная ассамблея ООН резолюцией 33/73 приняла Декларацию о воспитании народов в духе мира, в которой ООН торжественно призывает все государства руководствоваться в своей деятельности идеей признания исключительной важности и необходимости установления, поддержания и укрепления справедливого и прочного мира в интересах нынешнего и будущих поколений».
Так есть, оказывается, соответствующий документ, который досконально расписывает, как должны себя вести государства-члены ООН! Агрессивная война в любой ее фазе является преступлением против мира и запрещена как нарушающая неотъемлемое право всех людей и народов на жизнь в мире – о чем говорит принятая ранее ООН Резолюция 95 от 11 декабря 1946 года и множество прочих иных.
Фактически эта Декларация дополняет собой множество ранее принятых ООН документов, призывающих к недопущению межнациональных конфликтов, укреплению международной безопасности и разрядке международной напряженности. Согласно ей, все люди, независимо от расы, убеждений, языка и пола, обладают неотъемлемым правом на жизнь в мире. А задача всех государств - обеспечивать, чтобы их политика, в том числе процессы обучения и методы воспитания, а также деятельность средств массовой информации соответствовали задаче подготовки к жизни в мире обществ в целом, и, в частности, поколений молодежи.
Однако ООН на этом не остановилась, и 12 ноября 1984 года резолюцией 39/11 Генеральной Ассамблеи была принята Декларация о праве народов на мир. Эта коротенькая декларация сводилась всё к тому же набору лозунгов, но на сей раз отдельно отметила опасность именно ядерной войны, чего не было сделано раньше, и призвала государства проводить политику, нацеленную на устранение её угрозы. Плюс была осуществлена слабая попытка вернуть себе верховенство в решении международных споров, для чего заинтересованным сторонам предлагалось обратиться к Уставу ООН. Если уж совсем коротко, содержание декларации можно описать так: любой народ имеет право на мир. Обеспечить это мир – задача государства. Если между государствами что-то идет не так, обращайтесь в ООН.
И это свидетельствует лишь об одном: данные документы не работают. И не будут работать, пока не появятся механизмы, позволяющие не на словах, а на деле обязать государства-члены ООН придерживаться взятых на себя обязательств.
Внедрение этих механизмов – крайне непростая работа, которая потребует не одно десятилетие. И начаться она должна с самых истоков, с воспитания детей и молодежи в духе мира, с донесения до самых широких слоев населения аксиомы: не бывает благополучия для отдельно взятой страны. Если где-то идет война, это грозит гибелью не только непосредственно задействованным в ней сторонам, но и человечеству в целом. Планетарная ядерная катастрофа коснется всех и каждого. Поэтому каждый житель Земли от мала до велика должен прилагать свои усилия, чтобы не допустить подобного.
Только коллегиально выработанные механизмы сотрудничества в экономической и экологической сферах способны решить стоящие перед человечеством глобальные проблемы. И основой их возникновения должна стать повсеместно и на всех уровнях, от детсадовца до политика, внедряемая в широкие массы практика миротворчества.
О том, насколько хрупок мир, наглядно показывает печальный опыт Северной и Южной Кореи. В апреле 2018 года страны, которые более 70 лет жили в состоянии «хорошей ссоры», подписали декларацию о мире и договорились прекратить любые враждебные действия по отношению друг к другу. Работа в этом направлении началась еще в 1980 году, когда при правительстве Южной Кореи был создан Консультативный совет по демократическому и мирному объединению Кореи, направленный на консолидацию миротворческих усилий граждан и правительства по разработке и реализации политики мирного воссоединения Кореи.
Однако в июне 2020 года Северная Корея, устав от нерешительности своего южного соседа, предлагающего участие сугубо в показательных, декоративных мероприятиях, не имеющих ничего общего с реальным сотрудничеством, показательно подорвала узел связи для переговоров.
Причина произошедшего кроется в боязни Южной Кореи перед международными санкциями и санкциями США в частности. Из-за этого все контакты с КНДР в области экономики остались лишь задекларированными, но ни на йоту не реализованными. Разумеется, Северная Корея была крайне недовольна тем, что правительство Южной Кореи оказалось не в силах проводить независимый от США курс внешней политики. А в итоге – откат назад, и хорошо, если не на один десяток лет. А также – наглядный пример пагубного воздействия санкций, дамокловым мечом висящих практически над любой державой, посмевшей общаться с «отверженной» Северной Кореей, Ираном или Сирией.
Это свидетельствует о том, какой непростой и по сложности, и по временной протяженности путь предстоит пройти странам-членам ООН, чтобы вновь научиться доверять друг другу после десятилетий беззакония под флагом сохранения демократии в том виде, как ее понимает самый серьезный из геополитических игроков. Но сложно – не означает невозможно. И если мы хотим сохранить планету для наших потомков, нам неотвратимо суждено собраться и пройти этим путем – путем истинного миротворчества.
Ваш МИРЪЪЪа-Творец,
Лаки Ли