Я хочу, чтобы вы это знали
Через несколько дней я возвращаюсь в Италию. Хочу ли я туда? Нет! Вы спросите - почему? Да потому что я пока не знаю ни одного человека, который бы с желанием и на добровольной основе поместил бы себя в гетто. Именно так можно охарактеризовать Италию наших дней.
За две с половиной недели, проведённых в Москве, я поняла, что, к счастью, россияне плохо представляют себе, как и чем сейчас живут европейцы, в частности итальянцы.
За прошедшие дни я общалась с разными людьми: от родственников и друзей до врачей, таксистов, и продавцов. И все они искреннее удивлялись моим рассказам о том, что в Италии уже год люди обязаны носить маски на УЛИЦАХ, причем добросовестно, натянув их на нос. А не оголять его, как это повсеместно делают в России.
За соблюдением этого правила строго следят сами же итальянцы, вымуштрованные собственным правительством. «Неверных», гуляющих на свежем воздухе со с пущенными с носа масками, тут уже смиряют порицающими взглядами и морализаторством о спасении жизней.
Больше скажу, женщины в масках РОЖАЮТ. Схватки, потуги, исход – всё в медицинском «наморднике» несмотря на то, что врачи привиты и работает в защитных шлемах.
Люди настолько привыкли носить на лицах тряпки, что многие не снимают их в собственных машинах, даже если едут рядом с домашними.
Кстати, большинство населения Италии за прошедший год дальше ближайшего супермаркета и аптеки не выезжали. Во-первых, промтоварные магазины практически всё это время были закрыты. Если им и разрешали работать, то фрагментарно. Например, за две недели до Рождества людей выпустили закупиться подарками. А потом опять всё «схлопнули». Затем вновь где-то открыли.
Хотя, по правде сказать, торговле грех жаловаться. Ей повезло больше, чем культурно-досуговой сфере. Театры-музеи не работают тотально и когда начнут неизвестно. И радости в том, что нынче можно сходить на онлайн-экскурсию, лежа на диване, я никакой не вижу.
Вы скажете, Италия – это музей под открытым небом. Гуляй и наслаждайся архитектурой, пусть и в маске. Как бы не так! В большинстве итальянских регионов людям нельзя покидать свои районы. К примеру, житель Милана не может поехать погулять в парк города Монцы. Это всё равно, что запрет на перемещение по маршруту Москва-Королев.
А ещё, проживая в небольшом городке под Миланом, закон обязует ходить только в те магазины, которые имеются в данном конкретном поселении. Поход за хлебом к Джузеппе, работающему в соседней деревне, может обернуться штрафом. Ну чем не гетто..? Правда же, очень смахивает.
Но если запреты на передвижения между районами периодически сменяются послаблениями, в зависимости от окраски региона (в Италии на законодательном уровне установлены цвета, в которые окрашивают регионы в соответствии с текущей ситуацией по заболеваемости: красная, оранжевая, желтая, белая), то вето на поездки в другие регионы страны будет действовать еще как минимум до конца марта. Так что дачи и вторые дома итальянцев пребывают в запустении.
Вообще, по моим наблюдением, «окрашиванием» регионов итальянское правительство излишне увлеклось. Процесс этот им изрядно полюбился. Регионы меняют цвет чуть ли не каждую неделю. Не успела Эмилия-Романья и пары недель побыть желтой, как опять получила статус оранжевой зоны. В Ломбардии ситуация тоже накаляется. За четыре дня до моего отъезда, 6 февраля, «мы» стали желтыми и вот опять начинаем потихонечку «краснеть».
Люди живут будто в военных условиях, опасаясь, что с минуты на минуту их начнут «бомбить». Ну а пока не начали, надо успеть глотнуть свободы в виде свежезаваренного кофе из пластикового стаканчика в близлежащем баре, где с соседями по барной стойке можно обсудить последние «ковидно-фронтовые сводки». Другими новостями Италия пока не живет, не считая смены правительства.
Жизнь в стране Пиноккио остановилась. Государственно-бюджетные организации работают теперь исключительно по предварительной записи. И если вдруг появится необходимость продлить удостоверение личности (операция, занимающая в доковидные времена тридцать минут), то теперь запись в местную мэрию на подачу документов придется не раньше, чем на начало мая. Затем последуют томительные недели ожидания готового документа. В Москве же мой сын за две недели обновил паспорт и сделал прописку в местном МФЦ, режим работы которого быстро вернулся к доковидному после первой волны.
Более-менее бесперебойно работают детские сады, да и то, до первого «подозреваемого» в коронавирусе. Что же касается кружков для детей, творческих школ и спортивных секций, они так же, как театры-музеи закрыты до особого распоряжения.
Школы работают частично. Их могут посещать только семьдесят пять процентов учеников. И то, если вы находитесь в желтой зоне. В оранжевой - все учатся по домам. Про красные и говорить нечего. О полном открытии школ разговоров пока не ведется.
И да, забыла. Вся страна на военном положении – с 22.00 до 5.00 действует комендантский час.
И что самое поразительное, итальянцы не сопротивляются. Они покорно следуют тому, что им предписывают и ничего не нарушает. Они уже практически готовы к следующему витку событий… вот только каким он будет, пока остается только догадываться.
Так что, дорогие соотечественники, не ропщите. Ведь вам не надо отпрашиваться у государства сходить за хлебом. Вам не нужно оправдываться перед ним за то, что вы должны на этот хлеб заработать, и соответственно доехать до места своей работы. И вы не должны доказывать ему, что вам очень нужно к врачу.
Наслаждайтесь - у вас есть свобода, у вас есть выбор, у вас есть полноценная жизнь. В Европе этого не будет еще долго. И неизвестно, будет ли вообще.