Борьба с драконом 5 (компульсивное переедание)
Роман С. решил проявить волю и отказаться от привычного кофе с сахаром и сливками (кофеин, сахар и жир) с печеньем (жир, белая мука, сахар, ароматизаторы). Получил советы от друзей. Но у него не только ничего не вышло – состояние было не из лучших, да еще и возникли симптомы binge (компульсивного переедания). У дракона вырастает еще одна голова.
Что это такое?
Люди вкладывают в слово «биндж» разные понятия.
Если вы съели за праздничным ужином больше обычного – это не биндж. Биндж – это не то, что случается изредка.
Если вы намеревались съесть один бутерброд, а съели два – это не биндж.
Если в стрессовой ситуации вы съели больше обычного – это не биндж. Некоторым еда помогает успокоиться. (Есть люди, которые -- наоборот – не могут есть от волнения. Но велик шанс, что когда волнение уляжется, аппетит у них будет выше обычного – организм возьмет свое. Но это тоже не биндж).
Иногда человек ест больше обычного, потому что не знает, когда в следующий раз доведется поесть. В далекие времена это было нормой. Предки ходили без еды пару дней, потом набредали на фруктовое дерево и ели сколько влезало. Это помогало выжить, когда еды было мало. А сейчас, когда еды много, этот генетический эволюционный компонент доставляет проблемы. Но это тоже не биндж – человек делает это намеренно.
Впервые симптомы «BED – Binge Eating Disorder» или компульсивное переедание были описаны в 1959 году.
В 1987 году BED стали считать разновидностью булимии.
И только в 2013 компульсивное переедание было признано самостоятельным расстройством пищевого поведения.
Симптомы:
1. Частые эпизоды поглощения большего (чем обычно) количества пищи в течение двух часов. Иногда среди ночи. (Легкая форма – 1-3 эпизода в неделю. Тяжелая: 14 или больше эпизодов в неделю).
2. Потеря контроля над количеством поглощаемой еды.
3. Скорость еды -- быстрее, чем обычно.
4. Есть до момента дискомфорта от переполненного желудка. (Этот симптом надо рассматривать индивидуально. Один человек от лишней корочки хлеба почувствует себя некомфортно, а у другого и после половины торта в желудке еще остается место).
5. Есть секретно, втайне от других, боясь осуждения и косых взглядов.
6. После таких эпизодов испытывать к себе отвращение, впадать в депрессию.
Почему это происходит? Есть три теории, две из которых приняты официально. Третья – пока принята во внимание.
Принятые теории:
1. Эмоциональная
Скука, печаль, тревога, чувство отвергнутости, беспомощность. Это психологическая проблема. Тут надо разбираться в первую очередь «не с тем, что ешь ты, а с тем, что ест тебя».
2. Диеты
Человек сам устанавливает себе ограничения, например, говорит: «Я сяду на кето». (Вообще, если человек так говорит, то это уже служит подсказкой, чем он обычно злоупотребляет). Если через некоторое время он попробует конфету, то она покажется ему в сто раз вкуснее, чем раньше (особенно на фоне отсутствия или недостатка углеводов). Иногда имеет значение не только вкус, но и текстура: хруст (чипсы), мороженое (холод), пирожное (кремовая консистенция).
Иногда человек не ест углеводов в течение дня, но вечером одна хлебная крошка провоцирует биндж – и он не может остановиться, пока не съест весь батон.
Иногда человек три месяца соблюдает низкокалорийную диету, достигает желаемого веса, но тут то и появляются эпизоды биндж.
Бывает, что обе причины имеют место – и эмоции и диета.
Приверженцы этих теорий считают, что нельзя лишать себя удовольствия, Нельзя давить в себе переживания, и, если не излить душу, то будет взрыв. Нельзя лишать себя конфет, а то... сами знаете. Всего понемножку и все будет в порядке. Просто нужно знать меру.
И тут-то кроется подвох. «Всего понемножку» и «соблюдайте золотую середину» -- понятия неопределенные, без количественного фактора. То есть, каждый их понимает, как хочет и каждый сам определяет для себя, что такое «немножко». Обычно людям кажется, что «золотая середина» -- это как раз столько, сколько они сейчас едят. А откуда проблемы с лишним весом и повышенным сахаром в крови – не ясно.
3. И непризнанная теория. Зависимость от пищевых субстанций.
Есть определенные, вполне конкретные продукты, которые провоцируют биндж -- и это не капуста или салат. Это высококалорийные, гипервкусные продукты: булки, сдоба, кондитерские изделия, мороженое, пицца, чипсы, картофель фри, наггетсы с соусом и прочие – на некоторых они действуют, как наркотик. Только наркотическое вещество может блокировать части мозга ответственные за логику, самоконтроль и здравый смысл.
Материалов по пищевой зависимости -- более, чем достаточно. Но, видимо, чтобы это стало официальным диагнозом, потребуется еще лет шестьдесят, как в случае с признанием бинджа.
***
Итак, многие люди, сидевшие на диетах, испытывали впоследствии эти симптомы – невозможность совладать с собой при виде любимых лакомств. Или начинали есть, намереваясь ограничиться маленьким кусочком, и приходили в себя только когда кулек/тарелка/банка/коробка пустели.
Но, поскольку большинство людей «худели» много раз, ограничивая калорийность меню и отказываясь от мучного и сладкого, а потом опять набирали вес, то они уже не помнят, когда возникли симптомы «binge» – до очередной диеты или после. Поэтому обычно трудно определить, это классическое расстройство пищевого поведения или следствие ограничения калорий.
Но у меня хорошая память. И я помню точно, какие именно продукты включали биндж у меня именно после диет. В юности это был торт Киевской кондитерской фабрики -- с шоколадным кремом, прослойкой из пастилы, пропитанный сиропом. (Название тоже помню – у меня же хорошая память -- но не скажу). В зрелые годы это был бисквитный рулет из обычной бруклинской кондитерской -- с кремом внутри, а снаружи покрытый малиновым джемом и посыпанный кокосовой стружкой. И еще карамельное мороженое из обычного супермаркета. Подробно об этом, помимо прочего, в книге "Как есть".
Я точно установила характеристику наркотического продукта для моего мозга: он должен быть одновременно сладким, жирным, мягким, ароматным, с кремовой субстанцией.
Я вычеркнула эти продукты из своей жизни в 2009 году после того, как прочла книгу "The end of overeating", Дэвида Кесслера. И все как рукой сняло -- я вообще забыла об этой проблеме. И сейчас последние материалы экспертов в лечении пищевой зависимости, выдвинувших теорию #3, связали многие факты воедино.
Так что я на стороне тех экспертов, которые предполагают, что биндж – может быть следствием диет, но на фоне пищевой аддикции!
О том, каким методом я вычеркнула эти продукты из жизни -- в следующих постах.
(Продолжение следует).